Arabic Syllogism and Unity of Reason: Remarks on Andrey V. Smirov’s Paper

 
PIIS004287440003870-2-1
DOI10.31857/S004287440003870-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State University M. V. Lomonosova
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages22-26
Abstract

In this paper I discuss some ideas of Andrey V. Smirnov, presented in his paper «Process-based Logic and Two Kinds of Apodictic Proofs», and in other works. I accentuate the importance of his hypothesis about two kinds of irreducible apodictic proofs for cultural studies and for our worldview in general. I try to assess the key premises of A. V. Smirnov’s conclusions and claim that their success is mostly dependent on the possibility of plausible interpretation of construction “because, and only because”, by which the premises of process-based syllogism of non-Aristotelian kind are connected, according to A. V. Smirnov, who have discovered such a syllogism in some works of Arabic philosophers. I claim that if we interpret this construction as a necessary condition, we would open a way for counterexamples, blocking a possibility of treating such a syllogism as an apodictic proof. But if we interpret it as a sufficient condition, we would open a way for reducing this syllogism to the Aristotelian one. Another option is to treat that construction in terms of causation of processes. The problem is, however, that causation is typically interpreted in terms of necessary or sufficient conditions as well. So it seems that to avoid serious problems A. V. Smirnov has to adopt such a definition of causation that wouldn’t include any reference to those conditions.

KeywordsAndrey V. Smirnov, Aristotelian syllogism, Arabic philosophy, apodictic proof
Received14.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters15243
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Всякий историк философии мечтает об идеальной статье. Идеалы можно понимать, конечно, по-разному. Но уверен, многие согласятся, что в образцовом историко-философском исследовании должны сочетаться вещи, казалось бы, несочетаемые: тонкость анализа конкретных текстов и глобальные мировоззренческие выводы. Идеальный историко-философский труд заставляет нас посмотреть на мир по-новому по итогам сугубо специальных изысканий, порой даже филологического характера. Такие труды – редкость, но статья академика А.В. Смирнова об арабской и европейской логике «Процессуальная логика и ее обоснование» во многом близка к эталону.
2 В самом деле, опираясь на большие массивы текстов по арабской философии – как оригинальные источники, так и современные комментарии – А.В. Смирнов доказывает, что в арабской философии и в гуманитарном дискурсе вообще использовались такие формы строгого доказательства, которые остались неизвестными европейской культуре и которые не могут быть сведены к аристотелевским силлогизмам. Одна лишь констатация этого факта уже была бы значительным научным достижением, но и в этой статье, и в других публикациях [Смирнов 2017; Смирнов 2018] утверждается, что с этой логической несовместимостью сопряжено нечто более значительное: глубокое различие культур, взглядов людей на мир и даже языков. Человек арабской культуры видит мир не грудой вещей и их свойств, как европейцы с их аристотелевскими силлогизмами, а множеством процессов. Такой человек не пытается останавливать эти процессы употреблением связки «есть», упаковывающей вещи в присущие им свойства. Мир для него – это сеть сложных каузальных отношений.
3 Все эти глобальные различия связаны, таким образом, с неприметными логическими дистинкциями, задающими альтернативные стили мышления. Статья А.В. Смирнова, стало быть, продолжает давний спор о единстве и универсальности человеческого разума. Просвещенческий по своему духу универсализм был в свое время атакован постмодернистами, усматривавшими в нем превращенные формы властного подавления элитами всех остальных людей. На смену универсализму должно было прийти творческое разнообразие мышления, поддерживающее культурный плюрализм. А.В. Смирнов четко и определенно выступает на стороне плюрализма.
4 Масштабность сделанных выводов заставляет тщательно анализировать их основания. А.В. Смирнов максимально облегчает эту задачу, ясно формулируя предпосылки своих мировоззренческих выводов и указывая, что именно нужно сделать, чтобы оспорить их. Его основоположения зафиксированы в Утверждении 1, где говорится о двух «универсально истинных» и «взаимно несводимых» типах аподиктического доказательства. Они обозначаются, соответственно, как Силлогизм 1 и Силлогизм 2. Силлогизм 2 – это аристотелевский силлогизм такого вида: «Все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен» (знаменитый модус Barbara первой фигуры традиционной классификации силлогизмов). В таких силлогизмах идет речь о субстанциях и их атрибутах. Их доказательная сила может иллюстрироваться кругами Эйлера, где круг субстанций вписывается в круг атрибутов.

Number of purchasers: 2, views: 1798

Readers community rating: votes 0

1. Mackie, John L. (1980) The Cement of the Universe: A Study of Causation, Clarendon Press, Oxford.

2. Smirnov, Andrey V. (2017) “Qiyas as a formal proof: the way the fuqaha’ argued. Part I”, Filosofski zhurnal (Philosophy Journal), Vol. 10, ¹ 4, pp. 72–92 (in Russian).

3. Smirnov, Andrey V. (2018) “Qiyas as a formal proof: the way the fuqaha’ argued. Part II”, Filosofski zhurnal (Philosophy Journal), Vol. 11, ¹ 1, pp. 5–27 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up