Ильенков, глобализм и экологический кризис (краткие заметки о симпозиуме в Копенгагене)

 
Код статьиS004287440002603-8-1
DOI10.31857/S004287440002603-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы216-219
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено15.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов15586
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Глобализация, о которой сегодня много пишут и говорят и которая стала частью жизни каждого, а каждый так или иначе стал частицей глобализации, имеет множество сторон, аспектов, характеристик, прямых и опосредованных результатов. Одним из них, как ни парадоксально это может показаться с определенной точки зрения, стала и «глобализация» советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Она вовсе не сводится к его всемирной известности, исследованию его творчества, различным семинарам и конференциям ему посвященным, но и учреждению общества «Международных друзей Ильенкова» (далее: МДИ) в 2012 г. Именно этим обществом была организован и проведён в Копенгагене двухдневный, с 11 по 12 июня 2018 г., симпозиум под симптоматичным названием «Вскрывая противоречия неолиберальной гегемонии».
2 В симпозиуме приняли участие 27 человек, в основном члены и сторонники общества «Международные друзья Ильенкова» из Дании, Финляндии, Южной Африки, США, Шотландии, Англии, Уэльса, Германии, Бразилии, России и Швеции.
3 Симпозиум убедительно продемонстрировал, что в основном та “подземная” каждодневная работа, что была проделана Ильенковым в советскую эпоху, дала много того, что было актуально тогда и еще более актуально сегодня.
4 В отчете о симпозиуме, размещенном на сайте МДИ, Коринна Лотц (Corinna Lotz, Великобритания), один из инициаторов и главных организаторов симпозиума, отметила, что проблемы, стоящие перед всеми в век неолиберального господства, и вызовы, порожденные неолиберальной гегемонией, значительны и серьёзны. Но общество МДИ, вдохновляясь примером самого Ильенкова, не уклонилось от изучения этих проблем и вызовов и поиска ответов на них.
5 В докладе «Постижение неолиберализма и диалектики гегемонии» Пенни Коул (Penny Cole, Великобритания) и Коринна Лотц из общественного движения «Реальная Демократия» изложили своё понимание сущностной природы неолиберальной гегемонии и идеологии неолиберализма. Неолиберальная гегемония имеет три аспекта: государственный, экономический, идеологический. Неолиберализм – это прежде всего современный глобальный супер-рыночный капитализм. При этом «невидимая рука государства» еще более невидима, чем «невидимая рука рынка», и её вовсе не стало меньше. Напротив, она трансформировалась таким образом, что государство играет центральную роль в системе неолиберализма. Неолиберальная гегемония поддерживается также новыми средствами производства и торговли. Ключевой чертой неолиберальной гегемонии является то, что идеологи неолиберализма заявляют, что у него нет идеологии. Однако она есть, может быть выражена в нескольких положениях, и именно потому, что она есть, она поддерживается рядом международных и региональных организаций и объединений, таких как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и Европейский союз. Понимание Ильенковым идеала и идеального как независимого от сознания человека имеет решающее значение для развенчания неолиберальной гегемонии. Идеалы возникают посредством человеческой исторической деятельности, но в то же время они существуют вне индивидов и классов. Таким образом, идеал внутренне противоречив, а новый идеал рождается коллективным действием масс. Исходя из ильенковского понимания идеала как противоречия, докладчики далее описали основные противоречия неолиберального идеала. Экономическое его противоречие заключается в том, что «свободный рынок» на самом деле является монополистическим рынком, контролируемым корпорациями. При этом индивид, работая производительно, не может обеспечить своё благосостояние. Интернет и другие новые информационные технологии соединяют каждого с каждым, но в результате растет одиночество и психические заболевания. Товарный фетишизм приводит к тому, что вместо многосторонне развитой личности имеется искусственно сконструированный потребляющий индивид. Таким образом, вещи в виде товаров (смартфоны и т.д.) доминируют над человеком. Идеология неолиберализма включает в себя пост-истину и фальшивые, «фейковые» новости.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1283

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх