Научное и художественное творчество: идеальные объекты

 
Код статьиS004287440005741-0-1
DOI10.31857/S004287440005741-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы150-161
Аннотация

В данной статье мы исходим из представления о том, что наука является сложной системой, а ее идеальные объекты – сложными идеальными системами научных смыслов. Мы принимаем точку зрения, что идеальные объекты биологии моделируют реальность живой природы. Обоснована метафорическая нагруженность идеального объекта науки и целой научной картины мира. Рассмотрено понятие идеального объекта с позиций экзистенциальной философии, в соответствии с которой научные идеальные объекты, как и научная картина мира в целом, являются метафорами самоопределения, как отдельного ученого, так и всего научного сообщества. Исследован художественный (а именно, поэтический) образ и показано, что он обладает рядом типологических черт, характерных и для идеальных объектов науки. Мы рассмотрели в качестве примеров: биологию как естественную науку и поэзию как пример художественного творчества. Известно, что биология имеет дело со сложными объектами: такой феномен, как живое вещество, требует специальной методологии своего изучения. Благодаря этой сложности, биология как наука стоит несколько особняком от других естественных наук. Учеными-биологами создаются модели биологических процессов, физические (invitro) или компьютерные. Мы обратились к концепции социолога познания Эдинбургской школы Дэвида Блура и его книге «Знание и социальная образность», чтобы показать, что идеальному объекту науки свойственны некоторые черты «социального» образа. Для демонстрации сходства научного идеального объекта и художественного образа мы взяли образ черемухи в творчестве Беллы Ахмадулиной. Мы показали, что этому образу присущи типологические черты идеального объекта.

Ключевые слованаука, сознание, идеальный объект, научная картина мира, образ, метафора
Получено28.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов37025
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В предлагаемой работе речь пойдет о творчестве идеальных объектов как в науке (мы возьмем как пример биологию), так и в искусстве (на примере поэтического творчества).
2 Для наших исследовательских целей мы примем определение известного отечественного феноменолога Н.М. Смирновой, которая определяет творчество как создание новых культурных смыслов [Смирнова 2015, 68]. Любой смысл культурноотносителен. Универсалии культуры как идеальные объекты представляют собой системы смыслов в качестве регулятивов человеческого мышления и деятельности. Смыслами наделены любые артефакты. Науку в данной работе мы рассматриваем как сложную идеальную систему научных смыслов, в художественном же творчестве творятся смыслы художественные. Из научных смыслов конструируются идеальные объекты науки (ИО) и целая научная картина мира (НКМ).
3 Каждый единичный научный факт можно представить себе как систему научных смыслов – рефлективных единиц, существующих в сознании ученого. Но каждый эмпирический научный факт теоретически нагружен. Теория также является сложной и развернутой системой научных смыслов. Идеальные объекты науки как составная часть сложной идеальной системы – целостной науки – представляют собой системы (по сравнению со всей наукой более низкого порядка). Научные картины мира предстают с этой точки зрения как системы высшего порядка по сравнению с отдельными идеальными объектами (ИО) и теориями, но низшего порядка, чем общенаучная картина мира (НКМ) или наука в целом как способ познания мира. Научные картины мира (НКМ) как системы, в свою очередь, являются частью человеческого мира. Весь человеческий мир, включая повседневный жизненный мир, миры искусств, науки и наук, религии – является системой смыслов высшего порядка. Научные картины мира изменяются вместе с науками, и это изменение каждый раз влияет на всю человеческую культуру. Мы можем, в свою очередь, анализировать смену научных картин мира как трансформацию мира человечества. Весь человеческий мир как идеальная система трансформируется с изменением своих подсистем: жизненного мира, искусств, религий, наук. И поскольку структуры науки представляют собой многоуровневую, сложную идеальную систему, находящуюся постоянно в стадии трансформации (по Т. Куну, незначительной в случае решения задач или тотальной в случае революций), постольку и весь мир человечества трансформируется с изменением научных представлений. Такая трансформация зависит от вполне определенной части социума – научного сообщества. Так же, как трансформация эстетических представлений зависит от части общества, занимающейся искусством, трансформация, связанная с развитием науки, зависит от научного сообщества. Научное сообщество, таким образом, становится субъектом для идеальных трансформаций научной картины мира (НКМ) и научных теорий.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1592

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахмадулина 2009 – Ахмадулина Б.А. Озябший гиацинт. Новые стихи. М.: Олимп: Астрель, 2009 (Akhmadulina, Bella, Chilled hyacinth. New poems, in Russian).

2. Бауэр 1935 – Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.: ВИЭМ, 1935 (Bauer, Ervin S., Theoretical biology, in Russian).

3. Гурвич 1944 – Гурвич А.Г. Теория биологического поля. М.: Советская наука, 1944 (Gurwitsch, Alexander G., Theory of Biological Field, in Russian).

4. Шюц 2004 – Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом / Составление, филос. перевод, общее и научное редактирование, послесловие Н.М. Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004 (Schutz, Alfred (1962) Concept and Theory Formation in the Social Sciences, Russian Translation).

5. Маркова 2009 – Маркова Л.А. Перспектива науки: смысл как альтернатива истине // Эпистемология & философия науки. 2009. № 4. C. 48–57.

6. Смирнова 2009 – Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

7. Смирнова 2014 – Смирнова Н.М. Интерактивная природа смысла: эпистемология метафоры // Опыт и смысл / Под ред. Н.М. Смирновой.– М.: ИФ РАН, 2014. С. 15–38.

8. Смирнова (ред.) 2014 – Опыт и смысл / Под ред. Н.М. Смирновой.– М.: ИФ РАН, 2014.

9. Смирнова 2015 – Смирнова Н.М. Творчество как процесс созидания новых культурных смыслов // Философия творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 8–9 апреля 2015 г., Институт философии РАН, г. Москва / Под ред. Н.М. Смировой, А.Ю. Алексеева. М.: ИИнтелл, 2015. С. 63–77.

10. Смирнова, Бескова, Майданов 2015 – Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015.

11. Смирнова 2017 – Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2017.

12. Стёпин 1999 – Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 1999. – URL: https://www.twirpx.com/file/191429/ (дата обращения 19.01.2018).

13. Стёпин 2011 – Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011.

14. Стёпин 2015 – Стёпин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект; Альма Матер, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх