Ilyenkov, globalism and ecological crisis

 
PIIS004287440002603-8-1
DOI10.31857/S004287440002603-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages216-219
Abstract

  

Keywords
Received15.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters15586
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Глобализация, о которой сегодня много пишут и говорят и которая стала частью жизни каждого, а каждый так или иначе стал частицей глобализации, имеет множество сторон, аспектов, характеристик, прямых и опосредованных результатов. Одним из них, как ни парадоксально это может показаться с определенной точки зрения, стала и «глобализация» советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Она вовсе не сводится к его всемирной известности, исследованию его творчества, различным семинарам и конференциям ему посвященным, но и учреждению общества «Международных друзей Ильенкова» (далее: МДИ) в 2012 г. Именно этим обществом была организован и проведён в Копенгагене двухдневный, с 11 по 12 июня 2018 г., симпозиум под симптоматичным названием «Вскрывая противоречия неолиберальной гегемонии».
2 В симпозиуме приняли участие 27 человек, в основном члены и сторонники общества «Международные друзья Ильенкова» из Дании, Финляндии, Южной Африки, США, Шотландии, Англии, Уэльса, Германии, Бразилии, России и Швеции.
3 Симпозиум убедительно продемонстрировал, что в основном та “подземная” каждодневная работа, что была проделана Ильенковым в советскую эпоху, дала много того, что было актуально тогда и еще более актуально сегодня.
4 В отчете о симпозиуме, размещенном на сайте МДИ, Коринна Лотц (Corinna Lotz, Великобритания), один из инициаторов и главных организаторов симпозиума, отметила, что проблемы, стоящие перед всеми в век неолиберального господства, и вызовы, порожденные неолиберальной гегемонией, значительны и серьёзны. Но общество МДИ, вдохновляясь примером самого Ильенкова, не уклонилось от изучения этих проблем и вызовов и поиска ответов на них.
5 В докладе «Постижение неолиберализма и диалектики гегемонии» Пенни Коул (Penny Cole, Великобритания) и Коринна Лотц из общественного движения «Реальная Демократия» изложили своё понимание сущностной природы неолиберальной гегемонии и идеологии неолиберализма. Неолиберальная гегемония имеет три аспекта: государственный, экономический, идеологический. Неолиберализм – это прежде всего современный глобальный супер-рыночный капитализм. При этом «невидимая рука государства» еще более невидима, чем «невидимая рука рынка», и её вовсе не стало меньше. Напротив, она трансформировалась таким образом, что государство играет центральную роль в системе неолиберализма. Неолиберальная гегемония поддерживается также новыми средствами производства и торговли. Ключевой чертой неолиберальной гегемонии является то, что идеологи неолиберализма заявляют, что у него нет идеологии. Однако она есть, может быть выражена в нескольких положениях, и именно потому, что она есть, она поддерживается рядом международных и региональных организаций и объединений, таких как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и Европейский союз. Понимание Ильенковым идеала и идеального как независимого от сознания человека имеет решающее значение для развенчания неолиберальной гегемонии. Идеалы возникают посредством человеческой исторической деятельности, но в то же время они существуют вне индивидов и классов. Таким образом, идеал внутренне противоречив, а новый идеал рождается коллективным действием масс. Исходя из ильенковского понимания идеала как противоречия, докладчики далее описали основные противоречия неолиберального идеала. Экономическое его противоречие заключается в том, что «свободный рынок» на самом деле является монополистическим рынком, контролируемым корпорациями. При этом индивид, работая производительно, не может обеспечить своё благосостояние. Интернет и другие новые информационные технологии соединяют каждого с каждым, но в результате растет одиночество и психические заболевания. Товарный фетишизм приводит к тому, что вместо многосторонне развитой личности имеется искусственно сконструированный потребляющий индивид. Таким образом, вещи в виде товаров (смартфоны и т.д.) доминируют над человеком. Идеология неолиберализма включает в себя пост-истину и фальшивые, «фейковые» новости.

Number of purchasers: 3, views: 1286

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up