История философии религии в пространстве трилеммы

 
Код статьиS004287440001354-4-1
DOI10.31857/S004287440001354-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель сектора философии религии; профессор кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры
Аффилиация:
Институт философии РАН
ПСТГУ
Адрес: ул. Гончарная 12/1, Москва 109240
Название журналаВопросы философии
Выпуск
Страницы60-74
Аннотация

Автор развивает концепцию истории философии религии исходя из сопоставления всех трех ракурсов видения ее предметности у историков философии – (1) в широком смысле (как философии-в-религии), (2) в узком (как философии-о-религии) и (3) в обоих смыслах (как того и другого). Демонстрируется логическая несостоятельность моделей (1) и (3) и вносятся фактические уточнения в единственно верную модель (2). Периодизация философии религии дается в обратной перспективе (от последующего к предыдущему) – от ее современного состояния до первых опытов работы с философией-о-религии у античных мыслителей. Ставится и решается вопрос о том, в какой мере можно говорить о ее коррелятах на Древнем Востоке.

Ключевые словарелигия, философия религии, философия-в-религии, философия-о-религии, критика религии, апология религии, три теологии, деизм, институциональный подход, периодизация
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов52313
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

Эпоха последовательной дисциплинарной организации философии, начавшаяся всерьез в континентальном университетском образовании XVII в. с разделения «первой философии» на общую метафизику (онтология) и метафизику специализированную (рациональная психология, космология и теология)1 , при которой разделы философии стремились инкапсулировать в четко разделенные отсеки, давно уже завершилась. Да и в будущем, под сильным влиянием «слабой мысли» постмодернистов2 , независимо от того, в какой мере принимаются их игры с супрематизмом в философии3 , «философия как строгая наука» вряд ли имеет большие шансы. Тем не менее, в случае с основными традиционными тематическими разделами философии, идентичность их хотя бы самой общей, рамочной предметности мыслится более-менее единообразно. Вряд ли кто-то поставит под вопрос, что предметом онтологии является все-таки сущее (пусть и незаконно, с точки зрения «схоларха постмодернистов» Хайдеггера, воспользовавшееся «забвением Бытия»), эпистемологии – познание, а этики – нравственность. А если взять то, что автор этих строк в свое время обозначил как философия родительного падежа [Шохин 2010а ], вряд ли кто-то усомнится в том, что предметность философии науки составляет наука, философии образования – образование, а философии искусства – искусство. 

2

Не так обстоит дело с философией религии (далее – ФР). Те, кто ее практикуют, очень редко вдумываются в то, что должно быть референтом этого уже солидного по возрасту словосочетания (см. ниже). Обычно принимается как данность, а то и просто не замечается, что одни видят в этом предприятии философское изучение феномена религии, другие – самого устройства божественного мира, а третьи – и того и другого вместе. Что касается третьей позиции, то она в свое время была оправдана в нашей литературе тем, что в обоих случаях мы имеем дело с видами единого рода – «религиозного знания» [Кимелев 1989, 10; Кимелев 1998, 10]. Автор этих строк по данному поводу в свое время заметил, что аналогичным образом под названием «компьютерного знания» можно было бы объединить знания о том, как составлять компьютерные программы и как лучше продавать компьютеры, «денежного знания» – знания в нумизматике и в брокерском ремесле, «цветочного знания» – исследование растительных клеток и изучение искусства икебаны [Шохин 2010б , 205]. А также – что это значит смешивать философию-в-религии с философией-о-религии [Там же, 204] и игнорировать то, что хотя на занятия второй не может не повлиять то, признает ли субъект познания себя чистым продуктом природы или чем-то все-таки бóльшим (как и для менеджера по реализации огртехники небесполезно знать, как она вообще-то устроена), предметы исследования здесь разные. 

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1094

Оценка читателей: голосов 0

1. Августин 1906 – Творения блаженного Августина Епископа Иппонийского. Ч. 3. Киев, 1906.

2. Гегель 1975 – Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 Наука логики. М.: Мысль, 1975.

3. Руссо 1913 – Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Пер. с франц. М.А. Энгельгарта. СПб: Школа и жизнь, 1913.

4. Berger, Immanuel (1800) Geschichte der Religionsphilosophie oder Lehren und Meinungen der originellsten Denker aller Zeiten über Gott und Religion, historisch dargestellt, Verlag der Langischen Buchhandlung, Berlin.

5. M. Tullii Ciceronis (1865) De natura deorum Libri tres, Erkl. von G.F.Schoemann, Weidemannsche Buchhandlung, Berlin.

6. Аванесов 2013 – Аванесов С.С. Философия религии. Томск: Томский государственно-педагогический институт, 2013.

7. Боголюбов 1915 – Боголюбов Н. прот. Философия религии. Киев, 1916.

8. Василенко 2009 – Василенко Л.И. Введение в философию религии. М.: ПСТГУ, 2009.

9. Губин, Сидорина, 2003 – Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2003.

10. Кимелев 1989 – Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.

11. Кимелев 1998 – Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998.

12. Красников, Гаврилина, Элбакян 2003 – Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбакян Е.С. Проблемы философии религии и религиоведения: учебное пособие. Калининград: КГУ, 2003.

13. Торчинов 1999 – Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПБ: Лань, 1998.

14. Шохин 2015 – Шохин В.К. Как была сделана классическая метафизика? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие, философия, 2015, № 61. С. 41–58.

15. Шохин 2010а – Шохин В.К. Философии родительного падежа и междисциплинарные исследования // Эпистемология & Философия науки. Ежеквартальный журнал, 2010, Т. XXVI, № 4. С. 53–62.

16. Шохин 2010б – Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность – конец XVIII в.). М.: Альфа-М, 2010.

17. Яблоков 2000 – Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.

18. Adriaanse, Hendrikjohan (1995) Vom Christentum aus: Aufsätze und Vorträge zur Religionsphilosophie. Kok Pharos, Kampen.

19. Alston, William (1998) “Religion, History of Philosophy”, Routledge Encyclopedia of Philosophy. Vol. VIII. Ed. by E. Craig. Routledge, London & New York, pp. 238–248.

20. Collins, James (1967) The Emergency of Philosophy of Religion. Yale University Press, New Haven, London.

21. Depraz, Natalie (2003) “Le corps de gloire. Phénomenologie et religion: une method non-dualiste”, Klarheit in Religionsdingen. Aktuelle Beiträge zur Religionsphilosophie. Hrsg. von W.Deppert, M.Rehnfeld. Leipziger Universitätsverlag, Leipzig, pp. 23–42.

22. Eisler, Rudolf (1904) Wörterbuch der philosophischen Begriffe, http://www.textlog.de/5018.html.

23. (1904) Feiereis, Konrad (1965) Die Umprägung der natürlichen Theologie in Religionsphilosophie. Ein Beitrag zur deutschen Geistesgeschichte des 18. Jahrhunderts, St. Benno Verlag, Leipzig.

24. Greisch, Jean, comp. (1991) Penser la religion, Recherches en philosophie de la religion, Beauschesne, Paris.

25. Griffiths, Paul (1995) “Comparative Philosophy of Religion”, A Companion to Philosophy of Religion, ed. by L. P. Quinn and C. Taliaferro, Blackwell, Maiden (MA), pp. 615–620.

26. Holm, Søren (1960) Religionsphilosophie, Kohlhammer, Stuttgart.

27. Jordan, Michael (1995) “Religion, history of philosophy”, The Oxford Companion to Philosophy. Ed. by T. Honderich. Oxford University Press, Oxford, pp. 759–763.

28. Kippenberg, Hans (1999) “Philosophie XV: Religionsphilosophie / Religion”, Enzyklopädie Philosophie, Hrsg. von H.J. Sandkühler, Bd. 2, Felix Meiner, Hamburg, pp. 1174–1183.

29. Lewis, Hywel (1967) “Philosophy of Religion. History of”, The Encyclopedia of Philosophy, ed. P. Edwars, Vol. VI, MacMillan, New York & London, pp. 276–285.

30. Lieberg, Godo (1973) ‘Die “theologia tripertita” in Forschung und Bezeugung’, Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Geschichte und Kultur Rom im Spiegel der neuern Forschung, Walter de Gruyter, New York, pp. 83–115.

31. Long, Eugene (2000) Twentieth-Century Western Philosophy of Religion 1900 – 2000, Kluwer, Dordrecht etc.

32. Metz, Johann (1963) “Religionsphilosophie”, Lexikon für Theologie und Kirche, Hrsg. von J. Höffer und K.Rahner, Bd. VIII, Herder, Freiburg, pp.1190–1191.

33. Simon, Marianna (1974) La philosophie de la religion dans l’oeuvre de Schleiermache,. Librarie philosophique J. Vrin, Paris.

34. Spann, Wilhelm (1996) “Das Christentum als Gegenstand der Theologie und der Philosophie”, Neue Zeitschrift für Systematische Theologie und Religionsphilosophie, Bd. 38, Hf. 3, pp. 247–268.

35. Splett, Jorg (1998) “Religion (Philosophie de)”, Dictionnaire critique de théologie. Publ. sous la dir. De J.Y.Lacoste, Presses Universitaires de France, Paris, p. 981–982.

36. Wainwright, William, ed. (2005) The Oxford Handbook of Philosophy of Religion, Oxford University Press, New York.

37. Westpfal, Michael (2004) “The Emergence of Modern Philosophy of Religion”, A Companion to Philosophy of Religion. Ed. by L. P. Quinn and C.Taliaferro. Blackwell, Maiden (MA), p. 111 – 117.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх