Образ Латинской Америки в советском и американском кинематографе Холодной войны

 
Код статьиS230861810023095-4-1
DOI10.37490/S230861810023095-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 25
Аннотация

Статья рассматривает особенности репрезентации образов Латинской Америки в советском и американском кинематографе Холодной войны. Автор приходит к выводу, что существуют определенные черты сходства в репрезентации Латинской Америки в кинофильмах США и СССР: и те, и другие преимущественно создают образ латиноамериканских стран как находящихся на более низкой ступени общественного развития. 

Ключевые словаЛатинская Америка, образ Латинской Америки, Холодная война, советский кинематограф, американский кинематограф, кинематограф, образ врага.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00305, https://rscf.ru/project/22-18-00305/ «Образы врага в массовой культуре Холодной войны: содержание, современная рецепция и использование в символической политике России и США»
Получено14.06.2022
Дата публикации20.09.2022
Кол-во символов18087
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение В современных условиях усиления конфронтационного характера взаимодействия ключевых акторов мировой политической системы становится актуальным изучение опыта Холодной войны: истории противостояния двух сверхдержав, специфики информационно-идеологического противоборства, в том числе, средств и методов формирования образа врага в кинематографе. Одним их них было использование образов стран «третьего мира» в целом и Латинской Америки в частности в кинофильмах. Литература по кинематографу Холодной войны достаточно обширна и включает работы, посвященные способам формирования образа врага (Давыдова О.С.,Колесникова А.Г.)1, восприятию кинообразов врага в современных реалиях (Рябова Т.Б., Панкратова Е.В.)2, эволюции образа врага в кинематографе (Рябов О.В.)3. Образам Латинской Америки уделяет внимание небольшое число исследований (Ярулина Д.Р., Клещенко Л.Л.)4. В то же время, в период Холодной войны большинство конфликтов между враждующими блоками проходили на территории третьих стран, в том числе, Латинской Америки, что нашло отражение в кинематографе. Кубинская революция 1953-1958 гг., военный переворот в Чили, Сандинистская герилья и революция в Никарагуа 1962-1979 гг. — вот лишь некоторые события, которым посвящены советские и американские кинофильмы, образ Латинской Америки в которых остается малоизученным и составляет предмет настоящего исследования. Цель статьи — выявить особенности репрезентации образов Латинской Америки в советском и американском кинематографе Холодной войны. Метод исследования — анализ видеообразов. Теоретико-методологические основы настоящего исследования составляет постколониальная теория, в рамках которой «западные» знания о «незападном» мире основаны на субъективных представлениях об инаковости, отсталости развивающихся стран, по отношению к которым т.н. «развитые» страны должны играть мессианскую роль. «Незападное» должно оставаться «пассивным, обладать «исторической» субъективностью, кроме того, не быть активным, самостоятельным, суверенным в отношении себя самого»5. Колониальный дискурс в период Холодной войны был характерен для выступлений политических лидеров западных стран (как в отношении стран т.н. «Востока», так и стран т.н. «третьего мира» в целом). Советский официальный политический дискурс, напротив, был антиколониальным. Тем не менее, как мы увидим в дальнейшем, советские фильмы, как и американские, в той или иной степени воспроизводят колониальную риторику. 1. Давыдова О.С. Иллюзорная идеология: как неигровое кино США превратилось в орудие Холодной войны. Terra Aestheticae, 2019, № 1 (3), с. 82-105; Колесникова А.Г. Формирование и эволюция образа врага периода «Холодной войны» в советском кинематографе (середина 1950-х - середина 1980-х гг.) Дисс. канд. ист. наук. М., 2009.

2. Рябова Т.Б., Панкратова Е.В. "Cold warriors" Глазами современных россиян: рецепция кинообразов маскулинности американских военных периода Холодной войны, Женщина в российском обществе, № 4, 2019, c. 29-40.

3. Рябов О.В. Регуманизация «чужих»: эволюция репрезентаций «Врага номер один» в американском кинематографе Холодной войны // Диалог со временем. 2021. № 77. С. 277-290.

4. Ярулина Д.Р. Куба в советском/российском и американском художественном и масс-медийном дискурсе второй половины XX века: компаративный анализ. Дисс. Канд. Культурологии. М., 2015, 212 с.; Клещенко Л.Л. Куба в советском и американском кинематографе Холодной войны. Сравнительный анализ // Латинская Америка. 2021. № 8. С. 92-101.

5. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока; пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб, 2006, с. 150.
2 Образ Латинской Америки в советском кинематографе
3 Советский кинематограф Холодной войны проявлял большой интерес к латиноамериканской проблематике. Главным образом, советских кинематографистов привлекали сюжеты, связанные с политическими конфликтами в Латинской Америке, деятельностью латиноамериканских левых. Особое внимание уделялось таким странам, как революционная Куба и Чили в период правления С. Альенде и А. Пиночета. Кубе посвящены кинофильмы «Я — Куба» (1964 г., Михаил Калатозов), «Кубинская новелла» (1962 г., Сергей Колосов), «Черная чайка» (1962 г., Григорий Колтунов), «Компаньерос» (1962 г., Михаил Терещенко, первая новелла), «Часы капитана Энрико» (1967 г., Янис Стрейч, Эрик Лацис). Для этих картин характерно изображение Кубы либо как братской страны, жители которой мужественно преодолевают трудности при построении социализма, либо как жертвы американского империализма6. Говоря о Латинской Америке в целом, необходимо отметить, что для советского кинематографа характерно создание ее собирательного образа как далекой, загадочной, романтической абстракции. Эта тенденция выражается в производстве кинолент, местом действия которых является неназванная латиноамериканская страна, олицетворяющая все свойства, атрибутируемые Латинской Америке: опасность, дикость, необходимость борьбы с преступностью или диктатурами (напр., «Похищение Савойи», «Это сладкое слово — свобода!»). «Похищение «Савойи» — советский приключенческий кинофильм 1979 г. производства киностудии им. Максима Горького, снятый совместно с Болгарией и Польшей. Экранизация повести Анджея Щипёрского «Рейс 627», фильм пользовался популярностью у зрителей. В отличие от большинства советских картин с латиноамериканскими сюжетами, «Похищение «Савойи» не затрагивает проблематику революционной борьбы, а обращается к излюбленной теме Голливуда: преступности в Латинской Америке. Однако, в отличие от американских фильмов, здесь бандитами являются не сами латиноамериканцы, а беглые нацистские преступники, которые с помощью прибыли от наркоторговли финансируют ультраправые организации в Европе, в то время как местные жители лишь состоят у них на службе и лишены какой-либо субъектности. Лишь однажды индеец (благородный дикарь) помогает спастись героям. Место действия фильма, латиноамериканская страна, характеризуемая как «загадочная» и «противоречивая», представлена как арена борьбы героев из Старого света, местным отводится пассивная роль в соответствии с колониальными представлениями о регионе. Противоположную тенденцию в репрезентации Латинской Америки, героизацию, олицетворяет фильм советско-литовского производства «Это сладкое слово — свобода!» режиссёра Витаутаса Жалакявичюса, снятый в 1973 году. Фильм был отмечен наградой VIII Московского кинофестиваля. Действие происходит в неназванной стране Латинской Америки, однако в основу сюжета положены события в венесуэльской тюрьме, откуда сбежали трое политических заключенных. В то же время, атмосфера картины отсылает к диктатуре А. Пиночета, — съемки проходили в Чили незадолго до военного переворота. Сюжет фильма повествует о военной хунте, которая захватила власть и объявила всех своих оппонентов вне закона. «Сейчас мы все будем в тюрьме — и либералы, и коммунисты, и те, кто о политике узнает из воскресных газет… безнравственно быть на свободе одному, когда вся страна в тюрьме!» («Это сладкое слово — свобода!», В. Дорман, 1979 г.) — так характеризует политическую обстановку в стране один из персонажей. В фильме показаны все подробности диктаторского режима: пытки, казни, внесудебные расправы, генералы, кричащие «нам не нужна демократия по европейскому образцу!» Создатели фильма демонстрируют разные типажи революционера-героя: авантюрист, тайный агент, сомневающийся. «Много путей борьбы, но цель одна — борьба против империализма, монополий, помещиков!» («Это сладкое слово — свобода!», В. Дорман, 1979 г.) — характеризуют врагов революционеры. Кто же стоит за всеми ужасами военной диктатуры? Внешний враг в фильме изображен завуалированно. Отсылка к нему дается лишь один раз: зрителю рассказывают, как один из персонажей, не выдержав долгой и кропотливой подпольной работы на нужны революции, переходит к радикальным действиям и нападает на кортеж военного министра. Выясняется, что министр держал путь не куда-нибудь, а в посольство США. «Это сладкое слово — свобода!» относится к советским фильмам, в которых дискурс колониализма не прослеживается, напротив, латиноамериканцы показаны как бесстрашные герои, готовые на подвиги и лишения ради победы рабочего класса. Тот же нарратив построен в кинофильмах, снятых чилийским режиссером Себастьяном Аларконом в период его работы на киностудии «Мосфильм»: «Ночь над Чили» (реж. Себастьян Аларкон, Александр Косарев, 1977 г.), «Санта Эсперанса» (реж. Себастьян Аларкон, 1979 г.). Таким образом, советский кинематограф включает как фильмы, которые воспроизводят колониальные представления о Латинской Америке, так и картины, в которых героизируются латиноамериканские революционеры. 6. Клещенко Л.Л. Куба в советском и американском кинематографе Холодной войны. Сравнительный анализ // Латинская Америка. 2021. № 8. С. 99.

всего просмотров: 223

Оценка читателей: голосов 0

1. Литература



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники

 

«Компаньерос» (1962 г., Михаил Терещенко, первая новелла)

«Кубинская новелла» (1962 г., Сергей Колосов)

«Ночь над Чили» (реж. Себастьян Аларкон, Александр Косарев, 1977 г.)

«Под огнем» (реж. Роджер Споттисвуд, 1983 г.)

«Похищение «Савойи» (реж. Вениамин Дорман, 1979 г.)

«Пропавший без вести» (реж. Константинос Гаврас, 1982 г.)

«Сальвадор» (реж. Оливер Стоун, 1986 г.)

«Санта Эсперанса» (реж. Себастьян Аларкон, 1979 г.)

«Хищник» (реж. Джон Мактирнан, 1987 г.)

«Часы капитана Энрико» (1967 г., Янис Стрейч, Эрик Лацис)

«Черная чайка» (1962 г., Григорий Колтунов)

«Это сладкое слово — свобода!» (реж. Витаутас Жалакявичюс, 1973 г.)

 

«Я — Куба» (1964 г., Михаил Калатозов)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх