EN
EN
RU
My Account
Orders
No subscription
Sign in
|
Register
Email
Password
Forgot your password?
Login via:
Register
Remember me
About project
Journals
For authors
For readers
EN
EN
RU
All
All
Author
Title
Text
Orders
No subscription
Sign in
|
Register
Email
Password
Forgot your password?
Login via:
Register
Remember me
Home
Voprosy filosofii
Issue 8
Watersheds secularization. What is wrong with our millennium: a view from the epicenter of the geopolitical clinch
Annotation
Reviews
8
Watersheds secularization. What is wrong with our millennium: a view from the epicenter of the geopolitical clinch
Vladimir Mironov
Watersheds secularization. What is wrong with our millennium: a view from the epicenter of the geopolitical clinch
PII
S004287440006060-1-1
DOI
10.31857/S004287440006060-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Mironov
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal name
Voprosy filosofii
Edition
Issue 8
Pages
219-220
Abstract
Keywords
Received
08.09.2019
Publication date
24.09.2019
Number of characters
8063
Cite
GOST
Mironov V. Watersheds secularization. What is wrong with our millennium: a view from the epicenter of the geopolitical clinch // Voprosy filosofii – 2019. – Issue 8 C. 219-220 [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/vphil/s004287440006060-1-1-en (circulation date: 05.11.2024). DOI: 10.31857/S004287440006060-1
MLA
Mironov, Vladimir "Watersheds secularization. What is wrong with our millennium: a view from the epicenter of the geopolitical clinch."
Voprosy filosofii
8 (2019):219-220. DOI: 10.31857/S004287440006060-1
APA
Mironov V. (2019). Watersheds secularization. What is wrong with our millennium: a view from the epicenter of the geopolitical clinch.
Voprosy filosofii
(8), pp.219-220 DOI: 10.31857/S004287440006060-1
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author.
Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1
Книга коллектива авторов из Украины (Водоразделы секуляризации: Западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы. Под ред. А.В. Белокобыльского, В.С. Левицкого. М.: Академический проект, 2018. 215 с.) сначала вышла в Украине, а теперь и в России. Основные идеи исследования были сформулированы под руководством Александра Белокобыльского и Виктора Левицкого (их совместная статья «Социальная реальность. Институции интерсубъективности» опубликована в «Вопросах философии», 2018, № 10).
2
Название, вынесенное в заголовок этой рецензии, с моей точки зрения, вполне отражает общий дух книги. Несмотря на то, что в ней обсуждаются важные философские, религиоведческие, культурологические проблемы, это не только специальное научное исследование, но и «документ эпохи», своеобразная летопись событий истории западного разума (рациональности) последних десятилетий. Книгу читаешь с увлечением, следя за «драматургией» и «фабулой», хотя ее «героями» выступают теории и факты, а язык изложения иногда довольно сложен. Анализ процесса секуляризации, связываемой авторами с поступательной «детранцендентизациией» смыслового универсума европейской культуры, представляется достаточно убедительной находкой для реализации замысла книги. По крайней мере, в нем геополитические сдвиги нового тысячелетия превращаются в логичные и предсказуемые события.
3
Главная ценность книги - редкая в наши дни попытка осмысления «происходящего с нами» (цитата из авторской аннотации), которая не сводится к поиску сугубо материальных детерминант исторического процесса. Я бы сказал, что авторы попытались внести определенную структуру в ту релятивистскую парадигму рациональности, которая утвердилась в философии с последней четверти ХХ в. Правда, речь идет скорее о теории рациональной относительности, когда в качестве центра системы координат принимается религиозное мировоззрение (конкретно – латинское христианство), а в качестве критерия оценки - степень универсальности категорий культуры, выработанных разумом на пути исторического движения. Интересным следствием такого теоретического подхода становится тот факт, что социальные, экономические, технические, технологические и политические новации рассматриваются как производные от трансформаций культурного разума.
4
Интересно, что в книге секуляризация не приравнивается к рационализации, а та, в свою очередь не выводится за границы религиозного универсума. Напротив, рационализация рассматривается в качестве атрибута становления религиозных традиций (см. с. 24), в частности христианства как мировой религии. Именно в христианском универсуме, точнее в культурном ареале западного латинского христианства, процесс рационализации религии достигает степени секуляризации – состояния разума, в котором начинается формирование а-религиозного мировоззрения. Собственно, отказ от «партикулярной» религиозной мифологии, связанной в случае христианства с библейским повествованием, означает рождение мифологии универсальной – мировоззрения, в центре которого, согласно авторской интерпретации, находится человеческий разум. Секуляризация в таком случае - это процесс переосмысления религиозного содержания онтологических категорий в духе его антропологизации и «детрансцендентализации». Собственно ориентация нового мировоззрения на человеческий разум и потребности и наделяют его универсальным характером, т.е. делают применимым в любом сообществе и к любым ситуациям.
Loading......
Upload file
Number of purchasers:
2
, views: 1315
Readers community rating:
votes 0
Резолюция редактора:
Public without changes.
Public with author changes without repeat reviewing.
Public with author changes with repeat reviewing.
Journals editorials
Editrials contacts
on journals page
Publisher/ Operator
Publishing LLC
«
Integration: Education and Science
»
ras.jes.su
Developer
Publishing LLC «I-PC»
jes.su
Loading...
Up