Posthumanism: The Overcoming and the Legacy of Postmodernism

 
PIIS004287440005053-3-1
DOI10.31857/S004287440005053-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 5
Pages24-35
Abstract

In the focus of this article is one of the main directions of topical philosophy – posthumanism. The author distinguishes it from the concept of «transhumanism» and traces its origin, development and current state. If posthumanism was originally concerned with culture (the concept of Ihab Hassan’s criticism), then later he adressed a new ontology. At this point posthumanism approaches such areas of modern philosophy and social theory as actor-network theory and object-oriented ontology. From the last two posthumanism differs in not being satisfied only with the new ontology, which proposes to move away from the traditional anthropocentric concepts such as «man» and turn to «individuals», and offers an ethical and political program (Donna Haraway, Rosi Braidotti). The author comes to the conclusion that posthumanism is an alternative to cultural postmodernism, which excluded nature from the object of its attention. Posthumanists insist that the concepts of culture and nature should be reconsidered. In this sense, posthumanism can be considered as one of the versions of «postmodernism». However, many researchers in the XXI century, referring to posthumanism, describe it directly through the products of popular culture, thereby weakening the program of posthumanism. But, despite this, the emphasis on the era of «anthropocene» allows posthumanism to abandon postmodern as a historical category, that is involved exactly in culture, and move to the discussion of completely new topics such as ecology, earth, etc.

Keywordsposthumanism, transhumanism, postmodernism, popular culture, culture, non-human, Fredric Jameson, politics
Received29.05.2019
Publication date07.06.2019
Number of characters28470
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Некоторым исследователям, специализирующимся в области «нового материализма» или «постгуманизма», может показаться, что постгуманизм неправомерно считать одной из версий постпостмодернизма. Во-первых, области исследований и сама изначальная теоретическая оптика у постгуманизма и постпостмодернизма различны. Так, постгуманизм интересуется тем, как следует мыслить, чтобы сосуществовать с не-человеческими формами жизни; постпостмодернизм пытается ухватить актуальные тенденции в искусстве и культуре и описать их. Постгуманизм ищет границы между человеческим и не-человеческим; постпостмодернизм ориентируется на социальное как таковое и репрезентацию искусства в социальном. Во-вторых, постгуманизм – философское направление мысли, в то время как постпостмодернизмом занимаются преимущественно культурологи, теоретики искусства, литературоведы, социальные теоретики и т.д. Однако при внимательном рассмотрении постгуманизм представляет собой одну из версий постпостмодернизма. С одной стороны, это связано с влиянием различных идей постмодерна на формирование последующих интеллектуальных и идеологических течений, с другой – это относится к генетической связи ранних концепций постмодерна и появления концепции постгуманизма. В дальнейшем мы попытаемся представить эти связи.
2 Сперва определимся с терминами. Термин «трансгуманизм» появился хотя и позже, чем слово «постмодернизм», но до того, как философы приняли понятие постмодерна и обратились к его теоретическому описанию. В частности, английский биолог, эволюционист и (транс)гуманист Джуллиан Хаксли ввел термин в широкий оборот в 1957 г. [Huxley 1957]. Хаксли считал, что новые технологии должны быть использованы для улучшения физической и умственной человеческой природы; причем внимание этическим вопросам в концепции не уделялось. Однако сегодня трансгуманизм принято считать одной из версий постгуманизма. Проблема с постгуманизмом состоит в том, что в рамках этого собирательного понятия существует множество различных направлений мысли. Эти направления часто не просто не пересекаются, но находятся в сложных отношениях. К таким выводам пришла философ Франческа Феррандо, попытавшись разобраться с понятиями «постгуманизм», «трансгуманизм», «антигуманизм», «метагуманизм» и «новые материализмы» [Ferrando 2013].
3 Итак, «постгуманизм» может представать во множестве версий. Важно, что это, скажем, не просто постгуманизм, ориентированный на новые технологии, и постгуманизм, ориентированный на природу во всем ее многообразии, но сами направления мысли теоретиков постчеловеческого состояния от онтологии и этики до политики и культуры. Таким образом, речь идет и об онтологии, и об этике, но главное – о конкретных политических стратегиях. Вот почему нам важно различать вероятные направления постгуманизма. Возможно, единственное, что объединяет все идеи, связанные с понятием «постгуманизм», так это твердое намерение теоретиков заявить, что кроме человека, в мире существуют и другие субъекты (как вариант – «индивиды», «агенты» или «сущности»). Но нас интересует конкретный вопрос, ответ на который многое прояснит в непростых отношениях постгуманизма и постмодернизма: какое место занимает культура в ее широком значении в теории постугманизма?

Number of purchasers: 8, views: 4248

Readers community rating: votes 0

1. Anderson, Perry (1998) Origins of Postmodernity, Verso, London, New York (Russian translation 2011).

2. Astakhov, Sergey S., Gavrilenko, Stanislav M., Pisarev, Alexander A. (2017) ‘Actor-Network Theory: An Unfinished Assemblage’, Logos, 27, 1, pp. 1?40 (in Russian).

3. Badmington, Neil (2004) Alien Chic: Posthumanism and the Other Within, Routledge, London, New York.

4. Braidotti, Rosi (2007) ‘Feminist Epistemology after Postmodernism: Critiquing Science, Technology and Globalisation’, Interdisciplinary Reviews of Science, 32, 1, pð. 65–74.

5. Cudworth, Erika, Hobden, Stephen (2018) The Emancipatory Project of Posthumanism, Routledge, London, New York.

6. Demos, Thomas J. (2017) Against the Anthropocene. Visual Culture and Environment Today, Sternberg Press, Berlin.

7. Ferrando, Francesca (2013) ‘Posthumanism, transhumanism, antihumanism, metahumanism, and new materialisms. Differences and Relations’, Existenz, 8, 2, pp. 26?32.

8. Ferrando, Francesca (2019) Philosophical Posthumanism, Bloomsbury Academic, London, New York, New Delhi, Sydney.

9. Gordijn, Bert, Chadwick, Ruth (eds.) (2008) Medical Enhancement and Posthumanity, Springer, Netherlands.

10. Harman, Graham (2017) ‘Networks and Assemblages: the Rebirth of Things in Latour and Delanda’, Logos, 27, 3, pp. 1?34 (in Russian).

11. Hauskeller, Michael, Philbeck, Thomas D., Carbonell, Curtis D. (eds.) (2015) The Palgrave Handbook of Posthumanism in Film and Television, Palgrave Macmillan UK, Houndmills, Basingstoke, Hampshire.

12. Hayles, Katherine (1986) The Cosmic Web. Scientific Field Models and Literary Strategies in the 20th Century, Cornell University Press, Ithaca, London.

13. Hayles, Katherine (1999) How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics, University of Chicago Press, Chicago, London.

14. Hayles, Katherine (2005) My Mother was a Computer: Digital Subjects and Literary Texts, University of Chicago Press, Chicago, London.

15. Kramar, Marya, Sarkisov, Karen (eds.) (2018) Essays on Unhuman Hostility: Anthology, V-A-C Press, Moscow (in Russian).

16. Kroker, Arthur (2014) Exits to the Posthuman Future, Polity, Cambridge.

17. Mitrofanova, Alla D. (2018) ‘The Cyborg as the Code of a New Ontology, Political and Epistemological Aspects of Hybrid Bodies’, Logos, 28, 4, pp. 109?128 (in Russian).

18. Serres, Michel (1980) Le parasite, Grasset & Fasquelle, Paris (Russian translation, 2016).

19. Trigg, Dylan (2014) The Thing: A Phenomenology of Horror, Zero Books, Croydon (Russian translation 2017).

20. Urry, John (2018) What is the Future?, Polity, Cambridge (Russian translation 2018).

21. Weinstock, Jeffrey (2013) ‘Postmodernism with Sam Raimi or, How I Learned to Stop Worrying About Theory and Love Evil Dead’, Ahmad A., Moreland S. (eds.) Fear and Learning. Essays on the Pedagogy of Horror, McFarland, NC., pp. 19?39 (Russian translation 2014).

22. Wolfe, Cary (2009) What Is Posthumanism?, University of Minnesota Press, Minneapolis, London.

Система Orphus

Loading...
Up