Marx and Russia: the Difficulties of Mutual Perception

 
PIIS004287440000233-1-1
DOI10.31857/S004287440000233-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Member corr. RAS, Dean of the Faculty of Philosophy, Head of the Department of Ontology and Theory of Knowledge, Doctor of Philosophy, Professor
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages119-130
Abstract

The author answers the question of the extent to which Marx's theory is applicable to the study of Russian realities and how Marx treated Russia and vice versa. The article shows that the theory of Marx and, in particular, his works in the field of dialectics, the philosophy of history, etc., are quite universal, although, like any other philosophical doctrine, they can not be applied literally. It is equally important to bear in mind that Marx's works were based on the realities of the nineteenth century. Nevertheless, a number of their provisions retain their importance at the present time, and most important of them – a critical analysis of the contradictions of the capitalist social system, which is very relevant from the point of view of the study of the conditions of modern Russia. The author shows that Marx's attitude toward Russia was contradictory, and the attitude toward Marx in Russia changed more than once. Before the revolution of 1917, Marx's works were very popular among critically thinking intelligentsia. In the USSR, Marxism was turned into an obligatory and predominantly dogmatic theoretical narrative, although there was a world-class level of work in the sphere of critical Marxism. After the dissolution of the Soviet Union, there emerged an opposite turn – the dogmatic denial of Marxism, which in recent years, however, has been replaced by a revival of interest in creative Marxism, evidenced in particular by the formation of the Post-Soviet School of Critical Marxism.

KeywordsMarx, Marxism, Russia, the USSR, intelligentsia
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters32280
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 История России ХХ в., да и ее новейшая история весьма тесно связана с идейным наследием Карла Маркса и его влиянием на развитие едва ли не всех общественных процессов в стране в предреволюционный, советский и постсоветский период, когда многие шаги так называемых «реформ» были нацелены прежде всего на демонтаж того, что ранее создавалось, как тогда казалось, в соответствии с учением Маркса. В этом тексте мне хотелось бы остановиться не столько на содержании самой теории марксизма (она достаточно широко известна), сколько на проблеме восприятия социальных идей и их творцов в сознании людей. Они интерпретируются в зависимости от конкретной культуры и практики реализации идей, что само по себе позволяет сделать выводы как о самой воспринимающей культуре, так и уточнить «культурный портрет» того или иного автора. Как здесь не вспомнить иронические стихи Ксенофана о восприятии богов разными народами:
2 Чёрными пишут богов и курносыми все эфиопы,
3 Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.
4 Это своеобразный экзистенциально-культурологический подход, который может высокомерно отбрасываться, но тем не менее он позволяет понять сам фактор популярности того или иного философа в конкретной культуре, которая адаптирует этот образ «под себя».
5 Для образа К. Маркса это справедливо в наибольшей степени в силу охвата идеями марксизма, по сути, всего мира. Поэтому и марксизм часто приобретает специфические черты его понимания и реализации: от взвешенного европейского, до экзальтированного китайского, русского или южноамериканского.
6 В России «степень колебания» отношения к Марксу как личности едва ли не предельно высока и в ряде случаев даже гипертрофирована: от абсолютного признания до полного отрицания, когда герой переворачивается и выступает как злобный трикстер. Это отражает сложность диалога между разными культурами. Как отмечал Ю.М. Лотман, в диалоге культур то, что совпадает, тождественно, а значит, менее интересно для познающего, а более важным является наличие смысловой зоны непонимания, которое само по себе выступает стимулом понимания как проникновения в культуру Другого. «…Непонимание делает понимание мучительным и вместе с тем имеющим смысл и высокую ценность» [Лотман 2005, 74].
7 Для российского контекста это замечание особенно значимо. Мы вот уже почти 150 лет мы повторяем как заклинание вслед за Ф.И. Тютчевым:
8 Умом Россию не понять,
9 Аршином общим не измерить:
10 У ней особенная стать –
11 В Россию можно только верить1.
12 Это часто раздражает представителей иной культуры, и один мой коллега из Германии, кстати, очень хорошо относившейся к России, много лет в ней проработавший и даже, так уж сложилась судьба, умерший здесь, говорил по этому поводу: «Ну а какой же тогда частью тела нужно понимать русских?..» Удивительно, но мы часто даже гордимся тем, что нас не понимают, ибо нам кажется, что это придаёт нам своеобразную исключительность. А такая исключительность порождает желание не столько объяснять, сколько требовать, чтобы тебя понимали и признавали. И тогда фраза «В Россию можно только верить», преобразуется в усиление: «В Россию нужно только верить»2.

views: 3021

Readers community rating: votes 0

1. Vazyulin 1968 – Vazyulin V.A. Logika «Kapitala». M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1968.

2. Gertsen 1931 – Gertsen A.I. Byloe i Dumy. V tryokh tomakh. Tom vtoroj. M.; L.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoj literatury, 1931.

3. Il'enkov 1960 – Il'enkov Eh.V. Dialektika abstraktnogo i konkretnogo v «Kapitale» Marksa. M., 1960.

4. Literaturnoe nasledstvo 1969 – Literaturnoe nasledstvo K. Marksa i F. Ehngel'sa: Isto-riya publikatsii i izucheniya v SSSR. M.: IPL, 1969.

5. Marks 1961 – Marks K. Pis'mo V.I. Zasulich // Marks K., Ehngel's F. Sochineniya. 2-e izd. T. 19. M.: Politizdat, 1961.

6. Marks 1964a – Marks K. Pis'mo Lyudvigu Kugel'manu, 12 oktyabrya 1868 g. // Marks K., Ehngel's F. Soch. Izdanie vtoroe. T. 32. M.: Politizdat, 1964.

7. Marks 1964b – Marks K. Pis'mo F. Ehngel'su, 3 avgusta 1870 g. // Marks K., Ehngel's F. Soch. Izdanie vtoroe. T. 33. M.: Politizdat, 1964.

8. Popper 1983 – Popper K. Logika i rost nauchnogo znaniya. Izbrannye raboty. M.: Progress, 1983.

9. Ehngel's 1964a – Ehngel's F. Pis'mo I.F. Bekkeru, 14 iyunya 1872 g. // Marks K., Ehngel's F. Soch. Izdanie vtoroe. T. 33. M.: Politizdat, 1964.

10. Ehngel's 1964b – Ehngel's F. Pis'mo Vere Ivanovne Zasulich, 6 marta 1884 g. // Marks K., Ehngel's F. Soch. Izdanie vtoroe. T. 36. M.: Politizdat, 1964.

11. Anan'in 2007 – Anan'in O.I. Karl Marks i ego «Kapital»: iz devyatnadtsatogo v dvadtsat' pervyj vek // Voprosy ehkonomiki. 2007. № 9. S. 72–86.

12. Buzgalin 2015 – Buzgalin A.V. Anti-Popper. Sotsial'noe osvobozhdenie i ego druz'ya. M.: Librokom, 2015.

13. Buzgalin, Kolganov 2005a – Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Politicheskaya ehkonomiya postsovetskogo marksizma (tezisy k formirovaniyu nauchnoj shkoly) // Voprosy ehkonomiki. 2005. № 9. S. 36–55.

14. Buzgalin, Kolganov 2005b – Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Sotsial'naya filosofiya postsovetskogo marksizma v Rossii: otvety na vyzovy XXI veka // Voprosy filosofii. 2005. № 9. S. 3–25.

15. Buzgalin, Kolganov 2018 – Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Global'nyj kapital. V 2 t. T. 1. Metodologiya: Po tu storonu pozitivizma, postmodernizma i ehkonomicheskogo imperializma (Marks re-loaded). T. 2. Teoriya. Global'naya gegemoniya kapitala i ee predely («Kapital» re-loaded). Izd. 4-e. M.: Lenand, 2018.

16. Bulavka 2007 – Bulavka L.A. Sotsialisticheskij realizm: prevratnosti metoda. Filosofskij diskurs. M.: Kul'turnaya revolyutsiya, 2007.

17. Voejkov 2011 – Voejkov M.I. Za kriticheskij marksizm: polemika s uchenymi. M., 2011.

18. Doroga k svobode 2013 – Doroga k svobode: kriticheskij marksizm o teorii i praktike sotsial'nogo osvobozhdeniya / Pod red. B.F. Slavina. M.: URSS, 2013.

19. Zotova, Barashkova 2017 – Zotova E.S., Barashkova O.V. «Kapital»-XXI: filosofiya, metodologiya, teoriya (obzor Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, posvyaschennoj 150-letiyu vykhod 1-go toma «Kapitala» K. Marksa) // Voprosy politicheskoj ehkonomii. 2017. № 3. S. 169–185.

20. Kagarlitskij 2011 – Kagarlitskij B.Yu. Marksizm. Vvedenie v sotsial'nuyu i politicheskuyu teoriyu. M.: Librokom, 2011.

21. Liberalizm i sotsializm 2013 – Liberalizm i sotsializm: Zapad i Rossiya. K 200-letiyu so dnya rozhdeniya A.I. Gertsena / Pod red. M.I. Voejkova. M.: URSS, 2013.

22. Lotman 2005 – Lotman Yu.M. Razgovor o prostranstve // Lotman Yu.M. Vospitanie dushi. SPb.: Iskusstvo-SPb, 2005.

23. Marksizm: al'ternativy 2009 – Marksizm: al'ternativy XXI veka (Debaty postsovetskoj shkoly kriticheskogo marksizma). M.: Lenand, 2009.

24. Mezhuev 2007 – Mezhuev V.M. Marks protiv marksizma. M., 2007.

25. Mironov, Momdzhyan 2015 web – Mironov V.V., Momdzhyan K.Kh. Proschanie s Marksom? / Stenogramma lektsii, prochitannoj na seminare Filosofskogo kluba 15 yanvarya 2015 g. // http://old.winzavod.ru/upload/iblock/512/5129e8f36d1b41bd9d5b76418f8c4708.doc.

26. Mironov (red.) 2005 – Filosofiya. Uchebnik dlya vuzov / Pod obsch. red. V.V. Mironova. M.: Norma, 2005.

27. Momdzhyan 1997 – Momdzhyan K.Kh. Vvedenie v sotsial'nuyu filosofiyu. M.: Universitet, 1997.

28. Momdzhyan 2011 – Momdzhyan K.Kh. Antropologicheskij aspekt rossijskoj samobytnosti // Lichnost'. Kul'tura. Obschestvo. 2011. Tom XIII. Vyp.3. S. 171–180.

29. Momdzhyan 2013 – Momdzhyan K.Kh. Sotsial'naya filosofiya. Deyatel'nostnyj podkhod k analizu cheloveka, obschestva, istorii. Chast' 1. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2013.

30. Momdzhyan 2015 – Momdzhyan K.Kh. Antropologicheskij aspekt rossijskoj samobytnosti // Ehtnos, natsiya, tsennosti: Sotsial'no-filosofskie issledovaniya. M.: Kanon+, 2015.

31. Murikov 2014 – Murikov G. Paradoksy Bakunina (K 200-letiyu M.A. Bakunina) // Avrora. 2014. № 6. S. 58–70.

32. Porokhovskij 2016 – Porokhovskij A.A. Politicheskaya ehkonomiya v XXI veke: sistemnyj podkhod v reshenii problem sovremennoj ehkonomiki // Voprosy politicheskoj ehkonomii. 2016. № 4. S. 8–22.

33. Pustarnakov 1999 – Pustarnakov V.F. Paradoksy v istorii marksizma v Rossii // Karl Marks i sovremennaya filosofiya. Sbornik materialov nauchnoj konferentsii k 180-letiyu so dnya rozhdeniya K. Marksa. M.: IF RAN, 1999. S. 311–328.

34. Slavin 2014 – Slavin B.F. Marksizm: ispytanie buduschim. O diskussionnykh voprosakh teorii i istorii marksizma. M.: Lenand, 2014.

35. Sotsializm-XXI 2009 – Sotsializm-XXI. 14 tekstov postsovetskoj shkoly kriticheskogo marksizma / Pod red. A.V. Buzgalina, V.V. Mironova. M.: Kul'turnaya revolyutsiya, 2009.

36. Tyutchev 2004 – Tyutchev F.I. Pis'mo A.M. Gorchakovu. 10 aprelya 1865 g. Peterburg // F.I. Tyutchev. Polnoe sobranie sochinenij i pis'ma v shesti tomakh. T. 6. Pis'ma 1860–1873. M.: Klassika, 2004.

Система Orphus

Loading...
Up