О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей)

 
Код статьиS013216250008820-5-1
DOI10.31857/S013216250008820-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра социологии образования и науки ИС ФНИСЦ РАН; профессор НИУ МЭИ; главный редактор журнала «Социологические исследования»
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
НИУ «Московский Энергетический Институт»
журнал «Социологические исследования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы51-59
Аннотация

Статья посвящена проблеме трудоустройства выпускников университетов и вузов по полученной специальности, акцентирована проблема взаимосвязи вузовского и корпоративного образования. На основе анализа данных сфокусированных интервью с работодателями (N= 50) обсуждаются вопросы совершенствования подготовки инженерно-технических кадров для наукоемких производств. Данная сфера профессионального образования выбрана по причине ее особой значимости в развитии национальной экономики. Обсуждаются следующие вопросы: стратегии подбора кадров, сотрудничество с образовательными учреждениями высшего профессионального образования – базовые кафедры, стажировки и практики студентов, преподавателей, специалистов, роль малых инновационных предприятий, а также идеальная образовательная модель в представлении работодателей и специфика корпоративного образования. Делается вывод о необходимости развития сферы дополнительного профессионального образования в тесной взаимосвязи вузов с бизнесом.

Ключевые словавысшее образование, инженерно-техническое образование, трудоустройство выпускников, обучение персонала, корпоративное образование, базовые кафедры, стажировки и производственные практики, малые инновационные предприятия
Получено16.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов28767
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка проблемы.

2 Трудоустройство выпускников университетов и вузов в соответствии с полученной специальностью (специализацией) и квалификацией (набором компетенций) остается серьезной проблемой. По данным исследований этот показатель не превышает 40–60% от общего числа выпускников в зависимости от специальности [Сычева, 2016], по данным статистических органов – 60–80% [Константиновский, 2018]. На портале мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки1 показатель составляет 75%, однако он отражает сам факт трудоустройства в течение года после окончания учебного учреждения, но не учитывает работу по полученной специальности и квалификации. Этот ресурс впервые в отечественной статистике принимает во внимание данные пенсионных фондов, которые получают отчисления работодателей с заработка трудоустроенных молодых людей (в среднем по стране размер заработной платы на старте трудовой деятельности составляет около 31 тыс. руб. на человека). Но при этом не учитывается теневая занятость, которая в случае молодежи может составлять около 30–40% [Бурганова, Нуриева, 2013; Шпилина,‎ Дятлова, 2015]. 1. Портал мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ. URL: http:vo.graduate.edu.ru (дата обращения: 10.11.2019).
3 Понять противоречивую ситуацию пытаются действующие при всех крупных и средних университетах и вузах социологические службы, которые обеспечивают связи с выпускниками и агрегируют данные об их трудоустройстве. При хороших показателях эта информация используется в рекламных целях при очередном наборе абитуриентов. Тем не менее эта информация трудно поддается верификации, поскольку носит ведомственный характер. При этом в силу сложившихся на рынке образовательных услуг отношений учреждения ВПО работают в основном «на себя»: де-факто их мало интересует, как будут трудоустроены выпускники, а мнение потенциального заказчика и потребителя – работодателя – не учитывается или учитывается незначительно, поскольку перестройка существующего десятилетиями учебного процесса слишком затратна. «Вы просто не хотите слышать нас» – высказал упрек одному из руководителей крупного российского университета Г. Греф2. 2. Лекция Г.О. Грефа в НИУ ВШЭ, 2017 (архив автора).
4 Поэтому мы решили перейти к анализу ситуации, используя оценки работодателей. В статье использованы и проанализированы мнения работодателей3 о подготовке инженерно-технических кадров для наукоемких производств, которые они возглавляют или занимают ключевые позиции. Данная сфера трудоустройства выбрана по причине ее особой значимости в развитии национальной экономики. 3. Фокусированные интервью проведены с руководителями наукоемких предприятий (N = 50), победителями программы государственной поддержки инновационных стартапов Минобрнауки РФ (2016–2018) в г. Белгороде, Казани, Орле, Санкт-Петербурге, Томске, Тюмени, Московской области.
5 В теоретическом плане актуальность данной проблематики для работодателей заключается в том, что на микроуровне степень образованности работников непосредственно связана с эффективностью и конкурентоспособностью предприятия, а на макроуровне обеспечивает развитие экономических систем [Schultz, 1971; Becker, 1975]. При этом продолжительность учебы является важным фактором прироста человеческого капитала, который затем конвертируется в экономические и иные активы. Собственно, отсюда и получила развитие концепция Lifelong Learning – непрерывное образование взрослых [Латов, 2014]. В этом контексте работодатель рассматривает расходы на образование персонала как производственные инвестиции, которые могут приносить количественно измеряемую отдачу [Диденко, 2015]. Но остается открытым вопрос, где выгоднее готовить молодых специалистов инженерно-технических специальностей – в сфере высшего профессионального образования или на самом предприятий через практику корпоративного образования. Почти все опрошенные представители успешного наукоемкого бизнеса отметили, что у выпускников вузов недостаточная подготовка, чтобы сразу включиться в производственный процесс. Такая ситуация наблюдается даже на тех участках трудовой деятельности, где уровень компетенций минимальный. Естественно, молодой сотрудник обладает какими-то знаниями, но эффективно (с максимальной отдачей) пользоваться ими не может. В результате в подавляющем большинстве случаев его приходится доучивать.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 565

Оценка читателей: голосов 0

1. Бурганова Л.А., Нуриева Э.М. Молодежь на неформальном рынке труда // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 2. С. 195–198.

2. Дежина И.Г., Медовников Д.С., Розмирович С.Д. Оценки спроса российского среднего технологического бизнеса на сотрудничество с вузами // Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 4(36). C. 81–105. DOI: 10.31737/2221-2264-2017-36-4-4.

3. Диденко Д.И. Интеллектуалоемкая экономика. Человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб.: Алетейя, 2015.

4. Константиновский Д.Л. Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду...: сб. науч. статей к 80-летию Ю.Р. Вишневского / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского; отв. за вып. Д.Ю. Нархов. Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 268–274.

5. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСПиМ, 2013.

6. Лазарева О., Денисова И., Цухло С. Наем или переобучение: опыт российских предприятий. М.: ИЭПП, 2006. (Научные труды / Ин т экономики переход. периода. № 98).

7. Латов Ю.В. (ред.) Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ИС РАН; ЦСПиМ, 2014.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Перевод с фр.: Н.А. Шматко. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 1998.

9. Сычева В.О. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути их решения // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4(55). С.91–97.

10. Шпилина Т.М., Дятлова О.В. Молодежная неформальная занятость как современная проблема российского рынка труда // Управление экономическими системами. 2015. № 5(77). URL: http://uecs.ru/uecs-77-772015/item/3507-2015-05-15-14-28-34 (дата обращения: 10.06.2019).

11. Becker G.S. Human Capital and Personal Distribution of Income: An Analytical Approach // Becker G.S. Human Capital. 2nd ed. New York: Columbia Univ. Press, 1975.

12. Schultz Th.W. Investment in Human Capital: The Role of Education and Research. New York: Free Press, 1971

Система Orphus

Загрузка...
Вверх