Феноменологический анализ понятия «антарьямин» в философии Бхаскары (VIII в.)

 
Код статьиS004287440005745-4-1
DOI10.31857/S004287440005745-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы198-211
Аннотация

Статья представляет собой компаративный анализ таких разных философских традиций, как индийская веданта и феноменология Гуссерля. В статье подробно рассматривается одна из основных для учения веданты проблем соотношения Брахмана и мира, а также Брахмана и индивидуальной души человека. Эта проблема на протяжении развития учения веданты находила разные варианты решения – от монизма Шанкары (VIII в.) до дуализма Мадхвы (XIII в.). Промежуточными стадиями развития этого учения принято считать взгляды Рамануджи и Бхаскары (XI–XII вв.). Особое внимание в статье посвящено рассмотрению решения, найденного Бхаскарой, пытавшегося обосновать, что Брахман может быть и тождественен миру и внутреннему управителю, и одновременно отличен от них в зависимости от способа нашего рассмотрения и интерпретации понятий тождества и различия, а также понятий авидьи и майи. Такого рода анализ позволяет вскрыть также неоднозначность решения, предложенного Шанкарой, на что обычно исследователи не обращают внимания.

На основе сравнения хода аргументации Бхаскары, обосновывающего одновременное тождество и различие Брахмана и мира, Брахмана и индивидуальной души, с методом трансцендентальной редукции Гуссерля авторы статьи приходят к выводу, что методы феноменологии вполне могут успешно применяться при попытке осмысления европейским историком феноменологии ряда аспектов философской мысли других культурных регионов (в частности, Индии). В статье демонстрируется также, что описанию при помощи языка гуссерлианской феноменологии поддаются и другие, на первый взгляд принадлежащие совершенно иной традиции, системы западной философии (например, некоторые положения кантовской философии).

Ключевые словаБрахман, внутренний управитель, феноменология, Гуссерль, Шанкара, Бхаскара, феноменологическая редукция
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ). Проект «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов», № 16-18-10427
Получено28.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов45252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В данной статье сопоставляется феноменология Гуссерля, одно из самых значимых философских учений XX в., и учение Бxаскары, одного из представителей веданты. Наше исследование будет осуществляться в двух аспектах: мы рассмотрим отношение сознания и мира у Гуссерля, и соответственно, отношение Брахмана и мира у Бхаскары, а также определим возможности применения феноменологической методологии для прояснения некоторых моментов в толковании философских проблем у Бхаскары.
2 Прежде чем перейти к решению поставленных задач, отметим важное соображение: всякие попытки найти в западноевропейской философии эквивалент кардинально важному для индийской философии понятию ātman (буквально “[Я] сам” c коннотатом «хозяин» – тела, ума, чувств и т.д.), среди которых можно найти и понятие «трансцендентальный субъект», терпят неудачу [Парибок 2016, 22]. Учитывая это, отметим также, что в данной статье мы будем говорить не о трансцендентальном субъекте, а о трансцендентальном сознании или трансцендентальной субъективности, и следовательно, при такой постановке задачи указанное соображение утрачивает свою обязательность.
3 Традиционная интерпретация гуссерлевской трансцендентальной субъективности, представленная, например, такими философами как Захави [Zahavi 2003/2009], а в российской традиции – А.Г. Черняковом [Черняков 2001], заключается в признании онтологического первенства трансцендентального сознания (и сознания вообще) по отношению к миру. Сознание обосновывает все другое бытие, в том числе и мир. Такая интерпретация основывается, прежде всего, на Первой книге «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» [Husserl 2009], «Формальной и трансцендентальной логике» [Husserl 1974], отчасти на «Кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии» [Husserl 2004], где хотя и утверждается, что все науки основываются на жизненном мире, но сам жизненный мир требует прояснения исходя из трансцендентального сознания.
4 Мы будем придеоживаться другой интерпретации философии Гуссерля. Согласно ей мир может существовать и без сознания, а сознание (и трансцендентальное сознание как основа любого сознания) встроено в мир, и поэтому можно сказать, что сознание и мир невозможны друг без друга. Единственная реальность, которая нас окружает, – это материальная реальность вещей, живых организмов и людей, в которую «встроено» сознание. Такой вывод можно сделать на основании цикла лекций «Вещь и пространство» [Husserl 1973], Второй книги «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» [Husserl 1952]. Одной из задач феноменологии Гуссерля является исследование этой окружающей реальности. Сознание нам дает доступ к миру, оно первично только в гносеологическом аспекте. Это можно подтвердить тем, что все утверждения об изначальности бытия сознания в Первой книге «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» делаются на основе сравнения способов данности переживаний сознания и материальных вещей. Не случайно один из лучших современных феноменологов Л. Тенгели назвал феноменологию Гуссерля «методологическим трансцендентализмом» [Tengelyi 2010, 151].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1373

Оценка читателей: голосов 0

1. van Buitenen, Johannes Adrianus Bernardus (1988) УThe relative dates of Sankara and BhaskaraФ, L. Rocher, Ed., Studies in Indian Literature and Philosophy. Collected articles of J.A.B. van Buitenen, Motilal Banarsidass, Delhi, pp. 187Ц190.

2. Chernjakov, Aleksei G. (2001) Ontology of Time. Being and Time in Philosophy of Aristoteles, Husserl, Heidegger, High Religion and Philosophy School Press, Saint Petersburg (In Russian).

3. Dasgupta, Surendranath (1975) History of Indian Philosophy, Vol. III, Motilal Banarsidass, Delhi.

4. Grimes, John A. (2009) Concise Dictionary of Indian Philosophy. Sanskrit Terms Defined in English, Indica Books, Delhi.

5. Monier-Williams, Monier A. (1956) A Sanskrit-English Dictionary Etymologucally and Philologically Arranged with Special Indo-European Languages, Oxford University Press, Oxford.

6. Oberhammer, Gerhard (1998) Materialien zur Geshcichte der Ramanuja-Schule IV. Der УInnere LenkerФ (Antaryamin) Geschichte eines Theologems, Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, Vienna (Veroffentlichungen zu den Sprachen und Kulturen Sudasiens, Book 31).

7. Paribok, Andrey V. (2016) УThe Ultimate Foundation of the Atman Versus Anatman Issue in Indian PhilosophyФ, Philosophical crossroad of interaction of civilizations: culture and values, RUDN University, Moscow, pp. 98Ц115 (in Russian).

8. Potter, Karl H. (1995) Encyclopedia of Indian philosophies. Vol. I: Bibliography, Motilal Banarsidass, Delhi.

9. Pskhu, Rusana V. (2007) Formation of Vishishta Advaita Vedanta on base of УVedarthasamgrahiФ Ramanuja, RUDN University, Moscow (in Russian).

10. Tengelyi, Laszlo (2010) УHusserls methodologischer TranszendentalismusФ, C. Ierna, H. Jacobs, F. Mattens, Eds., Philosophy, Phenomenology, Sciences. Essays in Commemoration of Edmund Husserl, Springer Science, Dordrecht.

11. Zahavi, Dan (2003/2009), Husserls Phanomenologie, Mohr Siebeck, Tubingen.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх