The Other Beginning and Its Attunement in Heidegger’s “Contributions to Philosophy (From Enowning)”

 
PIIS004287440006057-7-1
DOI10.31857/S004287440006057-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 10
Pages189-199
Abstract

Heidegger’s work “Contributions to philosophy (From Enowning)”, composed in 1936–38 and published in 1989, is considered his second (after “Being and time”) major work. The main task of the book is to prepare the transition from metaphysics to the other beginning of thought, being-historical thinking, and “to prepare” means here “to attune”. The article reveals the implicit connection between the attunement of reservedness, the grounding attunement of the other beginning, and Nietzsche’s will to power. Consideration of the grounding attunement of reservedness brings to light its connection with Heidegger’s reading of Nietzsche. Nietzsche’s philosophy is for Heidegger the completion of metaphysics, and the way to the other beginning goes through the implicit dialog with Nietzsche. The will to power is interpreted in the article as an attunement, and the attunement of reservedness, in turn, is interpreted as a will. The grounding attunement of reservedness as a “will” is the counter-attunement and a counter-will of the will to power. Reservedness as a style is a “counter-style” of Nietzsche’s grand style. It is not the style of an organizing “strong hand”, not the grip of the iron will, but the setting free and letting go of the ungraspable.

KeywordsHeidegger, Nietzsche, being, the other beginning, attunement of reservedness, will to power, “grand style”
Received08.09.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters34902
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

«Вклад в философию События»: композиционные и стилистические особенности

2 В 2019 г. исполняется 30 лет публикации работы Хайдеггера «Вклад в философию События» [Heidegger 1898], созданной в 1936–38 гг. и опубликованной в 1989 г. Написанная «в стол», не на публику, эта книга стилистически одна из сложнейших у Хайдеггера. Это Хайдеггер, говорящий «без оглядки», вернее, позволяющий сказаться через себя тому, что хочет себя сказать [Vallega-Neu 2003, 3, 115]. Язык этой книги «тёмен» и непривычен от своей простоты и для простоты. Сказать «то же самое» каким-то более привычным языком – длиннее, сложнее или вовсе невозможно. (Почему никогда не удаются попытки пересказать Хайдеггера? Именно поэтому). Хайдеггер то ли топчется на месте (в книге много повторов), то ли идет семимильными шагами, иногда в каждом слове содержится так много, что пробела между словами и строчками недостаточно, чтобы сделать вдох. Ждать, что Хайдеггер «развернет» эти слова в дефиницию – бесполезно и смешно. Их развернет пространство хода мысли, они развернутся по ходу.
3 Здесь нет привычного линейного развертывания, книга представляет собой собрание фрагментов разной длины, объединенных в восемь частей (1. Взгляд вперед. 2. Отклик. 3. Сопровождение. 4. Скачок. 5. Обоснование. 6. Настающие. 7. Последний Бог.) [Бибихин 2009, 496]. Фрагменты связаны между собой не столько последовательно-линейно, сколько принадлежностью общему пространству. Основные темы повторяют себя, словно один и тот же огонь вспыхивает в разных точках этого пространства. Хайдеггер называет строение этой работы фугой (Fuge) [Heidegger 1989, 59]. Так, в фуге тема (музыкальная) звучит то в одном голосе, то в другом, в разных звуковысотных позициях, в разных «местах» звуковысотного пространства. Немецкое слово Fuge значит «сочленение, стык», в данном случае – это состыкованность, взаимосвязь разбираемых в книге тем. Эта взаимосвязь не статична, а динамична, как музыкальная форма. В фуге тема являет себя, когда ее приносит течение музыкального времени; у Хайдеггера главная тема (бытие как Событие) появляется, когда ее приносит ход мысли.
4 Это непривычный «непедагогический» Хайдеггер, большая часть произведений которого – лекционные курсы, в которых он терпеливо и медленно ведет слушателей. Или это другая педагогика? Так бросают в воду, чтобы научить плавать – и Хайдеггер бросает в безопорность другого начала, лишая всех привычных ориентиров и опор.
5

Первое начало и другое начало

6 Задача работы «Вклад в философию События» – подготовить переход от метафизики, или первого начала, к другому началу. И подготовка перехода состоит «…не в предоставлении предварительных сведений, из которых потом раскроются собственно познания, но подготовка здесь значит: проложить путь, поставить на путь, в сущностном смысле – настроить» [Heidegger 1989, 86]. Переход совершается по пути, прокладываемому самим переходом в пространстве, открываемом самим путем.

Number of purchasers: 1, views: 1629

Readers community rating: votes 0

1. Bibikhin, Vladimir V. (2009) Early Heidegger, Institut filiosofii, teologii i istorii svyatogo Fomi, Moscow (In Russian).

2. Bibikhin, Vladimir V. (2002) The language of philosophy, Yaziki slavyanskoi kulturi, Moscow (In Russian).

3. Bibikhin, Vladimir V. The last seminars, http://bibikhin.ru/poslednie_seminari (In Russian).

4. Junger, Ernst (1930) Total mobilization,/ https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/170776-ernst-yunger-totalnaya-mobilizatsiya.html (Russian Translation 2002).

5. Poeggeler, Otto (1983) Der Denkweg Martin Heidegger’s, Neske, Pfullingen.

6. Vallega-Neu, Daniela. Heidegger’s Contributions to philosophy: an introduction. http://bookre.org/reader?file=663204

Система Orphus

Loading...
Up