Эволюционный аспект понятия красоты

 
Код статьиS004287440005344-3-1
DOI10.31857/S004287440005344-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: ЦНИИПИК
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы97-107
Аннотация

Красота – чрезвычайно широкое понятие соответствующее разнообразию окружающей нас жизни. В её основе лежит чувственно-эмоциональное восприятие мира. Природа использовала это обстоятельство в эволюционном отборе. В человеческом обществе проявление феномена красоты осложнено тем, что в процесс отбора «красивых» объектов включается аналитическая составляющая. Понятие красоты условно и зависит от культурного опыта субъекта, развития общества и ситуации. Рассмотрены примеры проявления этого феномена в различных сферах жизни. В наиболее широкой сфере – общении – красота способствует возникновению в человеческом социуме постоянно действующего внутреннего потенциала развития. Эволюционная обусловленность появления в человеческом социуме музыки как мелодической последовательности звуков (её красоты) определяется их резонансной синхронизацией с биологическими ритмами организма.

Ключевые словакрасота, эволюция, музыка, восприятие, выбор, искусство, дизайн, объект, субъект, социум, разум, чувства, эмоция
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов37808
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 Изложенное ниже стало результатом расширенного понимания частной проблемы – как возник феномен музыки в его мелодическом выражении (в ритмическом виде это легко объяснимо). Частная проблема перешла в общую, более сложную, – как возникло понятие красоты и в чем его эволюционная сущность. Именно это будет главным в представленных ниже размышлениях. Эстеическая сторона проблемы, которая основательно исследовалась философской мыслью с античности и до наших дней, будет оставлена в стороне и если по ходу изложения возникнет, то лишь косвенно [Ванслов 1957; Пауль 1995; Яхнин 2012].
3 Итак, рассматриваемой здесь проблемой является – как и почему в процессе эволюции живого мира возник феномен чувственно-эмоционального выбора, перешедший с появлением и развитием Homo Sapiens Sapiens в понятие красоты. Понятие красоты широко используется в повседневной жизни. В первую очередь – это красота людей, их внешнего облика, мыслей, поведения, речи, предметов быта, орудий и результатов труда, красота творческой деятельности в науке, искусстве и т. д. Не менее широко оно используется и для характеристики природного мира.
4 В чём состоит существо такого необычайно широкого понятия, в котором отражается бесконечное разнообразие жизни? Обратим внимание на то, что оно возникает в нашем сознании и используется путем выделения из некоторого ряда объектов (предметов, событий, действий, идей…) некоего особенного – красивого – отличающегося от всех других – некрасивых, то есть не обладающих спецификой выделенного объекта. Само выделение происходит в результате взаимодействия субъекта с окружающим миром, которое осуществляется через органы чувств.
5 Органы чувств воспринимают сигналы различной природы, соответственно и восприятия красивых объектов существенно различаются. В одном случае работает зрение, в другом – слух, в третьем – обоняние, вкус и даже осязание, вызывающее восхищение при соприкосновении с шелком, бархатом, мехом. В соответствии с множеством органов чувств и множеством объектов, которые выделяются, появилось множество терминов для обозначения этого феномена. При выделении посредством зрения и слуха чаще всего говорят о красоте, хотя используют и другие слова: замечательно, удивительно и т. п. При выделении через обоняние говорят: ароматный (запах), восхитительно (пахнет) и т.п. При выделении по вкусу – сладкий, чудесный и т.п. Никто не говорит: красивый запах или вкус, но говорят: красивое блюдо, превосходное жаркое или волшебное вино. А между тем, имеется в виду один общий для всех этих ситуаций феномен – восприятие и выделение данного объекта из ряда аналогичных по некоторому комплексу свойств.
6 Ниже в статье для обозначения этого феномена в таком широком смысле – восприятие и выделение – мы и будем использовать понятие красота. Это наиболее распространенное понятие из всех используемых для обозначения высших качеств объекта. Кроме того, его удобно использовать при рассуждениях о выделении прекрасного через самые важные чувства – зрение и слух.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1951

Оценка читателей: голосов 0

1. Feinberg, Evgenii L. (1992) Two Cultures: Intuition and Logic in Art and Science, Nauka, Moscow (in Russian).

2. Levin, Yakov I (2010) Encephalophony Ц Music of Brain, Scientific-methodologicsl Center УMusic of the BrainФ, Moscow (in Russian).

3. Moiseev, Nikita N. (1995) Modern Rationalism, MGVP KOKS, Moscow (in Russian).

4. Paul, Gregor (1988) УPhilosophical Theoties of Beauty and Scientific Research of the BrainФ, Beauty and the Brain, Birkhauser Verlag, Basel (Russian translation).

5. Yakhnin, Evgeny D. (2006) УEvolution and Future of Human Society (the National Idea of Russia in the Global ContextФ, Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2018), pp. 165Ц175 (in Russian).

6. Yakhnin, Evgeny D.(2009) УDarvinian Triad and EvolutionФ, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2009), pp. 105Ц115 (in Russian).

7. Yakhnin, Evgeny D. (2012) УReflections on Art and its PerceptionФ, Culture and Art, Vol. 6 (2012), pp. 106Ц114 (in Russian).

8. Yakhnin, Evgeny D. (2015) УThinking: the Setting of the Problem in a Natural Scientist's PerspectiveФ, Chelovek, Vol. 3 (2015), pp. 69Ц79 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх