Алгебра когито

 
Код статьиS004287440004415-1-1
DOI10.31857/S004287440004415-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы110-121
Аннотация

Картизианское cogito двойственно, заключая в себе мысль субъекта о собственной мысли: «Я мыслю: “Я мыслю”». Поскольку cogito– это и мысль о чем-то, и мысль о собственной мысли, то возможны многообразные сочетания между ними. В разных ситуациях, думая о чем-то, субъект может ощущать истинность своих мыслей, но может также и сомневаться в них, может допускать, что его мысли верны, но может также и воздерживаться от признания их правомерности. Соответственно, мы различаем и соотносим четыре модуса мысли о собственной мысли, выражаемые когитальными высказываниями «принимаю», «сомневаюсь», «допускаю», «воздерживаюсь». Полагаем, что мысль о собственной мысли способна выступать в форме сложных высказываний. Сочетание двух высказываний в одном сложном может порождать вновь простое высказывание. Показано, что сочетания высказываний соответствуют композициям четырех элементов (группе матриц 2х2), позволяющих описать процесс обоснования собственных мыслей в процессах связного логического рассуждения (на материале одной из работ З. Фрейда). Рассмотрены возможности такого подхода в разработке некоторых проблем философии, логики, лингвистики и психологии.

Ключевые словаcogito, циклическая группа, комплексные числа, композиция высказываний, диалог, формальный язык, естественный язык, парадоксы самосознания
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов37620
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 И я выхожу из пространства В запущенный сад величин, И мнимое рву постоянство, И самосознанье причин. И твой, бесконечность, учебник, Читаю один, без людей, – Безлиственный, дикий лечебник, Задачник огромных корней. Осип Мандельштам
2 Можно было бы предложить и альтернативную точку зрения на алгебру, согласно которой она теснее всего связана не с физикой, а с языком. Юрий Манин
3 Несовпадение принципов формальной логики и принципов функционирования обыденного мышления побудило исследователей к созданию различных "логик", ориентированных на преодоление этого разрыва. Складывается многообразие логических теорий (модальные, интенциональные, рефлексивные логики), формализующих некоторые аспекты живого человеческого мышления, протекающего в естественном языке, и вместе с тем оформляются психологические концепции, описывающие и интерпретирующие своеобразие обыденного мышления, трудно поддающегося формализации.
4

ЧЕТЫРЕ ИПОСТАСИ COGITO. АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.

5 В русле этих исканий наш собственный опыт создать то, что мы назовем “алгеброй когито”. “Когито” (“cogito”, мыслю) заключает в себе нечто большее, чем указание на познавательный акт, символизируемый записью «субъект объект»; в акте “когито” присутствует момент самонаправленности «субъект субъект»: «Я мыслю себя мыслящим» или «Я мыслю: “Я мыслю”». Можно утверждать, что когито присутствует в любом суждении живого языка, ибо, если следовать И.Г. Фихте, момент самополагания образует как бы изнанку любого суждения. При этом Я не просто мыслит себя (= полагает себя) в каждом суждении; Я мыслит себя определенным образом, тем самым задается некоторый модус существования когито. Последним, по существу, утверждается, что “когито” охватывает некоторое многообразие явлений; о них можно сказать, что они не только существуют “в уме”, но и имеют своим предметом то, что происходит во внутреннем, “умственном” плане.
6 Предположение, что один и тот же ментальный акт может быть представлен двояким образом – одновременно дорефлексивно (как что-то однородное, “простое”) и рефлексивно (как нечто двусоставное, что звучало бы на языке современной рекламы как “два в одном”), наводит на мысль о возможности создания алгебры когитальных актов. Алгебраические структуры подразумевают возможность каждый элемент структуры представить в виде композиции элементов той же структуры. Однако до сих пор, насколько нам это известно, такая задача не ставилась.
7 Итак, существует ли соответствие, а речь здесь могла бы идти о построении изоморфизма, между некоторыми алгебраическими структурами и некоторым множеством когитальных актов субъекта? Каковы эти гипотетические структуры и когитальные акты? В данной статье мы впервые обсуждаем эти вопросы, обращаясь к понятию алгебраической группы. Тривиальный пример группы когитальных суждений: двухэлементное множество, образованное высказываниями: “Я утверждаю” и “Я отрицаю”. Закон композиции элементов заключается в связывании этих высказываний предлогом “что”. Имеем: Я утверждаю, что Я утверждаю = Я утверждаю; Я утверждаю, что Я отрицаю = Я отрицаю; Я отрицаю, что Я отрицаю = Я утверждаю и т.д. и т.п. Перед нами группа, изоморфная коммутативной группе (+1,1); связке “что” соответствует операция обычного умножения.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2253

Оценка читателей: голосов 0

1. Florensky, Pavel A. (1990) The pillar and the statement of truth, Vol. 1, Pravda, Moscow (in Russian).

2. Freud, Sigmund (1931) УJenseits des LustprinzipsФ, Theoretische Schriften (1911Ц1925), Internationaler Psychoanalytischer Verlag, Wien, pp. 178Ц247 (Russian translation).

3. Lefevre, Vladimir A. (2003) Algebra of conscience, CogitoЦTsentr, Moscow (in Russian).

4. Lefevre, Vladimir A., Smolyan, Georgy A. (1973) Conflicting structures. Second edition, revised and updated, Soviet Radio Publishing House, Moscow (in Russian).

5. Manin, Yury I. (2008) Mathematics as a metaphor, MCCNMO Moscow Publishing House, Moscow (in Russian).

6. Petrovsky, Vadim A. (1985) УThe principle of reflected subjectness in the psychological study of personalityФ, Questions of psychology, ╣ 4, pp. 17Ц31 (in Russian).

7. Petrovsky, Vadim A. (1996) The concept of free causality in psychology, Humanitarian science in Russia: Soros laureates, Moscow, pp. 178Ц186 (in Russian).

8. Petrovsky, Vadim A. (1997) УTo the construction of the algebra of cogitoФ, Models of the world , Russian Association of Artificial Intelligence, Moscow, pp. 87Ц115 (in Russian).

9. Petrovsky, Vadim A. (2013) лI╗. In personological perspective, Publishing house of Higher school of economics, Moscow (in Russian).

10. Popper, Karl (2002) The Logic of Scientific Discovery, Routledge, London and New York.

11. Velichkovsky, Boris M. (1982) Modern cognitive psychology, Moscow State University Publishing House, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх