The Notion of Persona in the Works of St Augustine and the Personalistic Conception of V.I. Nesmelov

 
PIIS004287440000240-9-1
DOI10.31857/S004287440000240-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation:  Assistant Professor, d. h. (Theology), dean of Faculty of Theology
Affiliation: St. Tikhon’s Orthodox University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages187-195
Abstract

The Personalism is one of the most influential currents in the modern philosophy and theology. It is rooted in the 17th century when new paradigms of the European philosophy emerged. This century is also called "the century of Augustine". St Augustine was the first western thinker who started to use the term "person" and to prefer it in the triadological and christologal usage. St Augustine has never defined the term "person" and that is why here we trying to elaborate his understanding of this concept (according to "De Trinitate" and "Enar-rationes in Psalmos"). This research gives us a possibility to grasp the distance between Augustinian and modern conceptualization of the "person", particularly by the example of the Russian early personalist theologian V.I. Nesmelov (1863–1937) and to reveal the critical moment in the history of this concept rooted in the Augustine's century mental processes.

KeywordsAugustinus, Augustinism, Fénelon, Nesmelov, person, personality, Personalism
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters29332
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Сведение в одну статью столь разделенных временем, культурой, языком, традицией авторов как блаженный Августин и Виктор Иванович Несмелов может показаться натяжкой, однако оно имеет свое обоснование. Если философия Нового времени с ее точкой зрения субъекта ведет происхождение от Декарта, то общим местом давно уже стало представление как об августинизме Декарта, так и о возникающих у самого Августина «преддекартовских» мотивах [Crouse 2008, 17], ср.: [Clark 1992, 86; Milano 1996, 289]. Одновременно нет необходимости доказывать, что несмеловская концепция человека, носящая на себе уже вполне определенные черты современного персонализма, при всей ее оригинальности во многом плод развития новой европейской философии. Таким образом, наметив эти важнейшие для дальнейшего рассмотрения «реперные» точки (блж. Августин – рождение новой европейской философии – концепция Несмелова) постараемся зафиксировать происходящие в них события из истории мысли.
2

1

3

Обилие посвященной наследию блж. Августина литературы, на первый взгляд, позволяет заключить об исчерпывающем освещении интересующей нас тематики, однако это не совсем так. Если термин persona наиболее часто встречается и наиболее активно рассматривается блж. Августином в двух его крупных работах De Trinitate и Enarrationes in Psalmos, то автор заслуживающей самой высокой оценки монографии Augustins Trinitätsdenken немецкий исследователь Р. Кани отмечает по меньшей мере два не заполненных исследователями пробела: отсутствие переходного звена между богословскими и философскими подходами к тексту De Trinitate [Kany 2007, 403] и невыявленность связи между библейской и богословско-философской проблематикой в той же сфере [Ibid., 190]. Ничего нового в концептуальном плане не предлагает и фиксирующая современное состояние проблемы статья Persona в продолжающемся многотомном издании Augustinus-Lexikon [Bermon 2016, 693–700]. Обратимся поэтому напрямую к текстам самого отца Западной Церкви и попытаемся вывести интересующие нас характеристики понятия persona из сопоставления различных контекстов, в которых оно появляется у блж. Августина. Предварительно подчеркнем, что сам он содержательного определения указанного понятия нигде не дал [Drobner 1986, 124]. (В нашей статье сочинения блж. Августина везде цитируются по электронному ресурсу Augustinus.it (>>).)

4 В целом структуру трактата De Trinitate можно представить следующим образом. В первых книгах (преимущественно III–IV) блж. Августин размышляет над текстами Писания, стремясь определить, Кто из Лиц Божественной Троицы или вся Она в целом может быть признан субъектом теофаний преимущественно Ветхого Завета. В книгах V–VIII подвергается критике возможность основанного на категориях античной (аристотелевской) философии изложения учения о Троице. В книгах IX–XV разрабатываются так называемые психологические аналогии, позволяющие «выразить невыразимое». При этом очевидным связующим звеном между частями трактата является термин persona, рассмотрение которого в каждой из частей книги обладает своей спецификой.

views: 1992

Readers community rating: votes 0

1. Aristotle. Works in 4 volumes. Vol. 2. Russian Translation. 1978.

2. Nesmelov, Victor I. (1994) Study of human. Vol. 1, 2. Kazan (in Russian).

3. Fénelon, François (1911) Explication des Maximes des Saints sur la Vie intérieure, Paris, 1911.

4. van Bavel, Tarsicius J., Bruning, Bernard (1975) “Die Einheit des ‘Totus Christus’ bei Augustin”, Cornelius Petrus Mayer (ed.), Scientia Augustiniana, Studien über Augustinus, den Augustinianismus und Augustinerorden, Festschrift A. Zumkeller (Cassiciacum, 30), Augustinus-Ferlag, Würzburg, pp. 43–75.

5. Bermon, Emmanuel (2016) “Persona”, Augustinus-Lexikon, Vol. IV, Fasc. 5/6, Basel, Col. 693– 700.

6. Crouse, Robert (2008) “St. Augustine and Descartes as Fathers of Modernity”, Descartes and the Modern, Cambridge, pp. 16–25.

7. Clark, Stefen (1992) “R. Descartes’ Debt to Augustine”, Philosophy, Suppl. 32, pp. 73–88.

8. Dassman, Ernst (2011) “Die Entstehung des Personbegriffs im frühen Christentum und seine Entwicklung bis zum frьhen Mittelalter“, Ausgewählte kleine Schriften zur Patrologie, Kirchengeschichte und Christlicher Archäologie, Aschendorf verlag, Münster, pp. 39–49.

9. Drobner, Hubertus R. (1986) Person-Exegese und Christologie bei Augustinus, E. J. Brill, Leiden.

10. Friedrowicz, Michael (1997) Psalmus vox totius Christi: Studien zu Augustins “Enarrationes in Psalmos”, Herder, Freiburg.

11. Kany, Roland (2007) Augustins Trinitätsdenken. Bilanz, Kritik und Weiterführung der modernen Forschung zu “De Trinitate”, Mohr Siebeck, Tübingen.

12. Khondzinskii, Pavel, Archpriest (2017) “Towards Kant: a Fragment of the Personalism History in the Modern Period”, Voprosy Filosofii, Vol. 2. (2017), pp. 178–185 (in Russian).

13. Milano, Andrea (1996) Persona in Teologia, Edizioni Dehoniane, Roma.

Система Orphus

Loading...
Up