Stages of a Big Path: 1917 as a Landmark of the Historical Decline of Russia

 
PIIS004287440004799-3-1
DOI10.31857/S004287440004799-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages94-107
Abstract

Philosophical analysis integrating the event of the Bolshevik revolution into the context of Russian historical development is presented. It exploits the conceptual framework of synergic anthropology as well as some ideas and notions of Arnold Toynbee. The key role in the evolution of the cultural-civilizational organism of Russia belongs to the spiritual tradition and its relationship (of predominantly conflict character) with the cultural tradition. The evolution of this relationship is described starting with the translation of the Eastern-Christian discourse from Byzantium, and it is shown that the conflict between the spiritual and cultural tradition was stimulated by the elements of sacralization present in the Eastern-Christian discourse. The fall of the Empire was the result of the destructive trend supported, above all, by radical intelligentsia and its alternative subculture. The Bolshevik regime cultivates the strategy of the liquidation of the spiritual tradition and violent breaks of both social and anthropological reality, and it causes the change of the type of dynamics of the Russian development which turns into the dynamics of decline. We reconstruct the ethical dimension of the decline describing the series of ethical formations in the period after the Revolution. This series demonstrates the trend to the ethical degradation the last stages of which are “anti-ethics” of the 90s and “a-ethics” or the atrophy of the ethical feeling in the new Millennium.

This text is based on a report at the international conference “Russian revolution and the history of ideas”, Warsaw (Poland), November 2017.

Keywordshistory, historical process, historical decline, universal state, spiritual tradition, translation, sacralization, revolution, bolsheviks, ethics, anti-ethics
Received17.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters49429
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Название статьи дает повод ожидать, что за ним последует рассуждение на идеологическом или публицистическом уровне. Однако характер текста совсем иной: наша цель – представить концептуально-аналитическую дескрипцию исторического процесса, субъектом которого является Россия. Россия, таким образом, будет рассматриваться как культурно-исторический субъект или же культурно-цивилизационный организм. Эти формулы мы будем, однако, употреблять лишь за неимением лучшего, ибо обе они вызывают возражения: понятие организма уводит в сторону морфологических и биологических моделей истории, меж тем как понятие субъекта связано с субъект-объектной парадигмой познания, которая устарела и признана несостоятельной. Сразу оговорим также, что мы почти не будем рассматривать хозяйственно-экономические и технологические аспекты российского развития; в центре внимания будут процессы эволюции общественного сознания.
2 Особого замечания требует и формула «исторический упадок» в названии. «Упадок» – частое и обычное слово при описании исторических и социокультурных процессов, но, как правило, оно не доводится до уровня понятия, и смысл его остается крайне неопределенным. Типичным образом ни в классических исторических трактатах, ни в больших европейских концепциях всемирной истории нет специальной рефлексии по поводу феномена исторического упадка, хотя термин употребляется свободно. Даже сам великий труд Э. Гиббона «Упадок и падение Римской империи» (1782), сделавший формулу «упадок и падение», «decline and fall», крылатым выражением, не содержит вопроса «Что такое упадок?» и сразу дает его на чисто эмпирическом уровне: «Шайки преторианцев, чья распаленная ярость была первой причиной и симптомом упадка Римской империи…» [Gibbon 1845, 251]. Большее внимание процессам упадка уделяют теории в русле морфологического подхода к истории, самые известные представители которого – О. Шпенглер и Н. Данилевский. Здесь есть отчетливое понимание упадка, но оно не выдерживает критики, поскольку попросту представляет биологическую аналогию: упадок – неизбежная фаза отцветания или старения культуры как «исторического растения», так что «...есть расцветающие и стареющие культуры, народы… как есть молодые и старые дубы и пинии» [Шпенглер 1993, 151]. Позднейшие направления и школы, начиная со Школы «Анналов», необычайно повысили концептуально-методологическую культуру исторического дискурса, но при этом они были ориентированы на микроистории, истории обыденной жизни, на антропологизацию истории и создание общего концепта упадка как категории исторического процесса не было созвучно этому тренду.
3 В итоге единственную не биологизированную, не натуралистическую трактовку понятия исторического упадка мы находим у А. Тойнби. В его «Постижении истории» это понятие – одно из базовых, хотя взамен классической пары упадок падение он использует чаще пару надлом распад. Тойнби устанавливает ряд критериев надлома культуры/цивилизации, выявляет его механизмы и основные сопутствующие явления, а также пытается уловить некоторые универсальные закономерности, ритмы процессов надлома и распада. «В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада… За спадом, что начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако и этот момент завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но последует окончательный распад» [Тойнби 1991, 477]. Как мы увидим, многие элементы дескрипции явлений упадка у Тойнби (в частности, его понятие универсального государства) оказываются достаточно точно соответствующими новейшей российской истории.

Number of purchasers: 3, views: 2228

Readers community rating: votes 0

1. Pasternak, 1959 – Pasternak B.L. Doktor Zhivago. Parizh: Societe d’Edition et d’Impression Mondiale, 1959 [Pasternak, Boris. Doctor Zhivago. In Russian].

2. Tojnbi 1991 – Tojnbi A.Dzh. Postizhenie istorii. M.: Progress, 1991 [Toynbee, Arnold J. A Study of History. Russian Translation 1991].

3. Fedotov 2013 – Fedotov G.P. O natsional'nom pokayanii // Fedotov G.P. Sobranie sochinenij. V 12 t. T. 6. M.: Sam & Sam. 2013. S. 5–13 [Fedotov, Georgy P. On national repentance. In Russian].

4. Shpengler 1993 – Shpengler O. Zakat Evropy. T. 1. M.: Mysl', 1993 [Spengler, Oswald A. Der Untergang des Abendlandes. Vol. 1. Russian Translation 1993].

5. Gibbon, Edward (1845) Decline and Fall of the Roman Empire, London.

6. Glukhovskij 2017 – Glukhovskij D. Deti neizbezhno pobedyat, vopros v tom, uspeet li nyneshnyaya vlast' ikh isportit' // Novaya Gazeta. 2017. 19 iyunya. № 64.

7. Knorre 2015 – Knorre B. «Bogoslovie vojny» v postsovetskom rossijskom pravoslavii // Stranitsy: Bogoslovie, kul'tura, obrazovanie. 2015. Vyp. 4. T. 19. S. 559–578.

8. Sosedov 2017 – Sosedov A. Za drugi svoya (Interv'yu s protoiereem Sergiem Sherfetdinovym) // K edinstvu. Zhurnal Mezhdunarodnogo obschestvennogo Fonda edinstva pravoslavnykh narodov. 2017. № 4 (15). S. 13–14.

9. Khoruzhij 2015 – Khoruzhij S.S. «Uliss» v russkom zerkale. M.: Azbuka, 2015.

10. Khoruzhij 2015 – Khoruzhij S.S. Opyty iz russkoj dukhovnoj traditsii. Izd. 2. M.: Institut filosofii, teologii i istorii Sv. Fomy, 2018.

Система Orphus

Loading...
Up