Adhimukti and Subjectivity in Cognitive Experience: the Abhidharma and Yogācāra Perspective

 
PIIS004287440000234-2-1
DOI10.31857/S004287440000234-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: The University Hong-Kong
Address: China, Hong-Kong
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages131-139
Abstract

The report is devoted to the ideas of Abhidharma and the early Yogācāra about the nature of consciousness and subjectivity, which, from the author’s point of view, can be regarded as an example of the closeness of certain fundamental attitudes of Buddhism and phenomenology. The first part of the report contains the main parallels and differences between buddhist teachings and phenomenology: both systems pay close attention to the problem of subjectivity in cognitive experience, as well as to the development of methods for studying consciousness; at the same time, buddhism, in contrast to phenomenology, is focused on the concrete work with consciousness and offers a practice of meditation, the goal of which is the transformation of meditator’s consciousness. The second part of the report deals with the concept of adhimukti (adhimokṣa). In the context of meditation it denotes the mental force that determines the cognitive experience of the meditator and continues to affect his consciousness even after the meditation. In the author's opinion, this kind of meditative practice significantly influenced the formation of the theory of consciousness in various Buddhist schools. Particularly, in Abhidharma and early Yogācāra, it is the power of adhimukti, which determines the ability of living human to perceive, that constitutes the basis of the subjectivity of individual experience.

Keywordsconsciousness, meditation, subjectivity, phenomenology, Abhidharma, Yogācāra, adhimokṣa, adhimukti
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters26241
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Как работает сознание: буддизм и феноменология

2

Дэн Захави правильно отметил, что, сравнивая буддийские доктрины и феноменологию, мы должны четко понимать то, что мы пытаемся сравнить [Захави 2017, 150], и это означает, что обе стороны должны основательно подготовиться, чтобы понимать друг друга. Буддистам придется еще долго изучать феноменологию, чтобы вникнуть в суть этой системы, тем более что сами феноменологи не могут прийти к полному согласию по многим вопросам. С другой стороны, феноменологи также должны изучать буддизм, например, его точку зрения на природу сознания и на субъективность – эту тему я и хочу поднять сегодня. Мои предварительные знания феноменологии наводят меня на мысль о ряде схожих моментов между этой системой и буддийской доктриной, в частности, это касается буддийской школы йогачара.

3

Чтобы сравнение не было слишком обширным, я сосредоточу свое внимание на раннебуддийской школе йогачара1 и на традиции абхидхармы2. Я считаю, что по крайней мере в начале, чтобы получить значимые выводы, мы должны ограничиться конкретными областями. В отношении поздней буддийской философии (Дигнага, Дхармакирти) многое уже было сказано, в то время как к доктринам раннего буддизма обращались лишь эпизодически. Мы многое можем почерпнуть из раннего буддизма, и не будет излишним напомнить, что сам Гуссерль почувствовал близость буддийских доктрин и феноменологии после чтения «Сутта-питаки» («Корзина наставлений»)3. Это касается и абхидхармы, которая непосредственно развивает и разрабатывает ранние буддийские учения. Более того, можно утверждать, что все, что мы сегодня называем буддийской философией, развилось из абхидхармы. Например, дискуссии по проблеме свасамведаны, идеи рефлексивного сознания. Все эти идеи и относящиеся к ним противоречия в действительности восходят к философии абхидхармы.

4 Возвращаясь к параллелям, надо отметить, что их достаточно много. Перечислю основные. Прежде всего, это исследование сознания. Это справедливо по отношению к раннему буддизму, абхидхарме и особенно ранней йогачаре. С самого начала буддизм был сосредоточен на сознании: мы не воспринимаем реальность такой, какая она есть, по той причине, что весь наш опыт субъективен. Каждое наше действие обусловлено негативными эмоциями, и основная цель учения раннего буддизма и абхидхармы заключается в преодолении механизмов, обусловливающих такой опыт. Для этого требуется то, что феноменологи называют редукцией, а это и есть исследование сознания.
5

Вторая параллель состоит в особом внимании к проблеме субъективности. Оба учения подчеркивают тот факт, что обычное восприятие не отражает истинной природы вещей. К чему нам следует стремиться и что мы в действительности можем получить из данного нам опыта? Этот вопрос особенно важен для буддизма. Возможно, феноменологи, по крайней мере многие из них, в достаточной степени пессимистичны в этом плане, и даже сам Гуссерль, кажется, склонен к пессимизму, в то время как с точки зрения буддизма ситуация данного нам обычного опыта может и должна быть преодолена. Основное отличие буддизма от феноменологии заключается в том, что буддизм предлагает очень конкретную систематическую практику, а Гуссерль говорит о методе проб и ошибок. Даже рассуждая о случайном опыте, травмах или различного рода страданиях, феноменологи не предлагают системного подхода. Можно сделать вывод, что весь опыт такого рода носит случайный характер в жизни человека. Однако буддизм предлагает определенную цель, определенную систему, полноценную и законченную, что особенно справедливо по отношению к йогачаре, где подчеркивается иллюзорность двойственности субъекта и объекта. Также подчеркивается, что освобождение от сансары в действительности может быть достигнуто и достигнуто как раз с помощью преодоления этой субъективной двойственности.

views: 1588

Readers community rating: votes 0

1. The Taisho edition of the Chinese Tripitaka.

2. Shastri, Swami Dwarikadas (1998) Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra, Vol. II, critically edited, Bauddha Bharati, Varanasi.

3. Kanaeva, Nataliya A. (2011) “Sautrantika”, Buddhist Philosophy Encyclopedia, ed. by M.T. Stepanyats, Vostochnaya literatura, Moscow, pp. 623–625 (in Russian).

4. Lysenko, Victoria (2011) “Abhidharma”, “Pratyaksha”, “Yogachara”, Buddhist Philosophy Encyclopedia, ed. by M.T. Stepanyats, Vostochnaya literatura, Moscow, pp. 62–66, 556–565, 334–342 (in Russian).

5. Shokhin, Vladimir K. (2011) “Sarvastivada”, “Tripitaka”, Buddhist Philosophy Encyclopedia, ed. by M.T. Stepanyats, Vostochnaya literatura, Moscow, 612–617, 680–686 (in Russian).

6. Titlin, Lev I. (2018) ‘Refutation of the Existence of Subject in the Polemics with Vaisheshika in "Pudgalavinishchaya" of Vasubandhu’, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2018), pp. 206–211.

7. Zahavi, Dan (2017) “Transcendental Phenomenology, Intentionality and Subjectivity”, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2017), pp. 150–156 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up