О деонтологии и лексике смысла

 
Код статьиS004287440005342-1-1
DOI10.31857/S004287440005342-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского
Адрес: Республика Крым, Симферополь, 295007, проспект академика Вернадского, д. 4.
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы76-85
Аннотация

Статья посвящена поискам языковых выражений, с помощью которых возможна речь, адекватная решению проблемы смысла. Предложение «смысл есть» редуцирует смысл к значениям, предложение «смысла нет» только усиливает интерес к его поискам, а выражение «смысл может быть» затемняет саму проблему смысла. Бытование и употребление слов «должное» и «долженствование» в русском языке имеют специфику, которая способствует постановке проблемы смысла, не редуцируя его к значениям. Наиболее точно передает особенности смысла как метафизической сущности словосочетание «смысл должен быть», оно переводит его бытие в область должного, а деонтологию делает своеобразной сферой ответственности за смысл. Такая деонтология не сводима к профессиональной этике и конвенциональным нормам, она опирается на метафизическую идею должного. Долженствование обеспечивает корреляцию между мной и миром, смыкает все, что вне меня, с тем, что внутри меня, а проблематика смысла становится основой философской деонтологии, в рамках которой можно обнаружить обязанности того, кто мыслит о мире. Это обнаружение происходит в процессе ответа на два профессиональных для философа вопроса: «что я должен делать, чтобы смысл был?» и «что я обязан делать, если смысл есть?». Эти вопросы обращают наше внимание, во-первых, на механизмы смыслообразования в разных культурах и, во-вторых, на коммуникативную (диалоговую) основу философского дискурса. 

Ключевые словасмысл, значение, деонтология, возможность, необходимость, практическая философия.
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов30471
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Трудно найти того, кто возьмется оспаривать тезис «философия есть порождение новых смыслов»1. Однако как можно порождать смыслы? Может ли быть несколько смыслов? Сколько новых смыслов может породить философ за «отчетный период»? Можно ли научиться творчеству смыслов так же, как сейчас учат, например, писать «хороший текст»2? Почему словосочетание «порождение смысла» нам кажется понятным, а вопросы о том, «как» и «сколько» нас коробят? Значит ли это, что слово «смысл» требует определенных сочетаний с другими словами, что оно задает определенную лексику или, наоборот, задается ею? Какое значение имеет эта лексика для философии?3 1. Правда, «порождением смыслов» заняты не одни философы: не так давно новый ректор одного из российских университетов сообщил, что ему удалось найти «четыре смысла» вверенного ему высшего учебного заведения.

2. Cм. сайт школы «Хороший текст» ( >>>> ).

3. «Life is but a walking shadow, a poor player / That struts and frets his hour upon the stage / And then is heard no more: it is a tale / Told by an idiot, full of sound and fury, / Signifying nothing» (Macbeth, Act V, sc. 5) – «Жизнь – это только тень, комедиант, паясничавший полчаса на сцене / И тут же позабытый; это повесть, / Которую пересказал дурак: В ней много слов и страсти, нет лишь смысла» (пер. Ю. Корнеева) [Шекспир 2005, 757].
2

Проблема смысла

3 Смысл – всякий раз проблема, если это слово употреблять без дополнения в родительном падеже и иметь в виду не смысл чего-то, а смысл вообще. Формулировка проблемы имеет вид вопросов «что есть смысл?» или «в чем смысл?». Проанализируем четыре словосочетания, используемых для ответа на них.
4 Смысл есть. Это словосочетание нельзя считать, собственно, ответом, оно, скорее, является продолжением вопроса, так как лексический строй русского языка предполагает устойчивое словосочетание «в чем смысл?» – именно оно трансформирует проблему смысла в задачу, а уже к ней можно поставить вполне конкретный вопрос: если смысл есть, то в чем он? Дополнение в родительном падеже еще более конкретизирует задачу и понуждает к конкретному ответу. Ответ и указание на это «в чем» делает из смысла понятие, открывает его семиотическому анализу и тем самым редуцирует к значениям – именно это происходит с понятием смысла во всех аналитических процедурах. Даже если мы (вполне резонно) откажемся от постановки проблемы смысла вообще, то все равно не сможем отрицать существенную лексическую разницу между словами «смысл» и «значение»: у них разные корни и разная семантика, а сведение одного к другому не решает проблему. Значит, следует признать отсутствие теоретического ответа на вопрос о смысле вообще без неизбежной редукции его к значениям. Тогда, может быть, смысла нет?
5 Смысла нет. Бессмыслица или утверждение отсутствия смысла стали одной из основных тем или мотивов европейской культуры в ХХ веке. Наиболее яркое проявление этого тренда – театр абсурда, разыгрывавший перед зрителем драму бессмыслицы и тем самым разыгрывавший и зрителя. В контексте обсуждения темы абсурда часто цитируется фраза героя «Макбета» о том, что жизнь — это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, лишенная всякого смысла4. Тем самым абсурдисты вполне легитимно ведут свое начало от Шекспира и утверждают приоритет искусства и эстетики в деле осмысления мира. Итак, жизнь ничего не обозначает, не является знаком, за ней ничего нет. Это, видимо, надо понимать так, что хотелось бы, чтобы жизнь была знаком смысла, значила что-то, но, приходится признать, не значит. Впрочем, сам Э. Ионеско понимает сущностную вторичность бессмыслицы по отношению к смыслу и выражается на этот счет предельно ясно. «Мне кажется, что слово “абсурд” слишком сильно: невозможно назвать что бы то ни было абсурдным, если нет четкого представления о том, что не абсурдно, если не знаешь смысла того, что абсурдом не является» [Ионеско 2005,192]. 4. См. оцифрованное первое издание «Деонтологии» под редакцией Джона Боуринга [Bentham 1834 web].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1622

Оценка читателей: голосов 0

1. Brassier, Ray (2007) web, Nihil Unbound. Enlightenment and Extinction, Palgrave MacMillan, Basingstoke, NY (https://rosswolfe.files.wordpress.com/2011/05/ray-brassier-nihil-unbound-enlightenment-and-extinction.pdf).

2. Declaration of Geneva (1948) web, International Code of medical Ethics (https://www.wma.net/what-we-do/medical-ethics/declaration-of-geneva/decl-of-geneva-v1948/).

3. Foot, Philippa (1972) web, УMorality as a System of Hypothetical ImperativesФ, The Philosophical Review, Vol. 81 (3), pp. 305Ц316 (http://www.mapageweb.umontreal.ca/laurier/textes/phi-6330-h12/Foot-Morality-Hypothetical-Imperatives-72.pdf).

4. Nancy, Jean-Luc (1996) Etre singulier pluriel, edition Galilee, Paris (Russian translation 2004).

5. Nancy, JeanЦLuc (2005) web, УThe Insufficiency of СValuesТ and the Necessity of СSenseТФ Journal for Cultural Research, Vol. 9 (4) (https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14797580500252621?journalCode=rcuv20).

6. Smirnov, Andrei, V. (2017) УThe Collective cognitive Unconscious and its Role in Logic, Language, and CultureФ, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, Vol. 87 (5), pp. 409Ц415 (in Russian).

7. Soloviev, Erikch Yu. (2006) УL.T. Ryskeldiyeva, Deontology in the history of philosophy, Simferopol, Tavria, 2004, [Review]Ф, Totallogy-XXI (14 iss.), Postneklasichni doslidzhennia, Kyiv, CGO NAN Ukraini, pp. 475Ц485 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх