The Buddhist Phenomenology of Selflessness: an Analysis of Je Tsongkhapa’s Concepts of “I” and “mere-I”

 
PIIS004287440000237-5-1
DOI10.31857/S004287440000237-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher, Institute of Educational Management, CSc in Philosophy
Affiliation: Russian Academy of Sciences, Branch in St. Petersburg
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages156-165
Abstract

The author proposes to understand Tsongkhapa’s (1357–1419) philosophical analysis of the concept of "Self" in the light of the principles of Hegel's phenomenology. Tsongkhapa’s interpretation of the Prasangika’s attitude on “Selflessness” differs from the interpretations of other Buddhist schools. According to him, an ordinary mind combines invalid cognitions with valid ones and therefore the level of ordinary reasoning is not entirely invalid for him. The author arrives to the conclusion that the content of the concepts of «I» and «mere-I» depends on its function in the discourse which is that of «subject» and «predicate», accordingly. Tsongkhapa, having refuted the substantial mode of the subject of discourse, recognized its connection with the predicate (thinking tools) and the modus of the predicate as being valid, and thereby he defended thinking in its right to speak out about reality.

KeywordsBuddhist philosophy, phenomenology, Je Tsongkhapa, reality, selfless-ness, the concept of "Self", Prasangika, subject, predicate
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters34601
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Буддийская феноменология

2 В понимании буддийской концепции бессамостности (анатман) важную роль может сыграть трактовка буддийских философских исследований как феноменологических. Речь не о компаративном подходе, обнаруживающем в буддийской проблематике, философских позициях и методах аналогии с феноменологией Гуссерля, Мерло-Понти и др.1, но о том, что само философское исследование в рамках буддизма Индии и Тибета может определяться как «феноменологическое» в базовом гегелевском смысле.
3

Начиная с Будды Шакьямуни, буддийские философы занимались не собственно онтологическими или гносеологическими исследованиями, но, строго говоря, пересматривали саму позицию обыденного ума как схватывающего «существующее» (санскр. бхава, тиб. dngos po), совершая выход из нее в специальных созерцательных практиках. Обретя новую точку обзора вне потока обыденного сознания, они выявляли в нем отдельные явления, раскладывали их на предельные элементы (санскр. дхарма, тиб. chos) и затем осмысливали полученное. Так, как мне представляется, формировались онтологические и гносеологические концепции и развивалась буддийская диалектика.

4

В данной статье я буду рассматривать феноменологию вне гуссерлианской терминологии (эпохе, феноменологическая, эйдетическая, трансцендентальная редукция и т.д.), опираясь в основном на Гегеля, который не только задал «измерение» феноменологии как таковое, утвердив ее философские основания, но и произвел в этом «измерении» всеобъемлющее исследование сферы постигаемого и видов постижения. Цель феноменологического исследования, по Гегелю, это «становление науки вообще или знания» (здесь «наука», конечно, в рамках гегелевской диалектики, то есть знание, преодолевшее уровень схемы и рассудка и достигшее уровня понятия и разума), а применительно к индивиду его цель – «…вывести его из необразованной точки зрения и привести его к знанию» [Гегель 1992, 23].

5 Цель исследования в буддизме – обретение знания (санскр. джняна, тиб. ye shes), постигающего природу вещей в высшем и в относительном смыслах, а для индивида, обращающегося к «Учению», преподанному «Учителем», в качестве «ученика» – это искоренение неведенья (санскр. авидья, тиб. ma rig pa) и постижение реальности как она есть. По Гегелю, в процессе образования «…нетерпение требует невозможного, а именно достижения цели без обращения к средствам…», но «…надо выдержать длину этого пути, ибо каждый момент необходим…», причем «…на каждом из них надо задержаться» [Там же]. Так, феноменологическую работу возможно понимать, по сути, как замедление, остановку (и далее – поворот) привычного хода мыслительной деятельности.
6 Объясняя стадии этого пути, Гегель заметил, что в мышлении обнаруживается «снятие наличного бытия», при котором «…наличное бытие, возвращенное в субстанцию, благодаря… негации лишь непосредственно перемещено в стихию самости… [и] только перешло в представление. – В то же время и тем самым оно есть нечто известное» [Там же, 24].

views: 1682

Readers community rating: votes 0

1. Aristotle, Categories, Russian Translation.

2. Hegel, Phänomenologie des Geistes, Russain Translation.

3. The Dalai Lama Tenzin Gyatso. The Key to the Middle way. Trans. Into Russian by Margarita N. Kozhevnikova.

4. Tsongkhapa, Je, The Great Treatise on the Stages of the Path to Enlightenment, Russian Translation.

5. Schütz, Alfred, Selected Works in Russian Translation.

6. Culavedalla Sutta: The Shorter Set of Questions-and-Answers" (MN 44), tr. from the Pali by Thanissaro Bhikkhu. Access to Insight (Legacy Edition), 2013. http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.044.than.html.

7. Introduction to the Middle Way Chandrakirti’s Madhyamakavatara, With commentary by Dzongsar Jamyang Khyentse Rinpoche. Khyentse Foundation Publication, 2003.

8. Hopkins, Jeffrey (1983) Meditation on emptiness, Wisdom, London.

9. Hopkins, Jeffrey (1987) Emptiness Yoga, Snow Lion Publications, Ithaca, NY.

10. Hopkins, Jeffrey (2008) Tsong-kha-pa's Final Exposition of Wisdom, Snow Lion Publications, Ithaca, NY.

11. Lusthaus, Dan (2002) Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch'eng Wei-shih Lun, Routledge, London (Curzon Critical Studies in Buddhism Series).

12. Laycock, Steven W. (1994) Mind as Mirror and the Mirroring of Mind: Buddhist Reflections on Western Phenomenology, State University of New York Press, NY.

13. Siderits, Mark (2016) Personal identity and Buddhist philosophy: Empty persons, Routledge, London. 165

Система Orphus

Loading...
Up