In Defense of the Analytical Approach

 
PIIS004287440005727-4-1
DOI10.31857/S004287440005727-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Philosophy
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages69-74
Abstract

The article presents a critical response to the project of the synthetic philosophy of M.N. Epstein. The author of the article partly agrees with the main intention of the project: modern philosophy should more actively perform a projective function in society, developing and justifying new types of cognitive and cultural practices. At the same time, the article emphasizes that philosophers still retain the traditional tendency to create synthetic constructions that claim to universality, whereas modern philosophy has largely got rid of such illusions of previous philosophy. The latter circumstance sets the context in which the project of synthetic philosophy proposed by M.N. Epstein, causes objections. In particular, the article shows that at an early stage of its development, analytical philosophy can indeed be regarded as the antithesis of a constructive and synthetic understanding of philosophy. But from the middle of the last century, the situation began to change, and nowadays fundamental metaphysical problems are discussed in analytical philosophy - from the nature of human consciousness to conditions of freedom and justice. In light of this, the contrast between the synthetic approach and the analytical approach seems to be unfounded. The article also discusses the nature of concepts, their difference from notions and their various interpretations in modern philosophy.

Keywordsanalysis, synthesis, analytical metaphysics, philosophy of consciousness, concept, notion
AcknowledgmentThis paper is prepared with the support of Russian Foundation for Basic Research, project № 18-011-00954 Epistemological problems in contemporary philosophy of mind
Received27.07.2019
Publication date28.07.2019
Number of characters13177
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Статья М.Н. Эпштейна написана в яркой полемической манере. С ее основной мыслью можно согласиться. Философия в наше время должна занять более активную позицию в культуре прежде всего в плане реализации своей проективной, конструктивной функции. Философский анализ существующей реальности и отношения к ней человека всегда связан с выдвижением и обоснованием новых познавательных и культурных практик. При этом философия в силу своей природы нередко склонна к глобальным проектам, имеющим синтетический характер. Исторически это было обусловлено идущим от античности убеждением, что высшие ценности и идеалы ‒ добро, истина, красота, справедливость, свобода, равенство ‒ каким-то образом согласуются друг с другом и вместе со своими более конкретными реализациями могут быть приведены в некую целостную, синтетическую картину.
2 Но здесь уже возникают вопросы. Действительно ли такие ценности могут сосуществовать в некой непротиворечивой системе? На мой взгляд, исторический опыт, особенно опыт последнего столетия, свидетельствует о том, что эти ценности могут вступать в конфликт. В свете этого современная философия во многом избавилась от некоторых иллюзий предшествующей философии, в том числе от стремления строить непротиворечивые синтетические системы и проекты. Упадок доверия к подобным системам отмечали самые разные философы. Можно упомянуть Ж.-Ф. Лиотара, который в своей «Ситуации постмодерна» доказывал, что время метанарративов прошло, что наш мир представляет собой пестрое многообразие типов мышления и образов жизни, ни один из которых не может претендовать на некий метастатус. С совершенно другого фланга критиковал синтетическую философию Ю. Бохеньский, относя ее к разновидности основанной на предрассудке философии: «…в истории было множество синтетических философий, и все они оказались несостоятельными» [Бохеньский 1993, 164]. Стоит сослаться и на наш собственный опыт официальной философии советского времени. Диалектический и исторический материализм представляли собой вполне себе синтетическую философию ‒ последовательно монистическое учение, в котором диалектика изображалась как общая теория развития, равно применимая к природе, обществу и мышлению.
3 Конечно, эта критическая заставка очень кратка. Но все же она задает контекст, в котором проект синтетической философии, предлагаемый М.Н. Эпштейном, предстает весьма рискованным и открытым для более детальной полемики.
4

Об анализе и синтезе

5 Проект синтетической философии противопоставляется М.Н. Эпштейном программе аналитической философии, заложенной Г. Фреге, Б. Расселом и продолженной в первые десятилетия XX в. Л. Витгенштейном и членами Венского кружка. Анализ тогда понимался как логическое расчленение мысли на элементарные компоненты подобно тому, как химики анализируют вещество с целью определить состав входящих в него элементов. Эти образцы аналитического метода ‒ логический атомизм, логическое прояснение значения предложений ‒ сформировали образ философа всего лишь как аналитика, проясняющего то, что говорят о мире другие люди. При этом была сильна и установка на негативное применение аналитического метода, на элиминацию всех суждений, которые не удовлетворяли логическим и верификационистским критериям. Образцом этому может служить известная статья Карнапа «Преодоление метафизики логическим анализом языка». В этом плане аналитическая философия на первом этапе своего развития, действительно, может рассматриваться как антипод конструктивному и более синтетическому пониманию философии.

Number of purchasers: 2, views: 1566

Readers community rating: votes 0

1. Askoldov, Sergei A. (2012) ‘Concept and the word’, Askoldov S.A. Epistemology: Articles, Moskovskaya Patriarkhiya Pub., Moscow, pp. 157?177. (In Russian).

2. Bochenski, Jozef M. (1987) Sto Zabobonow. Krotki filozoficzny slownik zabobonow, Instytut Literacki, Pariz (Russian Translation, 1993).

3. Demjankov, Valery Z. (2001) ‘Notion and concept in fiction and in the scientific language’, Voprosy Filologii, 1, pp. 35?47, Moscow (In Russian).

4. Epstein, Mikhail N. (2019) ‘From Analysis to Synthesis: on the Vocation of Philosophy in the XXIst century” Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2019), pp. ?–?

5. Filatov, Vladimir P., Mikhailovsky, Alexander V., Nikiforov, Alexander L., Ignatenko, Antonina S. (2009) ‘We discuss the article concept’, Epistemology and philosophy of science, XXII, 4, pp. 161?170. (In Russian).

6. Neretina, Svetlana S. (2009) Concept // Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science, Kanon +, Moscow, p. 387?389. (In Russian).

7. Wierzbicka, Anna (1993) ‘A conceptual basis for cultural psychology’, Ethos, 21, 2, pp. 205–231 (Russian Translation, 1996).

Система Orphus

Loading...
Up