East, Russia, West and Slavdom: the Problems of World Geopolitics

 
PIIS004287440004819-5-1
DOI10.31857/S004287440004819-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages196-212
Abstract

The article addresses the problems of the development of the Greek-Slavic and Romano-Germanic worlds: historical, political, economic, religious and socio-cultural contradictions between the East and the West. This involves the issues relating to the destiny and the future of the Slavic peoples, particularly the history of the Slavic community, which in many respects determined the lifestyle and mentality of Slavs, their weak and strong points, what distinguishes them from Western European peoples.

The article reveals the world significance of the teachings and ideas of Cyril and Methodius that gave the world fundamentally new political, economic, cultural, scientific and religious dimensions. This gave the start to the interaction between the Latin and the Cyrillic worlds, Byzantine and Slavic traditions in time-space continuum of the East, Russia, the West and Slavdom.

The author touches upon the dramatic history of Slavic people whose attempts to form their own independent states failed, except for Russia. Hot disputes of Slavophiles and Westernizers on a historical way of the development of Russia, on the Eastern question did not result in any certain decision. The relationships between the East and the West, the Greek-Slavic and Romano-Germanic worlds obtain the universal global dimension and significance. The article presents possible ways of resolving the confrontation between the East and the West.

KeywordsEast, West, Russia, Slavic peoples, community, Christianity, Cyril, Methodius, Westernizers, Slavophiles
Received18.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters32041
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Как известно, славянство (славянские народы) имеет богатую, самобытную историю, насчитывающую тысячелетия. Славянские племена, занимавшие обширные территории, имели много общего в образе жизни, религиозных верованиях, идеях и общественном устройстве. Прежде всего их объединяло то, что впоследствии получит название общины, то есть своеобразного патриархального социального и гражданского устройства, которое оказывало огромное воздействие на характер этих племен, на их религиозно-этические и культурные воззрения, что, по существу, формировало и уклад этих племен, и духовную структуру индивидов. В этом смысле славянские племена отличались от других племен, проживавших, в частности, в Западной Европе, которые на ранних этапах также не избежали первобытно-общинного уклада жизни, но постепенно переходили к более значимому в политическом отношении государственному устроению, которое стало формировать их основные устои и, естественно, более ярко выраженное стремление ко все большему единению не только каждого племени, но и племен в целом.
2 Общинное устройство славян было проявлением своеобразной ранней формы демократии, а также основой формирования всех основных принципиальных качеств славянских племен. Об этом замечательно писал выдающийся словацкий мыслитель и общественный деятель Людовит Штур, ссылаясь на славянские и западноевропейские источники. Славянские племена отличались чистотой нравов, открытостью, скромностью, доброжелательностью, гостеприимством, гуманностью, в том числе по отношению к военнопленным, которых они через некоторое время или отпускали домой, или оставляли у себя, но не как рабов, а скорее, как друзей, тем самым относясь к ним, как к равным себе. Подобное отношение, как подчеркивает Л. Штур, характерно именно для славянских племен, у других народов военнопленные или должны были давать большой выкуп за свободу, или оставались рабами. Кстати, подобное отношение к своим противникам прослеживается на протяжении всей истории России вплоть до настоящего времени, о чем в том числе свидетельствуют результаты двух мировых войн. Что касается отношения западноевропейских племен к славянам, здесь достаточно и уместно привести слова самого Л. Штура: «нас католичили, немечили, мадьярили, итальянили – все без разбору» [Штур 1867, 111].
3 Как свидетельствуют ученые, славянская община представляла собой своеобразный тип всеобщей демократии и самоуправления: она в равной мере заботилась как о всех своих членах, так и о каждом в отдельности, не допуская бедности и нищеты, что выгодно отличало ее от западноевропейского общества, в котором все больше углублялась пропасть между богатыми и бедными. Славянская община воспринималась как своеобразная патриархальная семья, не допускавшая такого явления, как западноевропейский майорат. В славянской общине все имели равные права и равные обязанности, не случайно феодальное право с его агрессией, насилием было чуждо славянскому духу, как отмечает Л. Штур, и «всякая личная подчиненность или крепостная зависимость есть позорное безобразие у наших племен» [Штур 1867, 114]. Государство также воспринималось как большая община и даже семья, что в тех исторических условиях не способствовало укреплению государственного устройства, а скорее, напротив, приводило к разрушению и государств, и самих общин. Исключением стала Россия, оказавшаяся способной создать могучее государство. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли при сохранении общины, как славянского типа государственного устройства, создание самостоятельных независимых славянских государств или их федерации.

Number of purchasers: 2, views: 1888

Readers community rating: votes 0

1. Lamanskij 2010 – Lamanskij V.I. Geopolitika panslavizma. M.: Institut russkoj tsivilizatsii, 2010 (Lamanskiy V.I. Geopolitic of Panslavism. In Russian).

2. Leont'ev 1996 – Leont'ev K.N. Vostok, Rossiya i Slavyanstvo: Filosofskaya i politicheskaya publitsistika. Dukhovnaya proza (1872–1891). M.: Respublika, 1996 (LeontyevK. East, Russia and Slavdom. Philosophical and Political Writings. In Russian).

3. Shtur 1867 – Shtur L. Slavyanstvo i mir buduschego. M.: V universitetskoj tipografii (Katkov i K0 ) na Strastnom bul'vare. 1867 ( Stur L. Das Slawenthum und die Welt der Zukunft. Russian translation).

Система Orphus

Loading...
Up