Справедливость – императив цивилизации права

 
Код статьиS004287440004029-6-1
DOI10.31857/S004287440004029-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Конституционный Суд Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы5-14
Аннотация

От того, какая идея справедливости будет (и будет ли!) взята человечеством в качестве главного мировоззренческого ориентира на обозримую историческую перспективу, зависит его способность противостоять вызовам современной эпохи. Является ли справедливость правовым феноменом, который резюмирует в себе общезначимый итог рационально-логического осмысления социальных реалий, или справедливость – это явление морального порядка, обусловленное конкретно-историческими и социокультурными особенностями того или иного социума? В статье обосновывается тезис о том, что отказ от общезначимого правового подхода к трактовке справедливости как равенства в свободе чреват навязыванием всему миру (в том числе и посредством современных информационных технологий) односторонних представлений о справедливости, ориентированных на западные моральные ценности и отвечающих интересам наиболее влиятельных акторов системы глобальных отношений. Преодоление наметившейся опасной тенденции к мировоззренческой однополярности в трактовке справедливости следует, по мнению автора, искать на пути синтеза ценностей индивидуализма и солидаризма. В контексте такого подхода рассматривается понятие европейского консенсуса, лежащее в основе решений и правовых позиций Европейского суда по правам человека.  

Ключевые словасправедливость, право, доверие, права человека, моральные универсалии, европейский консенсус, мировоззренческая однополярность, индивидуализм, солидаристские ценности
Получено13.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов33291
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современный1 мир находится сейчас в точке бифуркации, после которой развитие человечества может пойти по самым разным, в том числе и очень негативным сценариям. Предстоящий человечеству экзистенциальный выбор пути на обозримую перспективу в немалой степени зависит от того, какая идея справедливости будет взята в качестве главного мировоззренческого ориентира. Поэтому обсуждение проблемы справедливости в ее соотнесении с правом сейчас более чем актуально. Представление о том, что идеи справедливости и права, начертанные в свое время на знаменах идеологии Просвещения, навсегда вошли в нашу жизнь (вспомним недавнюю популярность тезиса о «конце Истории»), оказалось неверным: нужны большие усилия всего человечества, чтобы удержаться в русле соответствующих этим идеям ценностно-нормативных ориентаций. Отсюда и та необходимость нового Просвещения, о которой говорят авторы опубликованного в 2017 г. доклада Римского клуба Come On!, посвященного 50-летнему юбилею Клуба и выражающего консолидированную позицию его членов. В противном случае мы можем однажды проснуться и понять, что того мира, в котором мы жили, больше нет. А есть совершенно другой мир, отрицающий все то, в чём и чем мы жили. Мир, где народы, государства и отдельные люди выживают в волнах всеобъемлющего хаоса. 1. По материалам лекции, прочитанной на VIII Петербургском международном юридическом форуме 18.05.2018 г.
2

Проблема справедливости это правовая проблема.

3 Справедливость – это ключевая категория социальной философии и особенно философии права. Поэтому, не претендуя даже на краткий обзор данной темы, хочу лишь в самом общем виде сказать, что подавляющее большинство исследователей сходятся на том, что в рамках любого политически организованного сообщества справедливость представляет собой ценностно-нормативную основу социального порядка и, как верно заметил Дж. Ролз, важнейшую добродетель социальных институтов. Есть, конечно, и иные оценки. Так, сторонники экономического неолиберализма считают, что для экономической сферы важнее эффективность, которая способствует увеличению «общего пирога», и в итоге выигрывают все – и богатые, и бедные. С другой стороны, некоторые коммунитаристы полагают, что справедливость подавляет более высокие ценности братства, солидарности и т.п., на которых должно строиться человеческое сообщество. Оставляя в стороне эти крайности, хотел бы выделить лишь один, наиболее актуальный, как представляется, аспект дискуссий о справедливости, связанный с вопросом о том, является ли справедливость правовым феноменом, который резюмирует общезначимый итог рационально-логического осмысления социальных реалий, или справедливость – это явление морального порядка, обусловленное конкретно-историческими и социокультурными особенностями того или иного социума. Такая, на первый взгляд, сугубо теоретическая постановка вопроса имеет очень важные выходы на практику, которые в сложившемся политическом контексте заслуживают особого внимания. Нынешний ценностный релятивизм приводит современный мир постмодерна к возникновению все более различающихся партикулярных представлений о справедливости. И все более актуальным становится вопрос: возможно ли совместить эти разные «справедливости» в едином и общеобязательном международном праве? Мне представляется, что это будет возможно только в том случае, если все субъекты взаимодействия в своих представлениях о справедливости сумеют удержаться в границах правового принципа равенства. А между тем в последние десятилетия этот принцип все чаще изымается из международного права, что подрывает его основы. Изучая труды великих представителей западной философии, мы видели в Западе носителя рациональной трактовки справедливости как равенства, восходящей к идеям античного рационализма. В отличие от морально-религиозного осмысления справедливости, доминировавшего в русской философии, западное понимание справедливости в значительной мере носило рациональный, правовой характер и претендовало на универсальное, общечеловеческое значение. Отказываясь в конце 80-х гг. прошлого века от коммунистической идеологии, мы исходили из того, что понимание справедливости как равенства, как соответствия между деянием и воздаянием, как предсказуемой и понятной каждому разумному человеку связи между трудом и вознаграждением, между виной и ответственностью и т.д., обеспечивает максимальную свободу человека. Нас убеждали, что современный Запад живет по этим принципам и считает их универсальными. Однако целая серия политических событий последней четверти века свидетельствует о том, что западные политические лидеры и западное общественное мнение очень далеко ушли от исходного античного понимания справедливости как юстиции. Ведь древние римляне, чьи идеи лежат в основе западной философии права, как известно, обозначали справедливость термином «justitia», который одновременно означал и правосудие с присущими ему атрибутами равносправедливого подхода: презумпцией невиновности, состязательностью и равноправием сторон, беспристрастностью при вынесении суждений, правом на защиту, невозможностью прямых обвинений при наличии лишь косвенных улик, фейковых новостей и даже банальных фальсификаций (вспомним сомнительный «ораторский прием» Колина Пауэлла, потрясавшего пробиркой с белым порошком перед вторжением в Ирак). Как получилось, что мы вдруг оказались в мире, который все дальше уходит от справедливости и права? Я не буду даже пытаться ответить на этот исключительно сложный вопрос – это дело, скорее, философов и социологов. Хочу лишь, оставаясь в рамках проблематики, тяготеющей к практической юриспруденции, поделиться некоторыми соображениями по поводу современных мировых и прежде всего европейских политико-правовых реалий.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2746

Оценка читателей: голосов 0

1. Бауман 2004 web – Бауман З. Европейский путь к мировому порядку // http: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/baum_evr.php.

2. Гулыга 2006 web – Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006 // http: // http://gulyga.ru/texts/page?pid=6&item=6&page=152.

3. Нерсесянц 2000 – Нерсесянц В. С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2000. С. 6–8.

4. Примаков 2009 – Примаков Е. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М.: Российская газета, 2009.

5. Работающие бедные 2017 – Работающие бедные в России и за рубежом // Социальный бюллетень. 2017. № 10. С. 5–20.

6. Ролз 2006 – Ролз Дж. Право народов (лекция) // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 79–105.

7. Хабермас 2008 – Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь мир, 2008.

8. Come on 2017 web – “Come on!” – Юбилейный доклад Римского клуба // http://malakhov.link/come-on-report.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх