История как чтение Мира, или Философствование на Арбате: из воспоминаний о С.О. Шмидте

 
Код статьиS004287440003885-8-1
DOI10.31857/S004287440003885-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы194-201
Аннотация

В основе статьи – воспоминания о выдающемся русском историке-медиевисте и теоретике исторической науки Сигурде Оттовиче Шмидте (1922–2013). С.О. Шмидт – сын русского математика, геофизика Отто Юльевича Шмидта и племянник выдающегося философа Якова Эммануиловича Голосовкера. В центре его исследовательского внимания проблемы источниковедения и историографии, московского краеведения и теории архивного дела, культурологии и, что особенно важно, методологии исторической науки. Огромен его вклад в дело воспитания молодых исследователей-гуманитариев, а также в дело содержательного сближения исторических и философских знаний (этот процесс представляется важнейшей частью общей динамики социально-гуманитарных исследований за последние пять-шесть десятилетий). В течение этих десятилетий его популярные лекции по радио и телевидению также были предметом исключительной важности в истории интеллектуальной жизни в России. Статья затрагивает вопросы, связанные с важностью первичных, основанных на изучении разноплановых источников фактологических знаний для философии истории и философской историографии и, шире, для философствования в целом. Автор проводит мысль о том, что опыт чтения Универсума, основанный на глубине исторических познаний и экзистенциального опыта ученого – одна из предпосылок плодотворных философских занятий.

Ключевые словаС.О. Шмидт, время, философствование, исторический источник, чтение, историография, Москва, Арбат
Получено15.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов24450
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Готовя эти краткие воспоминания к публикации на страницах «Вопросов философии», я невольно задаюсь вопросом: какая польза философствующему читателю от воспоминаний историка об историке? От воспоминаний из иного «цеха» социогуманитарных знаний? И всё же, думается, такой межцеховой обмен мыслью и информацией небесполезен.
2 Проблема времени есть одна из базовых проблем, скрепляющих весь комплекс нашего мыслительного опыта: от самых общих знаний о структуре и динамике физической Вселенной до тончайших и детализированных знаний из области человеческой психологии, культуры и общественной жизни. Однако историческая наука знаменует собой особый подход к проблематике времени. Она рассматривает время людей изнутри хронологической последовательности явлений, событий1. История людей и событий есть одновременно и история человеческой мысли. Динамика же последней налагает свой отпечаток и на историю событийную. История событийная и история мысли издревле проявляют свою сложную, многозначную, но всё же неоспоримую взаимную обратимость. И в этом смысле, если вспомнить труд Г.Г. Шпета, история есть воистину «проблема логики». 1. Вспомним и определение истории, данное Фернаном Броделем: «хронологическая последовательность форм и опытов» [Бродель 1993, 83].
3 И есть еще один важнейший момент сопричаствования исторической науки, ее проблем и методов миру философствования: без исторического воззрения, без философской историографии и без применения к ней методов и методик исторического познания невозможно осмысление и развитие самой философии. Возможно, обоснованное Бенедетто Кроче почти что отождествление философствования и историографии являет собой некую теоретическую крайность [Croce 1948], но за этой крайностью реальная проблема взаимосвязи нашей человеческой мысли и динамики времен в подвижных пространствах нашего человеческого общежития…
4 Я живу на юго-западе Москвы, в полутора километрах пешего хода – по проходным дворам – от станции метро Проспект Вернадского. Кварталы наши расположены между двумя освещенными, шумными и загазованными магистралями – Проспектом Вернадского и Ленинским проспектом. Однако в темное время суток с наших дворов видны звезды. Как-то раз, поздним и звездным вечером, когда я обычным своим шагом пробегал от метро домой, какая-то сила заставила меня последовательно вспомнить в молитве, перебирая год за годом, имена всех тех, кого считаю своими учителями в жизни и мысли. На такое перечисление краткого моего «пробега» почти что и не хватило. Однако одним из первых я должен был благодарно помянуть Сигурда Оттовича Шмидта (1922–2013), которого знал на протяжении почти что пяти с половиной десятков лет.
5 Среди тех, кто считает или дерзает считать себя учениками Сигурда Оттовича, я выгляжу несколько странно, ибо я – ненормальный историк. Нормальные историки, тем паче, те, которые прошли великолепную источниковедческую школу Историко-архивного института, вольной или невольной душой которого был Сигурд Оттович, занимаются выявлением и анализом причинной последовательности событий, институтов и биографий. Основной вопрос, волнующий нормального историка: как это происходило? Моя же историография иная, во многом восходящая к философской историографии Бенедетто Кроче: это историография философской мысли, где вопросы генезиса явлений, личностей и событий мучительно сопрягаются с вопросом чисто философским: чтó это такое? Так что в моем положении приходится совмещать рефлексию о временнóй последовательности человеческих судеб с рефлексией о сквозных, трансисторических ценностях и смыслах. И источниковая база у меня особая – философские и поэтические тексты во всей их смысловой и структурной сложности. В определении этой ненормальной моей судьбы Сигурд Оттович играл на протяжении десятилетий едва ли не ключевую роль.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1607

Оценка читателей: голосов 0

1. Бродель 1993 – Бродель Ф. Динамика капитализма / Пер. В. Колесникова. Смоленск: Полиграмма, 1993 [Braudel, Fernand La Dynamique du Capitalisme (Russian translation, 1993)]

2. Кареев 1990 – Кареев Н.И. Прожитое и пережитое / Подготовка текста, вступ. статья и комм. В.П. Золотарева. Л.: ЛГУ, 1990 [Kareyev, Nikolai I. The Life Survived (In Russian)].

3. Шмидт 1969 – Шмидт С.О. Современные проблемы источниковедения // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1969. С. 7–58 [Schmidt, Sigurd O. Present day problems of the historical sources studies (In Russian)].

4. Шмидт 1994 – Шмидт С.О. Вовлекая в творчество // Мир источниковедения. Сб. в честь С.О. Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: [б. и.], 1994. С. 467–471 [Schmidt, Sigurd O. Involving in creative activities (In Russian)].

5. Шмидт 1997 – Шмидт С.О. От редактора // Арбатский архив. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. М.: Тверская, 13, 1997. С. 5–6 [Schmidt, Sigurd O. Editor’s note (In Russian)].

6. Шмидт 1999 – Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М.: Наука, 1999 [Schmidt, Sigurd O. Ivan the Terrible’s Russia (In Russian)].

7. Croce, Benedetto (1948) Filosofia come scienza dello spirito, IV, Laterza & Figli, Bari 1948.

8. Venturi, Franco (1952) Il populismo russo, I–II, Einaudi, Torino.

9. Вадимов 1993 – Вадимов (Цветков) А.В. Жизнь Бердяева. Россия. Berkeley: Calif.: Berkeley Slavic Specialities, 1993.

10. Жигунов, Рашковский 1965 – Жигунов Е.К., Рашковский Е.Б. Из истории русско-польских революционных связей 1878–1880 гг. // Общественное движение в пореформенной России. Сб. статей к 80-летию Б.П. Козьмина. М.: Наука, 1965. С. 275–299.

11. Рашковская, Рашковский 1970 – Рашковская М.А., Рашковский Е.Б. О мемуарах Н.И. Кареева «Прожитое и пережитое» как источнике по истории интеллектуальной жизни России конца XIX в. // Археографический ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 384–391.

12. Рашковский 2008 – Рашковский Е.Б. Левин, Иосиф Давыдович // Московская энциклопедия. Т. 1: Лица Москвы. Кн. 2. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2008. С. 403.

13. Рашковский 2013а – Рашковский Е.Б. Яков Голосовкер и Ханна Арендт: философская анатомия «эры ненависти» // Научные труды по иудаике. Материалы ХХ международной ежегодной научной конференции по иудаике. Т. 1. М.: Сэфер/Инслав РАН, 2013. С. 305–314.

14. Рашковский 2013б – Рашковский Е. Б. Яков Эммануилович Голосовкер: философия в поисках человека // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 38 (2). С. 146–174.

15. Рашковский 2014 – Рашковский Е.Б. Философия науки, науковедение и мир культуры // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 68–80.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх