The Modern Radicalism: Phenomenology, Origin and Mechanisms

 
PIIS004287440005730-8-1
DOI10.31857/S004287440005730-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation:  Head of Department of clinical psychology
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address:  125009, Moscow, Mokhovaya str., 11/9
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages89-98
Abstract

 Radicalism has become one of the most hazardous phenomena in the sociocultural reality. It appears in the different multiformity from the ordinary intolerance up to terrorism. Radicalism is a form of the subjective experience and perception of surrounding reality. That form excludes the critical evaluation and tolerance to another sort of weltanschauung. Given the variety of radicalism manifestations, one may distinguish its universal elements: a black-and-white picture of the world, binary thinking, and the absence of any doubts about the genuineness of the world picture and one’s own behaviour. From the point of view of evolution, radicalism is the extension of struggle for existence.

Moderation is less reasonable evolutionally, and it stems as a particular cultural mechanism, forming a more complicated structure of activity. It involves the elements of voluntary regulation, of the mediation of affects and attractions, alienation, reflection, of a complex non-linear evaluation system, and higher forms of moral. This is a higher transpsychic formation, that is, a holistic cognitive-personal-behavioural style. It is based on the integration of mediated and voluntarily-regulated higher mental functions, and it allows considering the present situation in the context of development, planning, goals, and axiological content. Moderation and radicalism are not a binary opposition but a complex structure enabling a derivative, conscious and voluntarily-cultivated radicalism to exist non-contradictorily, being incorporated in symbolic relations and behaviour.

Keywordsradicalism, moderation, tolerance, postmodernism, cognitive-personal style, cultural-historical psychology
Received27.07.2019
Publication date28.07.2019
Number of characters32221
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Все политические и общественные движения заходят слишком далеко.
2 Бертран Рассел
3 Я … испортил отношения со всеми общественными группами в эмиграции – с почвенниками, еврейскими патриотами, несгибаемыми антикоммунистами и прочей сволочью … И монархисты, и трубадуры Сиона, при всех отличиях – злобная, невежественная и туповатая публика.
4 Сергей Довлатов
5 Современная экспансия радикальной идеологии стала одним из самых серьезных вызовов возможности построения стабильного рационального мира, на который с конца XVIII в. ориентировалась сформулированная в эпоху Просвещения идея прогресса, превратившаяся в конце ХХ в. в идею толерантности. Идея толерантности, как и идея «конца истории», оказалась не полностью состоятельной, в ней в полном объеме проявилась ограниченность рационалистического понимания человеческого поведения, не учитывающего его сложную структуру. Возрождение радикалистского дискурса в современной жизни оказалось неожиданным, поскольку значительная часть общества успела расслабиться, ожидая «конца истории» и неотвратимого торжества всеобщей толерантности в мире, где агнец должен был вот-вот начать жить с волком. Как многие уже заметили, обещанного конца истории не случилось, наоборот, одной из примет современного мира стало возрождение радикализма в самых разнообразных формах – от простой непримиримости оппонентов в различных сферах общественной и индивидуальной жизни, футбольного фанатизма или споров в интернете, до религиозного фундаментализма, терроризма и пр. Радикализм затрагивает людей самых разнообразных убеждений: от либеральных до патриархальных, что можно обнаружить, ознакомившись с любым обсуждением на любом форуме, где спор моментально превращается в оскорбление оппонентов, а возможность выработки компромисса стремится к нулю.
6 Радикализм проявляется в самых разнообразных психологических феноменах: радикалистское мышление может ограничиваться склонностью к постоянным спорам, но может стать условием принятия радикалистских решений. Причем это не просто радикализация вечных противников, которые раньше скрывали свои истинные устремления – разрыв пролегает по самой ткани гражданского общества, когда вполне ритуальные коллеги-оппоненты типа американских демократов и республиканцев вступили в окопную войну. Не говоря уже о разделении политических сил в нашем Отечестве, где они уже не слышат друг друга, хотя и плывут в одной лодке.
7 Для ясности понимания скорости и легкости возрождения радикализма стоит отметить, что он, как нам кажется, никогда реально и не исчезал, просто оказался подавленным, либо замаскированным политкорректностью и активно насаждаемой толерантностью. Другое дело, что его выход на поверхность общественных отношений требует анализа причин его живучести и востребованности в современном мире.

Number of purchasers: 5, views: 2078

Readers community rating: votes 0

1. Diamond, Jared (1997) Guns, Germs and Steel, W.W. Norton & Company (Russian translation).

2. Emelin, Vadim A. (2018) “From Neo-Luddism to Transhumanism: Singularity and the Vertical Progress or Identity Loss”, Filosofiya Nauki i Tekhniki, Vol. 23, ¹ 1, pp. 103–115 (in Russian).

3. Emelin, Vadim A., Tkhostov, Aleksander Sh. (2013) “The Babylonian Network: The Erosion of the Truth and Identity Diffusion in the Internet Space”, Voprosy Filosofii, ¹ 1, pp. 74–84 (in Russian).

4. Lacan, Jacques (1991) Le seminaire, XVII. L’envers de la psychanalyse. Seuil, Paris.

5. Le Bon, Gustave (1895) La Psychologic des foules, Paris (Russian translation).

6. Leontiev, Aleksey N. (1975) Activity, Consciousness, and Personality, Politizdat, Moscow (in Russian).

7. Engels, Friedrich. Zur Wohnungsfrage. Der Volksstaat (Leipzig), Juni 1872–Februar 1873 (Russian translation).

8. Plamper, Jan (2015) The History of Emotions, Oxford University Press, Oxford (Russian translation).

9. Ravetz, Jerome R. (2006) The No-Nonsense guide to science, New Internationalist, Oxford.

10. Toulmin, Stephen (1982) The Return to Cosmology: Postmodern Science as the Theology of Nature, Univ. of California Press, Berkeley.

11. Vygotsky, Lev S. (2005) Psychology of the Person’s Development, Smysl, Moscow (in Russian).

12. Zimbardo, Philip (2007) The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil, Random house, New York (Russian translation).

Система Orphus

Loading...
Up