Маркс и Россия: сложности взаимного восприятия

 
Код статьиS004287440000233-1-1
DOI10.31857/S004287440000233-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Член-корреспондент РАН, декан философского факультета, заведующий кафедрой онтологии и теории познания, доктор философских наук, профессор
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы119-130
Аннотация

Автор отвечает на вопрос о том, в какой мере теория Маркса применима к исследованию российских реалий и каким было отношение Маркса к России и обратно. В статье показывается, что теория Маркса и, в частности, его работы в области диалектики, философии истории и др. носят достаточно универсальный характер, хотя, как и любая другая философская доктрина, не могут быть применены буквально. Не менее важно учитывать, что работы Маркса исходили из реалий XIX века. Тем не менее ряд их положений сохраняет значение и в настоящее время, и главное из них – критический анализ противоречий капиталистической общественной системы, который весьма актуален с точки зрения исследования условий современной России. Автор показывает, что отношение Маркса к России было противоречивым, а отношение к Марксу в России менялось не единожды. До революции 1917 г. работы Маркса были весьма популярны в среде критически мыслящей интеллигенции. В СССР марксизм был превращен в обязательный и по преимуществу догматический теоретический нарратив, хотя существовали и мирового уровня работы в сфере критического марксизма. После распада СССР возник противоположный крен – догматическое отрицание марксизма, которое в последние годы, однако, сменяется возрождением интереса к творческому марксизму, свидетельством чего стало, в частности, формирование Постсоветской школы критического марксизма.

Ключевые словаМаркс, марксизм, Россия, СССР, интеллигенция
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов32280
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История России ХХ в., да и ее новейшая история весьма тесно связана с идейным наследием Карла Маркса и его влиянием на развитие едва ли не всех общественных процессов в стране в предреволюционный, советский и постсоветский период, когда многие шаги так называемых «реформ» были нацелены прежде всего на демонтаж того, что ранее создавалось, как тогда казалось, в соответствии с учением Маркса. В этом тексте мне хотелось бы остановиться не столько на содержании самой теории марксизма (она достаточно широко известна), сколько на проблеме восприятия социальных идей и их творцов в сознании людей. Они интерпретируются в зависимости от конкретной культуры и практики реализации идей, что само по себе позволяет сделать выводы как о самой воспринимающей культуре, так и уточнить «культурный портрет» того или иного автора. Как здесь не вспомнить иронические стихи Ксенофана о восприятии богов разными народами:
2 Чёрными пишут богов и курносыми все эфиопы,
3 Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.
4 Это своеобразный экзистенциально-культурологический подход, который может высокомерно отбрасываться, но тем не менее он позволяет понять сам фактор популярности того или иного философа в конкретной культуре, которая адаптирует этот образ «под себя».
5 Для образа К. Маркса это справедливо в наибольшей степени в силу охвата идеями марксизма, по сути, всего мира. Поэтому и марксизм часто приобретает специфические черты его понимания и реализации: от взвешенного европейского, до экзальтированного китайского, русского или южноамериканского.
6 В России «степень колебания» отношения к Марксу как личности едва ли не предельно высока и в ряде случаев даже гипертрофирована: от абсолютного признания до полного отрицания, когда герой переворачивается и выступает как злобный трикстер. Это отражает сложность диалога между разными культурами. Как отмечал Ю.М. Лотман, в диалоге культур то, что совпадает, тождественно, а значит, менее интересно для познающего, а более важным является наличие смысловой зоны непонимания, которое само по себе выступает стимулом понимания как проникновения в культуру Другого. «…Непонимание делает понимание мучительным и вместе с тем имеющим смысл и высокую ценность» [Лотман 2005, 74].
7 Для российского контекста это замечание особенно значимо. Мы вот уже почти 150 лет мы повторяем как заклинание вслед за Ф.И. Тютчевым:
8 Умом Россию не понять,
9 Аршином общим не измерить:
10 У ней особенная стать –
11 В Россию можно только верить1.
12 Это часто раздражает представителей иной культуры, и один мой коллега из Германии, кстати, очень хорошо относившейся к России, много лет в ней проработавший и даже, так уж сложилась судьба, умерший здесь, говорил по этому поводу: «Ну а какой же тогда частью тела нужно понимать русских?..» Удивительно, но мы часто даже гордимся тем, что нас не понимают, ибо нам кажется, что это придаёт нам своеобразную исключительность. А такая исключительность порождает желание не столько объяснять, сколько требовать, чтобы тебя понимали и признавали. И тогда фраза «В Россию можно только верить», преобразуется в усиление: «В Россию нужно только верить»2.

всего просмотров: 2758

Оценка читателей: голосов 0

1. Вазюлин 1968 – Вазюлин В.А. Логика «Капитала». М.: Издательство Московского университета, 1968.

2. Герцен 1931 – Герцен А.И. Былое и Думы. В трёх томах. Том второй. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1931.

3. Ильенков 1960 – Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960.

4. Литературное наследство 1969 – Литературное наследство К. Маркса и Ф. Энгельса: Исто-рия публикации и изучения в СССР. М.: ИПЛ, 1969.

5. Маркс 1961 – Маркс К. Письмо В.И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. М.: Политиздат, 1961.

6. Маркс 1964а – Маркс К. Письмо Людвигу Кугельману, 12 октября 1868 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание второе. Т. 32. М.: Политиздат, 1964.

7. Маркс 1964б – Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу, 3 августа 1870 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание второе. Т. 33. М.: Политиздат, 1964.

8. Поппер 1983 – Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983.

9. Энгельс 1964а – Энгельс Ф. Письмо И.Ф. Беккеру, 14 июня 1872 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание второе. Т. 33. М.: Политиздат, 1964.

10. Энгельс 1964б – Энгельс Ф. Письмо Вере Ивановне Засулич, 6 марта 1884 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание второе. Т. 36. М.: Политиздат, 1964.

11. Ананьин 2007 – Ананьин О.И. Карл Маркс и его «Капитал»: из девятнадцатого в двадцать первый век // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 72–86.

12. Бузгалин 2015 – Бузгалин А.В. Анти-Поппер. Социальное освобождение и его друзья. М.: Либроком, 2015.

13. Бузгалин, Колганов 2005а – Бузгалин А.В., Колганов А.И. Политическая экономия постсоветского марксизма (тезисы к формированию научной школы) // Вопросы экономики. 2005. № 9. С. 36–55.

14. Бузгалин, Колганов 2005б – Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI века // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 3–25.

15. Бузгалин, Колганов 2018 – Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. В 2 т. Т. 1. Методология: По ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма (Маркс re-loaded). Т. 2. Теория. Глобальная гегемония капитала и ее пределы («Капитал» re-loaded). Изд. 4-е. М.: Ленанд, 2018.

16. Булавка 2007 – Булавка Л.А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. М.: Культурная революция, 2007.

17. Воейков 2011 – Воейков М.И. За критический марксизм: полемика с учеными. М., 2011.

18. Дорога к свободе 2013 – Дорога к свободе: критический марксизм о теории и практике социального освобождения / Под ред. Б.Ф. Славина. М.: УРСС, 2013.

19. Зотова, Барашкова 2017 – Зотова Е.С., Барашкова О.В. «Капитал»-XXI: философия, методология, теория (обзор Международной научной конференции, посвященной 150-летию выход 1-го тома «Капитала» К. Маркса) // Вопросы политической экономии. 2017. № 3. С. 169–185.

20. Кагарлицкий 2011 – Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм. Введение в социальную и политическую теорию. М.: Либроком, 2011.

21. Либерализм и социализм 2013 – Либерализм и социализм: Запад и Россия. К 200-летию со дня рождения А.И. Герцена / Под ред. М.И. Воейкова. М.: УРСС, 2013.

22. Лотман 2005 – Лотман Ю.М. Разговор о пространстве // Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб, 2005.

23. Марксизм: альтернативы 2009 – Марксизм: альтернативы XXI века (Дебаты постсоветской школы критического марксизма). М.: Ленанд, 2009.

24. Межуев 2007 – Межуев В.М. Маркс против марксизма. М., 2007.

25. Миронов, Момджян 2015 web – Миронов В.В., Момджян К.Х. Прощание с Марксом? / Стенограмма лекции, прочитанной на семинаре Философского клуба 15 января 2015 г. // http://old.winzavod.ru/upload/iblock/512/5129e8f36d1b41bd9d5b76418f8c4708.doc.

26. Миронов (ред.) 2005 – Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005.

27. Момджян 1997 – Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Университет, 1997.

28. Момджян 2011 – Момджян К.Х. Антропологический аспект российской самобытности // Личность. Культура. Общество. 2011. Том XIII. Вып.3. С. 171–180.

29. Момджян 2013 – Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Часть 1. М.: Издательство Московского университета, 2013.

30. Момджян 2015 – Момджян К.Х. Антропологический аспект российской самобытности // Этнос, нация, ценности: Социально-философские исследования. М.: Канон+, 2015.

31. Муриков 2014 – Муриков Г. Парадоксы Бакунина (К 200-летию М.А. Бакунина) // Аврора. 2014. № 6. С. 58–70.

32. Пороховский 2016 – Пороховский А.А. Политическая экономия в XXI веке: системный подход в решении проблем современной экономики // Вопросы политической экономии. 2016. № 4. С. 8–22.

33. Пустарнаков 1999 – Пустарнаков В.Ф. Парадоксы в истории марксизма в России // Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса. М.: ИФ РАН, 1999. С. 311–328.

34. Славин 2014 – Славин Б.Ф. Марксизм: испытание будущим. О дискуссионных вопросах теории и истории марксизма. М.: Ленанд, 2014.

35. Социализм-XXI 2009 – Социализм-XXI. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма / Под ред. А.В. Бузгалина, В.В. Миронова. М.: Культурная революция, 2009.

36. Тютчев 2004 – Тютчев Ф.И. Письмо А.М. Горчакову. 10 апреля 1865 г. Петербург // Ф.И. Тютчев. Полное собрание сочинений и письма в шести томах. Т. 6. Письма 1860–1873. М.: Классика, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх