Кризис сознания: «когнитивный ответ» техногенной цивилизации

 
Код статьиS004287440003623-0-1
DOI10.31857/S004287440003623-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Астраханский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы88-95
Аннотация

В современном социогуманитарном дискурсе проблемы техногенной цивилизации являются одними из наиболее обсуждаемых и побуждают специалистов разных направлений от философов до психолингвистов искать ответы на вопросы о феномене техники, ее онтологическом статусе, влиянии новых технических средств на общество и человека. В статье речь пойдет о сознании и его «реакции» на техногенный мир человека. Сразу обозначим, что не преследуем здесь задачи обсуждать природу сознания, его феноменологический и онтологический статус, подходы к его интерпретации – отдельная тема, которой посвящена масса работ блестящих мыслителей, к ним мы обратимся по мере необходимости.

Основной вопрос, интересующий нас в данной статье – проблема определения соотношения, взаимодействия сознания человека и техногенной цивилизации, установление факторов и тенденций его кризисного состояния. Кризис сознания осмысливается в широком контексте социокультурных изменений с учетом новых модусов бытия человека, ценностных и идентификационных трансформаций. Автор опирается на многочисленные зарубежные и отечественные исследования в области философии и смежных дисциплин и приходит к ряду выводов о сущности кризисных явлений сознания, их техногенных факторах и тенденциях проявления. 

Ключевые словасознание, кризис сознания, техногенная цивилизация, техногенная социокультурная реальность, техногенный мир человека, технология, культура, общество, наука.
Источник финансированияСтатья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-00095А «Человек техногенный: когнитивный, социокультурный, виртуальный аспекты формирования».
Получено14.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов22792
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Техногенная социокультурная реальность и техногенный мир человека

2 Понятие «техногенная цивилизация», или «технократизм», появилось в 1921 г. Впервые данный термин применен социологом Т. Вебленом в книге «Инженеры и система цен», где отмечалась насущная необходимость усовершенствования жизни на земле посредством объединенных усилий инженеров всего мира. Начиная с 60-х гг. XX в., цивилизационное развитие обуславливается «революционными» преобразованиями, связанными с постепенным ростом значимости высоких технологий. С некоторыми последствиями технологизации культуры, общества, коммуникации, сознания уже столкнулись все развитые страны мира.
3 Проблемы информационного общества, влияния высоких технологий на социум, культуру и человека изучаются американскими учеными П. Дракером, М. Маклюэном, М. Кастельсом, Дж. Нейсбитом, Дж. Стиглицем и др. Проблемами развития электронной культуры интересуются исследователи Миланского университета (А. Ронки и др.); Института МакЛюэна, Нидеранды (К. Вельтман и др.); изучением этических и антропологических проблем информационного пространства занимаются исследователи Международного центра по проблемам информационной этики (ICIE) г. Карлсруэ, Германия (Р. Капурро и др.); Лондонской школы экономики, факультета медиа и коммуникации (Великобритания) (Л. Хэддон и др.); Центра компьютерной и социальной ответственности (Монтфортский университет, Великобритания) (С. Роджерсон и др.); Центра изучения информационного общества университета г. Хайфы (Израиль) (Д.Р. Рабан) и т.д. Активно развивающимся научным направлением является изучение этических и правовых аспектов развития общества и человека в условиях информатизации и технологизации (Л. Рокки).
4 Из российских центров прежде всего следует выделить исследования Института философии РАН (В.С. Степина, В.А. Лекторского, И.Т. Касавина, Б.Г. Юдина, Д.И. Дубровского, В.И. Аршинова, В.Г. Федотовой, В.В. Розина, И.Ю. Алексеевой и др.). Существенный вклад внесли такие российские философы, как Л.В. Баева, В.В. Савчук, Т.В. Ершова, И.В. Мелик-Гайказян и др.
5 Осмысление проблемы соотношения кризиса сознания и «роста» техногенного мира побуждает нас обратиться к методологическому аспекту. Сложность решения этой проблемы усугубляется не только многообразием подходов к природе сознания, но и тем, что зачастую сознание рассматривается изолировано от его экзистенциальных и культурных атрибутов. Мы полностью разделяем мнение И.Т. Касавина, который, размышляя о современных англо-американских подходах к феномену «сознание», справедливо замечает, что ментальные события, психика исследуется в основном без учета самого процесса познания, а также деятельности человека, культуры, общества, коммуникации и т.д. Возможной причиной может стать «неприятие, а может, и незнание целого крупного направления в философии, психологии, социологии и лингвистике – культурно-исторического подхода» [Касавин 2013, 60–61]. Разумеется, при подобной «изолированной интерпретации» невозможно размышлять о взаимосвязи сознания и ключевых трендов цивилизационного развития, а значит, и невозможно решить проблемы будущего человечества. Только признание методологической установки на онтологическую взаимосвязь когнитивного, социального и трансцендентного миров человека возможно глубинное понимание прошлого, настоящего и будущего. Важной проблемой, на наш взгляд, является вопрос о сути, механизмах взаимодействия человека, его сознания с техногенной цивилизацией, в решении которого неизбежным является анализ процессов технологизации социокультурной реальности, ибо именно она, фактически, выступает контентом этого взаимодействия [Kryuchkova, Khrapov, Mironova, Tyrnova, Leonova 2017]. По справедливому замечанию Е.Г. Каменского, техника в современном мире лишается исторически сложившегося инструментального статуса, переходя в статус терминальной ценности технократического общества. В то же время развивается тенденция к переходу техники в статус инструментальной ценности, определяющей потребительский статус. Такие технократические тенденции стимулируют «…консьюмеристский тип социальной субъектности, а конвергентные технологии по причине их мощного инструментального потенциала могут существенно ускорить данный процесс и стабилизировать его экспоненциальный характер» [Аршинов, Буданов, Москалев и др. 2015, 153].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2123

Оценка читателей: голосов 0

1. Arshinov, Vladimir I., Budanov, Vladimir G., Moskalev, Igor E. et al. (2015) Socio-anthropological measurements of convergent technologies: methodological aspects, University book Publ., Kursk (in Russian).

2. Dennett, Daniel (2005) Sweet dreams: Philosophical obstacles to a science of consciousness, Cambridge University Press.

3. Dubrovskii, David I. (2003) УA new reality: man and computerФ, Polygnosis, є 3, pp. 20Ц32 (in Russian).

4. Fedotova, Valentina G., Kolpakov, Vladimir A., Fedotova, Nadezhda N. (2008) Global capitalism: the three great transformations, The Cultural Revolution Publ,, Moscow (in Russian).

5. Kasavin, Ilya T. (2013) Social epistemology. Fundamental and applied problems, Alfa-M Publ., Moscow (in Russian).

6. Khrapov, Sergei A. (2012) УProblems of human cognitive security in a high-tech societyФ, Caspian region: politics, economy, culture, No. 3, Astrakhan University Publishing House, Astrakhan, pp. 184Ц190 (in Russian).

7. Khrapov, Sergei A. (2014) УTechnogenic human: problems of socio-cultural ontologizationФ, Voprosy filosofii, Vol. 9 (2014), pp. 66Ц75 (in Russian).

8. Kryuchkova, Svetlana, Khrapov, Sergei, Mironova, Julia, Tyrnova, Natalya, Leonova, Olga (2017) УThe Russian Public Consciousness Metamorphoses in Conditions of Technogenic Sociocultural RealityФ, Journal of History Culture and Art Research, 6 (4), pp. 1365Ц1373 (in Turkey).

9. Searle, John (1988) Intentionality: An essay in the philosophy of mind, Cambridge University Press.

10. Yudin, Boris G. (2012) УSocial technologies, their production and consumptionФ, Society. Technique. Science. On the way to the theory of social technologies, ed. by I. Kasavin, Alfa-M, Moscow, pp. 48Ц63 (in Russian).

11. Yudin, Boris G. (2016a) УTechnoscience and СHuman EnhancementТФ, Epistemology and philosophy of science, Vol. 48, No 2, pp. 18Ц27 (in Russian).

12. Yudin, Boris G. (2016b) УA Man within the Frame of Technoscience. Reply to CriticsФ, Epistemology and philosophy of science, Vol. 48, No 2, pp. 54Ц58 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх