Проблемы религии в социологии и философии Питирима Сорокина

 
Код статьиS004287440004407-2-1
DOI10.31857/S004287440004407-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы69-76
Аннотация

В статье раскрывается рассмотрение ряда проблем теории религии у П.А. Сорокина. Показано, что методологические проблемы науки ученый рассматривает на уровнях философском, социально-философском, общесоциологическом в их единстве, сводит в одно объяснительное целое разные теоретико-методологические принципы: идеализм – материализм; социологический номинализм – социологический реализм; эволюционизм – функционализм; понимание – количественные процедуры; чувственное – идеациональное – идеалистическое. Выявляется понимание религии у П.А. Сорокина, трактовка ее влияния на различные социальные отношения. Раскрывается исследование ученым секуляризационных процессов в Западной Европе с ΧΙΙ по начало ΧΧ в. (1900–1920 гг.). Осмысляются анализ современного кризиса западного общества и культуры в трудах П.А. Сорокина и предложенные ученым пути преодоления кризиса.

Ключевые словасоциология, философия, религия, теория социальной стратификации, теория социальной мобильности, теория социокультурной динамики, секуляризация
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов23133
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2019 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), выдающегося отечественного ученого. Выделяют два периода творчества П.А. Сорокина: российский до 1922 г. и американский – с 1923 г. Наиболее значимые труды в российский период – «Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914 г.), «Границы и предмет социологии» (1914 г.), «Система социологии» (1920 г.), а для темы данной статьи также «Социологическая теория религии» (1914 г.), «Эмиль Дюркгейм о религии» (1914 г.); в американский период – «Современные социологические теории» (1928 г.) и «Социологические теории сегодня» (опубликована в 1966 г.), «Социальная и культурная динамика» (1937–1941 гг.), а для темы данной статьи еще и «Пути и могущество любви» (1954 г.).
2 Не со всем, что писал П.А. Сорокин, можно согласиться, не все его суждения выдержали проверку временем. Он оказывался подвержен влиянию идеологем и политологем. Сам он вносил коррективы в высказанные в прошлом суждения. Но главное в его наследии не утратило актуальности и в ΧΧΙ в.
3 В словарях и энциклопедиях П.А. Сорокина называют «социологом», в некоторых добавляют «и культуролог», см.: [Осипова 2010, 599]. Редакция «Новой философской энциклопедии» среди выделенных групп статей назвала «…персоналии, круг которых охватывает в основном профессиональных философов и дополняется ограниченным числом философствующих ученых, писателей» [НФЭ 2010, 6]. Можно предположить, что, поместив статью о творческом наследии П.А. Сорокина в данной энциклопедии, редакция отнесла Сорокина к числу «философствующих ученых, писателей». Отсутствие должного внимания к философскому уровню работ Сорокина связано, по-видимому, с содержанием некоторых «принципов исследования», сформулированных в «Системе социологии» [Сорокин 2008, 19–21]:
4 Во-первых, социология должна строиться по типу естественных наук, неправомерно противоположение «наук о природе» и «наук о культуре».
5 Во-вторых, социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан. Истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и т.п. принципов. Внесение нормативизма в область науки загрязняло ее и не давало никаких положительных результатов; нормативные положения и оценки по своей логической природе не могут быть научными суждениями.
6 В-третьих, социология должна быть объективной дисциплиной – не только в смысле отсутствия оценочных норм и в смысле методов изучения явлений, но и в смысле освобождения от субъективного психологизма. «Психические реальности» непосредственно не даны наблюдению, они не имеют предметного характера. Социология должна изучать явления «предметного» характера, доступные наблюдению, имеющие определенное внешнее бытие, иначе говоря, явления взаимодействия людей.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1942

Оценка читателей: голосов 0

1. Сорокин 1914 – Сорокин П.А. Социологическая теория религии // Заветы. 1914. № 3. С. 29–47 (Sorokin, Pitirim A., Sociological Theory of Religion, in Russian).

2. Сорокин 1992а – Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 134–139 (Sorokin, Pitirim A., Integralism is My Philosophy, Russian Translation).

3. Сорокин 1992б – Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 495–504 (Sorokin, Pitirim A., Social and Cultural Dynamics, Russian Translation).

4. Сорокин 2006 – Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. М.: Астрель, 2006. C. 786–794 (Sorokin, Pitirim A., The Crisis of Our Age, Russian Translation).

5. Сорокин 2008 – Сорокин П.А. Система социологии. М.: Астрель, 2008 (Sorokin, Pitirim A. System of Sociology, Russian Translation).

6. Сорокин 2012 – Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствий: Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь. СПб.: Мир, 2012 (Sorokin, Pitirim A. Man and Society in Calamity: The Effects of War, Revolution, Famine, Pestilence upon Human Mind, Behavior, Social Organization and Cultural Life, Russian Translation).

7. Сорокин 2015 – Сорокин П.А. Пути и могущество любви // Наследие. 2015. № 1 (6). С. 150–191 (Sorokin, Pitirim A. The Ways and Power of Love, Russian Translation).

8. Осипова 2010 – Осипова Е.В. Сорокин Питирим Александрович // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010. С 599–600.

9. НФЭ 2010 – От редакции // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2010. С 5–6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх