Ученый как профессия: в поисках самоопределения

 
Код статьиS004287440006028-5-1
DOI10.31857/S004287440006028-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы24-28
Аннотация

В настоящей статье, отталкиваясь от предложенного Максом Вебером определения ученого, автор исторически рассматривает трансформации понятия «ученый» в философии и истории науки. В контексте развития и усложнения науки в качестве социального института определенного типа, автор пытается проследить формирование требований к ученому в процессе профессионализации научного познания. Основная задача статьи – показать, как с развитием науки возрастает количество требований к ученому, входящих в его профессиональные компетенции. Если на начальном этапе профессионализации науки основным требованием к ученому является добросовестный научный поиск, то с развитием профессии к этому добавляются уже не столько «научные» компетенции (к которым с натяжкой можно отнести и преподавание), но и более широкий спектр социально-коммуникационных навыков (популяризация знаний, общение с государственными учреждениями, спонсирующими фондами и т.д.)

Ключевые словаученый, наука как профессия, Макс Вебер, Уильям Хьюэлл, Альфонс Декандоль
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-311-00282 «Рациональность в гуманитарных науках: теоретические противоречия и дисциплинарная практика» и РФФИ, проект № 17-29-09178 «Анализ языка и междисциплинарность»
Получено08.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов11667
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В докладе, известном в русском переводе как «Наука как призвание и профессия», Макс Вебер попытался сформулировать те требования, которые выдвигает к человеку, решившему посвятить себя научной деятельности, современное ему положение дел в академическом сообществе. Хотя доклад и призван был вдохновить молодых исследователей, делающих свои первые шаги в научной карьере, на выдающиеся свершения, то есть, по сути, служить мотивационной речью, его основное содержание сводится скорее к предостережению от подводных камней, связанных с наукой как профессиональной деятельностью. В центре данного доклада – два аспекта: личностные психологические особенности, необходимые исследователю для научных занятий и институциональная среда, в которой эти особенности должны найти свое практическое применение. Мы обратимся к процессу профессионализации научного познания и становлении науки как профессии, однако пойдем не вперед, к XXI в. и нынешнему ее состоянию, а назад, к тем предпосылкам, которые и привели Макса Вебера к пониманию науки как профессии.
2 Макс Вебер сравнивает две академические системы – немецкую и американскую, анализируя плюсы и минусы этих систем, из которых ни одна не представляется ему полностью удовлетворительной. Институциональное устройство науки здесь выступает в качестве той объективной реальности, которую человек, обладающий призванием к научным исследованиям, должен с необходимостью встраиваться, если хочет продолжать (да и просто начать) свои научные изыскания. При этом, несмотря на то, что Вебер не пытается вывести более или менее общее определение ученого, он в сравнительно небольшом по объему докладе ухватывает те тенденции самоопределения ученых, которые формировались на протяжении XIX в. и уже в ХХ в. достигли своего окончательного развития. Важно выделить два аспекта этого процесса: наука перестает быть делом энтузиастов-одиночек и становится коллективным предприятием, участники которого не только занимаются научными изысканиями, но и встроены в формальные академические структуры; занятия наукой требуют узкой специализации в рамках данной структуры – поле научных интересов исследователя жестко ограничивается не только рамками отдельной дисциплины, но и определенными темами и проблемами внутри этой дисциплины. Оба эти процесса способствуют тому, что «научная работа встраивается в ход прогресса» [Weber 1989, 12], а научный прогресс становится «наиболее важной частью процесса интеллектуализации» [Weber 1989, 13], которая, в свою очередь, выражается в убеждении в потенциальной познаваемости рациональными средствами всего мира и происходящих в нем процессов, то есть, в отказе от мистического или мифологического мышления. Причем распространение научного типа мышления не ограничивается только сообществом профессиональных ученых, оно затрагивает все общество в целом.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1666

Оценка читателей: голосов 0

1. Вострикова, Куслий 2018 ? Вострикова Е.В., Куслий П.С. Деньги на науку: Социально-экономические проблемы финансирования научного поиска // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. LV, № 1. С. 99?119.

2. Касавин 2015 ? Касавин И.Т. Как возможна политическая философия науки? // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. XLV. № 3. С. 5?15.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх