History as the Reading of Universe, or Philosophical Experience in Arbat Street, Moscow: From the Reminiscences on Sigurd O. Schmidt

 
PIIS004287440003885-8-1
DOI10.31857/S004287440003885-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Principal Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Science (IMEMO)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages194-201
Abstract

The subject of this paper are the analytical reminiscences on Sigurd O. Schmidt (1922–2013), outstanding Russian historian and historical thinker. The paper deals with the problem of philosophical meaning of studies in different primary historical sources. The very experience of reading of the Universe based on solid historical information as well as general historical knowledge is described as a kind of fruitful preconditions of philosophical studies. Professor Schmidt, the son of Russian cosmologist Otto Schmidt and the nephew of unique philosopher Yakov Golosovker, was the well-known historian of Medieval Rus’, but also the author of different works on historiography, the historical studies of Moscow and its suburbs, the theory of archives’ management, cultural studies and – last, but not least – on methodology of history. Professor Schmidt made a substantial contribution in the process of mutual rapprochement of historical and philosophical knowledge. This process seems to be an important part of general dynamics of the whole complex of socio-human studies during the last five or six decades. During these decades his contribution in upbringing of young specialists in socio-human disciplines, as well as his popular lections through radio and TV, was also the matter of exclusive importance in the history of contemporary intellectual life in Russia.

KeywordsS.O. Schmidt, the Universe, time, philosophical experience, history, historical thought, reading, historiography, Moscow, Arbat Street
Received15.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters24450
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Готовя эти краткие воспоминания к публикации на страницах «Вопросов философии», я невольно задаюсь вопросом: какая польза философствующему читателю от воспоминаний историка об историке? От воспоминаний из иного «цеха» социогуманитарных знаний? И всё же, думается, такой межцеховой обмен мыслью и информацией небесполезен.
2 Проблема времени есть одна из базовых проблем, скрепляющих весь комплекс нашего мыслительного опыта: от самых общих знаний о структуре и динамике физической Вселенной до тончайших и детализированных знаний из области человеческой психологии, культуры и общественной жизни. Однако историческая наука знаменует собой особый подход к проблематике времени. Она рассматривает время людей изнутри хронологической последовательности явлений, событий1. История людей и событий есть одновременно и история человеческой мысли. Динамика же последней налагает свой отпечаток и на историю событийную. История событийная и история мысли издревле проявляют свою сложную, многозначную, но всё же неоспоримую взаимную обратимость. И в этом смысле, если вспомнить труд Г.Г. Шпета, история есть воистину «проблема логики». 1. Вспомним и определение истории, данное Фернаном Броделем: «хронологическая последовательность форм и опытов» [Бродель 1993, 83].
3 И есть еще один важнейший момент сопричаствования исторической науки, ее проблем и методов миру философствования: без исторического воззрения, без философской историографии и без применения к ней методов и методик исторического познания невозможно осмысление и развитие самой философии. Возможно, обоснованное Бенедетто Кроче почти что отождествление философствования и историографии являет собой некую теоретическую крайность [Croce 1948], но за этой крайностью реальная проблема взаимосвязи нашей человеческой мысли и динамики времен в подвижных пространствах нашего человеческого общежития…
4 Я живу на юго-западе Москвы, в полутора километрах пешего хода – по проходным дворам – от станции метро Проспект Вернадского. Кварталы наши расположены между двумя освещенными, шумными и загазованными магистралями – Проспектом Вернадского и Ленинским проспектом. Однако в темное время суток с наших дворов видны звезды. Как-то раз, поздним и звездным вечером, когда я обычным своим шагом пробегал от метро домой, какая-то сила заставила меня последовательно вспомнить в молитве, перебирая год за годом, имена всех тех, кого считаю своими учителями в жизни и мысли. На такое перечисление краткого моего «пробега» почти что и не хватило. Однако одним из первых я должен был благодарно помянуть Сигурда Оттовича Шмидта (1922–2013), которого знал на протяжении почти что пяти с половиной десятков лет.
5 Среди тех, кто считает или дерзает считать себя учениками Сигурда Оттовича, я выгляжу несколько странно, ибо я – ненормальный историк. Нормальные историки, тем паче, те, которые прошли великолепную источниковедческую школу Историко-архивного института, вольной или невольной душой которого был Сигурд Оттович, занимаются выявлением и анализом причинной последовательности событий, институтов и биографий. Основной вопрос, волнующий нормального историка: как это происходило? Моя же историография иная, во многом восходящая к философской историографии Бенедетто Кроче: это историография философской мысли, где вопросы генезиса явлений, личностей и событий мучительно сопрягаются с вопросом чисто философским: чтó это такое? Так что в моем положении приходится совмещать рефлексию о временнóй последовательности человеческих судеб с рефлексией о сквозных, трансисторических ценностях и смыслах. И источниковая база у меня особая – философские и поэтические тексты во всей их смысловой и структурной сложности. В определении этой ненормальной моей судьбы Сигурд Оттович играл на протяжении десятилетий едва ли не ключевую роль.

Number of purchasers: 2, views: 1619

Readers community rating: votes 0

1. Brodel' 1993 – Brodel' F. Dinamika kapitalizma / Per. V. Kolesnikova. Smolensk: Poligramma, 1993 [Braudel, Fernand La Dynamique du Capitalisme (Russian translation, 1993)]

2. Kareev 1990 – Kareev N.I. Prozhitoe i perezhitoe / Podgotovka teksta, vstup. stat'ya i komm. V.P. Zolotareva. L.: LGU, 1990 [Kareyev, Nikolai I. The Life Survived (In Russian)].

3. Shmidt 1969 – Shmidt S.O. Sovremennye problemy istochnikovedeniya // Istochnikovedenie. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy. M.: Nauka, 1969. S. 7–58 [Schmidt, Sigurd O. Present day problems of the historical sources studies (In Russian)].

4. Shmidt 1994 – Shmidt S.O. Vovlekaya v tvorchestvo // Mir istochnikovedeniya. Sb. v chest' S.O. Shmidta. M.: RGGU; Penza: [b. i.], 1994. S. 467–471 [Schmidt, Sigurd O. Involving in creative activities (In Russian)].

5. Shmidt 1997 – Shmidt S.O. Ot redaktora // Arbatskij arkhiv. Istoriko-kraevedcheskij al'manakh. Vyp. 1. M.: Tverskaya, 13, 1997. S. 5–6 [Schmidt, Sigurd O. Editor’s note (In Russian)].

6. Shmidt 1999 – Shmidt S.O. Rossiya Ivana Groznogo. M.: Nauka, 1999 [Schmidt, Sigurd O. Ivan the Terrible’s Russia (In Russian)].

7. Croce, Benedetto (1948) Filosofia come scienza dello spirito, IV, Laterza & Figli, Bari 1948.

8. Venturi, Franco (1952) Il populismo russo, I–II, Einaudi, Torino.

9. Vadimov 1993 – Vadimov (Tsvetkov) A.V. Zhizn' Berdyaeva. Rossiya. Berkeley: Calif.: Berkeley Slavic Specialities, 1993.

10. Zhigunov, Rashkovskij 1965 – Zhigunov E.K., Rashkovskij E.B. Iz istorii russko-pol'skikh revolyutsionnykh svyazej 1878–1880 gg. // Obschestvennoe dvizhenie v poreformennoj Rossii. Sb. statej k 80-letiyu B.P. Koz'mina. M.: Nauka, 1965. S. 275–299.

11. Rashkovskaya, Rashkovskij 1970 – Rashkovskaya M.A., Rashkovskij E.B. O memuarakh N.I. Kareeva «Prozhitoe i perezhitoe» kak istochnike po istorii intellektual'noj zhizni Rossii kontsa XIX v. // Arkheograficheskij ezhegodnik za 1968 god. M.: Nauka, 1970. S. 384–391.

12. Rashkovskij 2008 – Rashkovskij E.B. Levin, Iosif Davydovich // Moskovskaya ehntsiklopediya. T. 1: Litsa Moskvy. Kn. 2. M.: Fond «Moskovskie ehntsiklopedii», 2008. S. 403.

13. Rashkovskij 2013a – Rashkovskij E.B. Yakov Golosovker i Khanna Arendt: filosofskaya anatomiya «ehry nenavisti» // Nauchnye trudy po iudaike. Materialy KhKh mezhdunarodnoj ezhegodnoj nauchnoj konferentsii po iudaike. T. 1. M.: Sehfer/Inslav RAN, 2013. S. 305–314.

14. Rashkovskij 2013b – Rashkovskij E. B. Yakov Ehmmanuilovich Golosovker: filosofiya v poiskakh cheloveka // Solov'evskie issledovaniya. 2013. Vyp. 38 (2). S. 146–174.

15. Rashkovskij 2014 – Rashkovskij E.B. Filosofiya nauki, naukovedenie i mir kul'tury // Voprosy filosofii. 2014. № 7. S. 68–80.

Система Orphus

Loading...
Up