Макс Вебер об университете

 
Код статьиS004287440005724-1-1
DOI10.31857/S004287440005724-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы43-51
Аннотация

Доклад Макса Вебера «Наука как призвание и профессия» подводит итог столетнему развитию немецкого «гумбольдтовского» университета. От размышлений о научной карьере Вебер переходит к осмыслению переживания ученым своего «призвания» и рассмотрению науки как мировоззрения. Будучи социологом религии, Вебер прослеживает генеалогию университетских профессоров: «мирская аскеза» университетских интеллектуалов имеет своим истоком обмирщение религии спасения. Гумбольдтовский университет был протестантским по своему духу, науку как религиозное призвание переживали лютеране, сочетавшие прогрессизм Просвещения и философскую спекуляцию на манер Фихте и Гегеля. Этот университет умер, вопрос о внутреннем «призвании» перед членами научного сообщества сегодня стоит даже острее, чем во времена Вебера. Вместе с дальнейшей секуляризацией и демократизацией университета религиозная легитимация научного труда исчезает, остается философская: либо эпикурейская («мне нравится это занятие»), либо стоическая («делай, что должно»), либо платоновская (созерцание идей, «миф о пещере»). Ныне выбор научного поиска в качестве профессии – решение в значительной степени подразумевающее переживание его как призвания, ибо этот выбор не сулит серьезного финансового или социального успеха.

Ключевые словаМ. Вебер, наука, университет, гумбольдтовский университет, призвание, протестантская набожность, профессия, религия, философия
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов26492
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Доклад Макса Вебера Wissenschaft als Beruf был прочитан в Мюнхене 7 ноября 1917 г., а опубликован в 1919 г., уже в совсем иной политической реальности. Осенью 1917 г. кайзеровская Германия еще находилась на вершине могущества и готовилась к решающему удару по армии союзников. В марте 1918 г. эта попытка провалилась. На время публикации доклада Германия не только проиграла войну: революция смела монархию, был подписан позорный для немецких элит Версальский договор, страна была на грани гражданской войны, началась инфляция, которая «съела» накопления бережливых бюргеров. Та мировоззренческая «война богов», о которой говорилось в докладе, материализовалась в виде конфликта непримиримых партийных доктрин, затронувшего и научное знание – кто ранее в научном сообществе мог представить себе споры об «арийской» или «пролетарской» физике? К давним спорам об отношениях науки и религии, добавилась тема «наука и идеология». Потрясены были те основания, на которых строилась вся немецкая культура или даже вся европейская цивилизация. Так что внимание к этому докладу в Веймарской республике было значительным, а в обсуждении его участвовали видные ученые. Не является случайным и то обстоятельство, что в других странах подобных дискуссий не возникло, да и переводы доклада на иные языки были поздними. У нас он был издан лишь на исходе советской эпохи, причем в сокращенном виде: по неким причинам первые 7 или 8 страниц, посвященных «профессии», в этом переводе опущены, а потому совершенно непонятно, почему доклад носит название «Наука как профессия и призвание». Имело бы смысл тогда не следовать за британскими или итальянскими переводчиками и озаглавить работу «Наука как призвание», поскольку именно таково основное ее содержание. К тому же немцы и ранее писали о «назначении ученого», «миссии университета», «духовном служении» и т.п. Да и вышел этот доклад в задуманной Вебером серии брошюр «Духовная работа как призвание» («Geistige Arbeit als Beruf»).
2 Тем не менее, имеющийся перевод верен. Дело не только в том, что начальные страницы посвящены университету и месту в нем ученого. Вебер был не просто основоположником социологии, он был наделен тем особым способом зрения, который роднит социолога с клиницистом. Научным поиском заняты группы людей со своим специфическим видением мира и этосом. В докладе говорится о социальном положении, ценностях и добродетелях такой группы. В начале XIX в. в Германии ее именовали bürgerliche Intelligenz. К концу века это словосочетание практически исчезло. Если в начале столетия политически и экономически слабая буржуазия была средоточием возникавшей общенациональной культуры, создавала великую литературу, философию и музыку, то к концу века она стала правящей элитой агрессивной империи. Национал-либеральные союзы немецкой буржуазии – Alldeutsches Verband, Kolonialgesellschaft, Flottverein – были проводниками имперской воли к власти и борьбы «за место под солнцем». На 1914–1918 годы хладнокровный администратор и техник войны фельдмаршал Людендорф «...лучше чем кто бы то ни было другой воплощал тип нового буржуазного господствующего класса, отодвинувшего за время войны прежнюю аристократию; он был воплощением идей Всенемецкого союза, его брутальной воли к победе, одержимости, с которой на кон ставилось все ради власти над миром» [Haffner 1981, 28]. Программа 1912 г. Всенемецкого союза – самой крупной и влиятельной организации немецкой буржуазии – требовала не только быстрейшего начала войны, но также «радикального изничтожения внутреннего врага путем захвата новых жизненных пространств» [Nolte 1963, 371]. Причем такими врагами в брошюре главы союза Г. Класа («Если бы кайзером был я») уже объявлены не только социал-демократы, но также евреи и пацифисты.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1824

Оценка читателей: голосов 0

1. Булгаков 1994 – Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994 (Bulgakov, Sergei Unfading Light, in Russian).

2. Вебер 1994 – Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994 (Weber, Max Selected Works. Russian translation).

3. Шелер 2011 – Шелер М. Проблемы социологии знания, М., Институт общегуманитарных исследований, 2011 (Scheler, Max Probleme einer Soziologie des Wissens. Russian translation).

4. Ясперс 1994 – Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994 (Jaspers, Karl Max Weber. Russian translation).

5. Elias, Norbert (1989) Studien uber die Deutschen, Suhrkamp, Franrfurt am Main.

6. Haffner, Sebastian (1981) Eine deutsche Revolution 1918/19, Rowohlt Taschenbuch Verlag, Reinbeck bei Hamburg.

7. Jaspers, Karl (1977) Philosophische Autobiographie, Piper, Munchen.

8. Nolte, Ernst (1963) Der Faschismus in seiner Epoche, Piper, Munchen.

9. Plessner, Helmuth (1974) Die verspatete Nation, Suhrkamp, Frankfurt am Main.

10. Raynaud, Philippe (1987) Max Weber et les dilemmes de la raison moderne, PUF, Paris.

11. Tenbruck, Friedrich (1995) “Nachwort”, Max Weber, Wissenschaft als Beruf, Reclam, Stuttgart.

12. Weber, Max (1995) Wissenschaft als Beruf, Reclam, Stuttgart.

13. Каубе 2016 – Каубе Ю. Макс Вебер: жизнь на рубеже эпох. М.: Дело, 2016.

14. Розовски 1995 – Розовски Г. Университет. Руководство для владельца. М.: Еврейский университет, 1995.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх