Государственная политика КНР в области сохранения историко-архитектурного наследия КВЖД

 
Код статьиS013128120003930-4-1
DOI10.31857/S013128120003930-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: СО РАН
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Харбинский политехнический университет
Адрес: Китай
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №1
Страницы83-90
Аннотация

Ста­тья по­свя­ще­на со­вре­мен­ной го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ке Ки­тая в об­лас­ти со­хра­не­ния ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­но­го на­сле­дия КВЖД. На ос­но­ва­нии Все­ки­тай­ских пе­ре­пи­сей объ­ек­тов на­сле­дия и на­цио­наль­ных рее­ст­ров ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния при­во­дят­ся дан­ные по ди­на­ми­ке чис­лен­но­сти объ­ек­тов за­строй­ки в рус­ском сти­ле, имею­щих ста­тус ох­ра­няе­мых и рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии Ав­то­ном­но­го рай­она Внут­рен­няя Мон­го­лия, про­вин­ций Хэй­лунц­зян, Цзи­линь и Ляо­нин. По ма­те­риа­лам за­ко­но­да­тель­ст­ва и офи­ци­аль­ных ор­га­нов вла­сти КНР ана­ли­зи­ру­ют­ся про­грам­мы, реа­ли­зуе­мые на на­цио­наль­ном и про­вин­ци­аль­ном уров­нях в об­лас­ти со­хра­не­ния ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­но­го на­сле­дия КВЖД.

Ключевые словаРос­сия, Ки­тай, КВЖД, ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­ное на­сле­дие, ох­ра­на ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия, па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры
Получено29.03.2019
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов29285
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Неотъемлемой частью историко-культурного наследия Китая является архитектурно-строительное наследие Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). По линии КВЖД находится более полутора тысяч объектов, которые представляют важную историческую, культурную и экономическую ценность, часть из которых охраняется государством. Несмотря на доминирующую точку зрения на КВЖД как эпицентр колониальной экспансии России в Китае, сегодня среди китайских специалистов и представителей власти нет сомнений в необходимости сохранить исторический облик КВЖД, в первую очередь как часть наследия в русском стиле.
2 Тренд, связанный с изменением политики Китая в области сохранения «архитектурного и инженерно-строительного наследия КВЖД», отмечают как отдельные российские специалисты1, так и просто почитатели российской старины на своих интернет-страницах. Есть показательный пример длительного сотрудничества российских исследователей с китайскими специалистами, нацеленного не только на изучение русского архитектурно-градостроительного наследия и его истории2, но и практическую деятельность по исторической реконструкции «объектов в русском стиле» в Харбине, Даляне, Циндао. В данном случае речь идет о специалистах из Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск), под руководством известного историка архитектуры Н.П. Крадина. Стоит упомянуть и совместный проект Санкт-Петербургского университета и Харбинского политехнического университета, в рамках которого в Харбине создан российско-китайский центр по изучению и охране культурного наследия КВЖД. Активное участие российских ученых в серии конкретно-ориентированных проектов, безусловно, предполагает знание текущей ситуации с объектами наследия и политики Китая в этой области, но, к сожалению, эта тематика не получила должного отражения в отечественной историографии. 1. .Самойлов Н.А. Историческое наследие КВЖД и формирование образа России на Северо-Востоке Китая // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 2 (171). С. 88–94. DOI: 10.15393/ uchz.art.2018.93; Самойлов Н.А., Старовойтова Е.О., Ходяков М.В, Янченко Д.Г. Китайско-Восточная железная дорога — историческое наследие двух народов: перспективы изучения // Новейшая история России / Modern history of Russia. 2016. № 3. DOI: 10.21638/ 11701/ spbu24.2016.313.

2. .Крадин Н.С. Харбин — Русская Атлантида. Хабаровск: Изд-во Хворова А.Ю., 2001; Он же. Вклад русских зодчих в архитектуру Харбина // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2007. № 4. С. 32–38.; Козыренко Н.Е., Ян Хунвэй, Иванова А.П. Градостроительное наследие Харбина. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015 и др.
3 В последние годы тема сохранения историко-культурного наследия КВЖД привлекает пристальное внимание китайских специалистов — как ученых из вузов и исследовательских институтов, так и работников государственных структур, занимающихся сохранением наследия. Среди работ китайских специалистов, изучающих проблемы сохранения и использования индустриального наследия КВЖД, необходимо назвать статьи Лю Лихуа3, Тун Юйцюань4, Гай Лисинь и Тао Ган5. К числу фундаментальных работ по теме относится издание справочного характера по объектам КВЖД провинции Хэйлунцзян, подготовленное Ван Чжэньчжэнь, Гай Лисинь, Вэй Сяоюй6. Также необходимо упомянуть справочное издание, подготовленное сотрудниками Чаньчуньского института объектов материальной культуры7 и магистерскую диссертацию Янь Сяофэн8. Ввиду крайне противоречивой и небольшой по объему информации на эту тему в русскоязычных публикациях возникает необходимость анализа мероприятий китайских властей в этой области, основываясь, в первую очередь, на исследованиях китайских специалистов и официальных китайских источниках. 3. .Лю Лихуа. Чжундун телу сяньсин гунъе ичань дэ чжэнти син баоху юй лиюн: [Комплексное сохранение и использование промышленных объектов историко-культурного наследия КВЖД] // Шэхуэй кэсюэ бань. Шэньян шифань дасюэ: [Социальные науки. Журнал Шэньянского педагогического университета]. 2013. № 6. С. 24–28.

4. .Тун Юйцюань. Чжундун телу гунъе ичань дэ фэньбу сяньчжуан цзи ваньчжэн син баоху: [Современное состояние промышленных объектов историко-культурного наследия КВЖД и их комплексное сохранение] // Чэнши фачжань яньцзю: [Проблемы городского развития]. 2013. № 4. С. 41–46.

5. .Гай Лисинь, Тао Ган. Чжундун телу ичань цзи «чжундун телу цзяньчжу цюнь цзунти баоху цзихуа» бяньчжи жогань вэньти яньцзю: [Историко-культурное наследие КВЖД и разработка «Комплексного плана охраны архитектурного ансамбля КВЖД] // Бэйфан вэньу: [Культура Севера]. 2016. № 3. С. 70–75.

6. .Ван Чжэньчжэнь, Гай Лисинь, Вэй Сяоюй. Хэйлунцзян шэн чжундун телу яньсянь цзяньчжу тулу: [Каталог сооружений, расположенных вдоль КВЖД в провинции Хэйлунцзян] // Харбин: Хэйлунцзян цзяоюй чубаньшэ, 2012. 179 c.

7. .Чжундун телу чжисянь чанчунь дуань дяоча баогаo / Чанчунь вэньу баоху со: [Доклад об обследовании Чанчуньского участка КВЖД / Чанчуньский институт сохранения объектов культурного наследия]. Чанчунь: Цзилинь вэньши, 2012. 136 c.

8. .Янь Сяофэн. Чжундун телу цзилинь дуань лиши цзяньчжу ицунь баоху юй лиюн яньцзю: [Сохранение и использование сохранившихся исторических сооружений Чанчуньского участка КВЖД]. Дис.… магистра архитектуры. Чанчунь, 2016. 111 с.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1295

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх