Понятие persona в наследии блж. Августина и персоналистическая концепция В.И. Несмелова

 
Код статьиS004287440000240-9-1
DOI10.31857/S004287440000240-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент, доктор богословия, кандидат теологии, декан богословского факультета
Аффилиация: ПСТГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы187-195
Аннотация

Персонализм принадлежит к числу самых заметных течений в философской и богословской мысли ХХ столетия. При этом, если корни его уходят в XVII век – век формирования новых парадигм европейской философии, то, в свою очередь, нельзя забывать, что этот век заслужил в истории мысли имя «века Августина». В то же время среди древних авторов западной традиции блаженный Августин начал одним из первых активно осваивать термин persona, отдавая ему явное предпочтение перед всеми другими в своих триадологических и христологических трактатах. Поскольку сам автор, однако, нигде не дал исчерпывающего определения указанного понятия, то в рамках статьи предлагается гипотеза об особенностях его понимания блж. Августином. Гипотеза формулируется на основе анализа наиболее значимых в этом отношении сочинений блж. Августина – трактата «О Троице» (De Trinitate) и «Толкования на псалмы» (Enarrationes in Psalmos). Полученные результаты позволяют продемонстрировать, насколько значительно был переосмыслен этот термин в Новое время, в частности, в одной из первых русских персоналистических концепций, принадлежавшей В.И. Несмелову (1863–1937), а также выявить переломный момент в новом понимании этого термина, обусловленный ментальными процессами «века Августина».

Ключевые словаАвгустин, августинизм, Фенелон, Несмелов, лицо, личность, персонализм
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов29332
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Сведение в одну статью столь разделенных временем, культурой, языком, традицией авторов как блаженный Августин и Виктор Иванович Несмелов может показаться натяжкой, однако оно имеет свое обоснование. Если философия Нового времени с ее точкой зрения субъекта ведет происхождение от Декарта, то общим местом давно уже стало представление как об августинизме Декарта, так и о возникающих у самого Августина «преддекартовских» мотивах [Crouse 2008, 17], ср.: [Clark 1992, 86; Milano 1996, 289]. Одновременно нет необходимости доказывать, что несмеловская концепция человека, носящая на себе уже вполне определенные черты современного персонализма, при всей ее оригинальности во многом плод развития новой европейской философии. Таким образом, наметив эти важнейшие для дальнейшего рассмотрения «реперные» точки (блж. Августин – рождение новой европейской философии – концепция Несмелова) постараемся зафиксировать происходящие в них события из истории мысли.
2

1

3

Обилие посвященной наследию блж. Августина литературы, на первый взгляд, позволяет заключить об исчерпывающем освещении интересующей нас тематики, однако это не совсем так. Если термин persona наиболее часто встречается и наиболее активно рассматривается блж. Августином в двух его крупных работах De Trinitate и Enarrationes in Psalmos, то автор заслуживающей самой высокой оценки монографии Augustins Trinitätsdenken немецкий исследователь Р. Кани отмечает по меньшей мере два не заполненных исследователями пробела: отсутствие переходного звена между богословскими и философскими подходами к тексту De Trinitate [Kany 2007, 403] и невыявленность связи между библейской и богословско-философской проблематикой в той же сфере [Ibid., 190]. Ничего нового в концептуальном плане не предлагает и фиксирующая современное состояние проблемы статья Persona в продолжающемся многотомном издании Augustinus-Lexikon [Bermon 2016, 693–700]. Обратимся поэтому напрямую к текстам самого отца Западной Церкви и попытаемся вывести интересующие нас характеристики понятия persona из сопоставления различных контекстов, в которых оно появляется у блж. Августина. Предварительно подчеркнем, что сам он содержательного определения указанного понятия нигде не дал [Drobner 1986, 124]. (В нашей статье сочинения блж. Августина везде цитируются по электронному ресурсу Augustinus.it (>>).)

4 В целом структуру трактата De Trinitate можно представить следующим образом. В первых книгах (преимущественно III–IV) блж. Августин размышляет над текстами Писания, стремясь определить, Кто из Лиц Божественной Троицы или вся Она в целом может быть признан субъектом теофаний преимущественно Ветхого Завета. В книгах V–VIII подвергается критике возможность основанного на категориях античной (аристотелевской) философии изложения учения о Троице. В книгах IX–XV разрабатываются так называемые психологические аналогии, позволяющие «выразить невыразимое». При этом очевидным связующим звеном между частями трактата является термин persona, рассмотрение которого в каждой из частей книги обладает своей спецификой.

всего просмотров: 1817

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель 1978 – Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М., 1978.

2. Несмелов 1994 – Несмелов В.И. Наука о человеке. Тома 1, 2. Казань, 1994.

3. Fénelon, François (1911) Explication des Maximes des Saints sur la Vie intérieure, Paris, 1911.

4. Хондзинский 2017 – Хондзинский Павел, прот. По направлению к Канту: фрагмент из истории персонализма в Новое время // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 178–185.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх