Thought and Language in Ilyenkov’s Logic

 
PIIS004287440003880-3-1
DOI10.31857/S004287440003880-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages128-136
Abstract

E.V. Ilyenkov’s understanding of the relationship of thought and language is based on the postulate of priority of labour, objectively-practical activity in the development of human personality. Thought and Word arise as forms of Action, within the process of “practical communication,” or of the jointly-divided activity with objects of material culture. A.I. Meshcheriakov put the same principle at the foundation of Zagorsk experiment on the education of deaf-blind children. The Marxist “logic of Action” opposes against the “logic of Word” in its various versions – evangelical, Hegelian, neo-positivistic et al. In his article, I. Hanzel attempts to criticize the labour theory of genesis of thought and language from the standpoint of “logical semantics” of R. Carnap. For his part, Ilyenkov criticized “positivism” (and the whole philosophy of empiricism) for confusing the logical form of thinking with the psychological form of the “inner speech.” As a result, the science of logic turns into a system of rules for operating with words, signs, symbols; so it loses its native subject which is the laws and categories of thought. Zagorsk experiment clearly, as if in slow motion film, shows the “practical” genesis of human personality. Ilyenkov regarded it as a practical demonstration that the “logic of Action” is right against the “logic of Word”.

KeywordsE.V. Ilyenkov, the subject of logic, thought, language, word, labour, idea, Zagorsk experiment, practical communication
Received14.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters27931
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Взаимоотношения языка и мышления – сквозная тема в творчестве Э.В. Ильенкова. Впервые он обратился к ней в марафонской дискуссии о предмете логики, состоявшейся в стенах МГУ в феврале – марте 1954 г. [Ильенков 2017], и той же теме посвящена последняя прижизненная публикация Ильенкова в журнале «Вопросы философии» [Ильенков 1977].
2 За все эти годы символ веры Ильенкова не претерпел изменений: «Дело – Мысль – Слово». Порядок ипостасей в этой логической Троице имеет определяющее значение. Ильенков твердо держался фаустовской формулы «Im Anfang war die That» – «В начале было Дело». Такова же и первая аксиома «практического материализма» Маркса. Мышление есть идеальная форма предметной деятельности, труда, «работы руки», а язык – это форма осуществления мышления в процессе человеческого общения и форма выражения мысли, идеи для других людей.
3 «Человеческое мышление рождается (а не просыпается) в горниле предметно-практической жизнедеятельности общественного человека, и в этом процессе возникает, как его “посредник”, – Слово, Язык» [Ильенков 1974б, 80].
4 Эти строки написаны Ильенковым в споре с Гегелем. Для последнего, как некогда и для евангелиста Иоанна, «в начале было Слово». Логика Слова против логики Дела – извечная коллизия в истории науки о мышлении. Имя этой науки, «Логика», Ильенков любил писать с заглавной буквы, как бы подчеркивая ее отличие от «логики» с маленькой буквы – формальной, символической, математической.
5 Для Гегеля слово было родной стихией мысли, той формой, в которой «просыпается» к самосознанию Дух, чтобы затем осуществить, «опредметить» себя практически. Логическая Троица получает у Гегеля вид: «Мысль – Слово – Дело». Впоследствии же, у новейших идеалистов, мысль растворяется в слове, превращаясь в функцию языковых структур. От этого вербального корня произрастают и неопозитивизм, и экзистенциальная герменевтика, и структурализм.
6 «Поэтому-то дистанция между последователями Карнапа – Витгенштейна и последователями Мартина Хайдеггера не так уж велика, как может показаться. И те и другие разрабатывают технику работы со Словом на потребу “человека говорящего” (но уже, увы, не “мыслящего”). Слово (знак, символ, язык) превратилось тут в непрозрачную стену, загородившую от человека объективную реальность природы и истории, вместо того чтобы быть совершенным оптическим инструментом, позволяющим выявлять в природе и в истории такие срезы и аспекты, которые без слова (без языка) рассмотреть нельзя» [Ильенков 1987, 162].
7 Сказанное, очевидно, относится и к Игорю Ганзелу, стоящему на позициях аналитической философии. Многие из его критических замечаний Ильенкову доводилось слышать от А.А. Зиновьева, И.С. Нарского и Д.П. Горского со товарищи. Так, Ильенкова тысячу раз упрекали в «негативном подходе к дисциплинам, которые исследуют структуру языка, прежде всего, к математической логике, логический семантике и философии языка» (И. Ганзел). Доля правды тут есть. Был у Ильенкова такой, чрезвычайно негативный, подход – только не к математической логике и логической семантике самим по себе, а к произрастающей на их почве «философии языка», которая превращает язык в первоисток мышления – в демиурга логических форм.

Number of purchasers: 2, views: 2502

Readers community rating: votes 0

1. Vygotskij 1984 – Vygotskij L.S. Mladencheskij vozrast // Sobranie sochinenij. V 6 t. M.: Pedagogika, 1984. T. 4. C. 269–317 (Vygotsky L.S. Childhood. In Russian).

2. Il'enkov 1974a – Il'enkov Eh.V. Dialekticheskaya logika. M.: Politizdat, 1974 (Ilyenkov E.V. Dialectical logic. In Russian).

3. Il'enkov 1974b – Il'enkov Eh.V. Myshlenie i yazyk u Gegelya // Doklady Kh Mezhdunarodnogo gegelevskogo kongressa (Moskva, 26–31 avgusta 1974). M., 1974. Vyp. IV. S. 69–81 (Ilyenkov E.V. Thought and Language in Hegel. In Russian).

4. Il'enkov 1975 – Il'enkov Eh.V. Aleksandr Ivanovich Mescheryakov i ego pedagogika // Molodoj kommunist. 1975. № 2. S. 80–84 (Ilyenkov E.V. Alexander Meshcheriakov and His Pedagogy. In Russian).

5. Il'enkov 1977 – Il'enkov Eh.V. Soobrazheniya po voprosu ob otnoshenii myshleniya i yazyka (rechi) // Voprosy filosofii. 1977. № 6. S. 92–96 (Ilyenkov E.V. Considerations on the Problem of Relationship Between Thought and Language (Speech). In Russian).

6. Il'enkov 1979a – Il'enkov Eh.V. Problema protivorechiya v logike // Dialekticheskoe protivorechie. M.: Politizdat, 1979. C. 122–143 (Ilyenkov E.V. The Problem of Contradiction in Logic. In Russian).

7. Il'enkov 1979b – Il'enkov Eh.V. Chto zhe takoe lichnost'? // S chego nachinaetsya lichnost'. M.: Politizdat, 1979. S. 183–237 (Ilyenkov E.V. And What is Personality? In Russian).

8. Il'enkov 1987 – Il'enkov Eh.V. Dialektika i germenevtika // Sovremennye zarubezhnye kontseptsii dialektiki: Kriticheskie ocherki. M.: Nauka, 1987. S. 133–163 (Ilyenkov E.V. Dialectics and Hermeneutics. In Russian).

9. Il'enkov 1991 – Il'enkov Eh.V. Problema protivorechiya v logike // Filosofiya i kul'tura. M.: Politizdat, 1991. S. 308–320 (Ilyenkov E.V. The Problem of Contradiction in Logic. In Russian).

10. Il'enkov 2009 – Il'enkov Eh.V. Dialektika ideal'nogo // Logos. 2009. № 1. S. 6–62 (Ilyenkov E.V. Dialectics of the Ideal. In Russian).

11. Il'enkov 2017 – Il'enkov Eh.V. Ot abstraktnogo k konkretnomu. Krutoj marshrut. 1950–1960. Avt.-sost. E. Illesh. M.: Kanon+, 2017 (Ilyenkov E.V. From the Abstract to the Concrete: A Steep Route. 1950–1960. In Russian).

12. Piazhe 1969 – Piazhe Zh. Logika i psikhologiya // Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Prosveschenie, 1969. S. 567–612 (Piaget J. Logic and Psychology. Russian translation).

13. Piazhe 2001 – Piazhe Zh. Teoriya Piazhe // Zhan Piazhe: teoriya, ehksperimenty, diskussii. Pod red. L.F. Obukhovoj, G.V. Burmenskoj. M.: Gardariki, 2001. S. 106–157 (Piaget J. Theorie de Piaget. Russian translation).

14. Piazhe, Inel'der 2002 – Piazhe Zh., Inel'der B. Genezis ehlementarnykh logicheskikh struktur. Klassifikatsiya i seriatsiya. M.: EhKSMO-Press, 2002 (Piaget J., Inhelder B. La genese des structures logiques elementaires, classification et seriations. Russian translation).

15. Bakhurst, David (1991) Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov, Cambridge University Press, Cambridge etc.

16. Majdanskij 2018 – Majdanskij A.D. «Kul'turnaya psikhologiya» L.S. Vygotskogo v optike Spinozy i Marksa // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2018. T. 14. № 1. S. 126–130.

Система Orphus

Loading...
Up