Современный радикализм: феноменология, происхождение, механизмы

 
Код статьиS004287440005730-8-1
DOI10.31857/S004287440005730-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес:  125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы89-98
Аннотация

Радикализм стал одним из наиболее опасных явлений социокультурной действительности, выступающим в многообразии различных форм от простой нетерпимости до терроризма. Радикализм есть форма субъективного переживания и восприятия окружающей действительности, исключающая критическую оценку и толерантность к иным видам мировоззрения. При разнообразии проявлений радикализма можно выделить его универсальные элементы: черно-белая картина мира, бинарное мышление, отсутствие сомнений в истинности картины мира и собственного поведения. С эволюционной точки зрения радикализм есть продолжение борьбы за существование.

 

Умеренность менее эволюционно целесообразна и возникает как особый культурный механизм, создающий более сложную структуру деятельности, включающую в себя элементы произвольной регуляции, опосредствования аффектов и влечений, отчуждения, рефлексии, сложной нелинейной оценочной системы, высших форм морали. Это – высшее транспсихическое новообразование, целостный когнитивно-личностно-поведенческий стиль, основанный на интеграции опосредствованных и произвольно регулируемых высших психических функций и позволяющий рассматривать наличную ситуацию в контексте развития, планирования, целей, ценностного содержания. Умеренность и радикализм являются не бинарной оппозицией, а сложной структурой, позволяющей непротиворечивое существование вторичного, осознанного и произвольно культивируемого радикализма, встроенного в символические отношения и поведение. 

Ключевые словарадикализм, умеренность, толерантность, постмодернизм, когнитивно-личностный стиль, культурно-историческая психология
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов32221
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Все политические и общественные движения заходят слишком далеко.
2 Бертран Рассел
3 Я … испортил отношения со всеми общественными группами в эмиграции – с почвенниками, еврейскими патриотами, несгибаемыми антикоммунистами и прочей сволочью … И монархисты, и трубадуры Сиона, при всех отличиях – злобная, невежественная и туповатая публика.
4 Сергей Довлатов
5 Современная экспансия радикальной идеологии стала одним из самых серьезных вызовов возможности построения стабильного рационального мира, на который с конца XVIII в. ориентировалась сформулированная в эпоху Просвещения идея прогресса, превратившаяся в конце ХХ в. в идею толерантности. Идея толерантности, как и идея «конца истории», оказалась не полностью состоятельной, в ней в полном объеме проявилась ограниченность рационалистического понимания человеческого поведения, не учитывающего его сложную структуру. Возрождение радикалистского дискурса в современной жизни оказалось неожиданным, поскольку значительная часть общества успела расслабиться, ожидая «конца истории» и неотвратимого торжества всеобщей толерантности в мире, где агнец должен был вот-вот начать жить с волком. Как многие уже заметили, обещанного конца истории не случилось, наоборот, одной из примет современного мира стало возрождение радикализма в самых разнообразных формах – от простой непримиримости оппонентов в различных сферах общественной и индивидуальной жизни, футбольного фанатизма или споров в интернете, до религиозного фундаментализма, терроризма и пр. Радикализм затрагивает людей самых разнообразных убеждений: от либеральных до патриархальных, что можно обнаружить, ознакомившись с любым обсуждением на любом форуме, где спор моментально превращается в оскорбление оппонентов, а возможность выработки компромисса стремится к нулю.
6 Радикализм проявляется в самых разнообразных психологических феноменах: радикалистское мышление может ограничиваться склонностью к постоянным спорам, но может стать условием принятия радикалистских решений. Причем это не просто радикализация вечных противников, которые раньше скрывали свои истинные устремления – разрыв пролегает по самой ткани гражданского общества, когда вполне ритуальные коллеги-оппоненты типа американских демократов и республиканцев вступили в окопную войну. Не говоря уже о разделении политических сил в нашем Отечестве, где они уже не слышат друг друга, хотя и плывут в одной лодке.
7 Для ясности понимания скорости и легкости возрождения радикализма стоит отметить, что он, как нам кажется, никогда реально и не исчезал, просто оказался подавленным, либо замаскированным политкорректностью и активно насаждаемой толерантностью. Другое дело, что его выход на поверхность общественных отношений требует анализа причин его живучести и востребованности в современном мире.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 2086

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский 2005 – Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2005.

2. Данн web – Данн, Ф.П. Цитаты [Цитаты известных личностей] // URL: https://ru.citaty.net/avtory/finli piter-dann/

3. Даймонд 2017 – Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М.: АСТ, 2017.

4. Емелин 2018 – Емелин В.А. От неолуддизма к трансгуманизму: сингулярность и вертикальный прогресс или утрата идентичности? // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 1. С. 103–115.

5. Емелин, Тхостов 2013 – Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74–84.

6. Зимбардо 2013 – Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2013.

7. Лебон 1998 – Лебон Г. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, «КСП+», 1998.

8. Леонтьев 1975 – Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

9. Маркс, Энгельс 1961 – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961.

10. Плампер 2018 – Плампер Я. История эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

11. Юзефович web – Юзефович Г. Приговоренный [Итоги, 2012] // URL: www.itogi.ru/literatura/2012/38/182286.html

Система Orphus

Загрузка...
Вверх