Философские концепции жизни и значение герменевтики в понимании сущности живого

 
Код статьиS004287440001896-0-1
DOI10.31857/S004287440001896-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы76-85
Аннотация

В статье показано, как отыскивая пути познания и способы объяснения сути вещей, философы стремились подняться в своих рассуждениях до уровня понимания наблюдаемого положения вещей, характеризуя такое понимание как подлинное знание природы. В дальнейшем философы приложили немало усилий, чтобы выявить фундаментальные основания «наук о природе» и «наук о духе», выдвигая положения, касающиеся понимания жизни, изучение которой предполагает поиск эпистемологических ответов на фундаментальные вопросы. На этом пути существенный вклад внес В. Дильтей, предложивший различать не два типа (естественные и гуманитарные), а три типа наук, выделяя биологические науки, которые основываются на знании целенаправленной связи. Развивая эту идею, Х. Плеснер характеризует биологические науки как науки от второго лица в отличие от наук от первого и третьего лица, выделяя три типа жизни (растительный, животный и человеческий) и вводя понятие «жизненность». В статье рассматриваются основные положения биогерменевтики и концепция эйдетической биологии как продолжение идей Дильтея и Плеснера. Сделан вывод о значении герменевтики в понимании сущности живого на современном этапе развития философии жизни.

Ключевые словаприрода, сущность, бытие, человек, жизнь, граница, познание, герменевтика, науки о жизни, биогерменевтика, эйдос, эйдетическая биология
Получено18.12.2018
Дата публикации19.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1866

Оценка читателей: голосов 0

1. Бейтсон 2000 – Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000.

2. Гадамер 1988 – Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

3. Морен 2013 – Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Канон +: Реабилитация, 2013.

4. Плеснер 2004 – Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004.

5. Шульга 2009 – Шульга Е.Н. Философия жизни. Эволюционная эпистемология // Терминологический словарь (тезаурус). Гуманитарная биология. Под ред. Олескина А.В. М.: Издательство Московского университета, 2009.

6. Шульга 2013 – Шульга Е.Н. Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы эпистемологии // Поль Рикёр в Москве. М.: Канон +: Реабилитация, 2013. С. 237–255.

7. Litowitz, Bonnie E. (2007) “The Second Person”, J. Am. Psychoanal. Assoc. 55 (2007), pp. 1129–1149.

8. Markoš, Anton (2002) Readers of the Book of Life: Contextualizing Developmental Evolutionary Biology, Oxford University Press, New York.

9. Neubauer, Zdenek (1996) ”Mimo dobro a zlo: Nietszchova biologická ontologie“, Kritický Sbornik 16, pp. 15–22.

10. Neubauer, Zdenek (1997) ”Esse obiectivum – esse intentionale. Cestou k fenomenologické biologii”, Science and Philosophy 8, pp. 113–160.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх