Превращения идеологии. Понятие идеологического в «предельном» расширении

 
Код статьиS004287440000219-5-1
DOI10.31857/S004287440000219-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель сектора философских исследований идеологических процессов, кандидат философских наук
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы18-27
Аннотация

Идеология рассматривается не только как система идей, но и как система институтов, усиленных новыми технологиями коммуникаций (от проповеди к машинному промыванию мозгов). Деидеологизация 1990-х гг. сменяется реконструкцией квази-идеократии, в которой идеи вторичны и зависимы от политической конъюнктуры. Усталость общества от засилья советской идеологии порождает эффекты: 1) идеоло-гической идиосинкразии; 2) «теневой идеологии» – аналога теневой экономики (государство как идеологический партизан); 3) «латентной» идеологии – идеологического бессознательного, действующего als ob, «как если бы» субъекты были носителями эксплицитных идеологий. Представления о параллельном существовании идеологии наряду с политикой, наукой, культурой, экономикой и пр. дополняются диффузной моделью «включённой» идеологии (например, с различением позиций: «наука и идеология» и «идеология в науке»). По схеме конституирования политического у Карла Шмитта понятие идеологического строится на осевых оппозициях вера – знание, цели – ценности, интересы – принципы. В этом едином континууме принадлежность к полюсам философии или идеологии определяется не самим по себе контентом, а интенцией – направленностью либо на рефлексивную критику «очевидностей», либо на жесткую догматизациию.

Ключевые словаидеология, институты, политика, теневая идеология, диффузная модель, идеологическое бессознательное
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов32533
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Данная статья продолжает тему «Иллюзий деидеологизации», обсуждавшуюся на Общеинститутском семинаре Института философии РАН 14 декабря 2017 г. [Рубцов 2017 web]. В предыдущей публикации по материалам доклада [Рубцов 2018] был рассмотрен переход от демонтажа партийной идеократии к новейшим попыткам реабилитации идеологии. Такого рода тенденция наиболее успешно воплощается в форматах, связанных с теневыми идеологическими институтами и латентной идеологией. Стандартными понятиями эти процессы не описываются или не опознаются вовсе. Отсюда потребность в расширенной трактовке идеологии, в том числе как системы институтов и практик, обеспечивающих особого рода диффузное, «проникающее» воздействие на сознание и идеологическое бессознательное. Одновременно понятие идеологии выходит за пределы узко понимаемой политики и в «предельном» расширении обнаруживается в самых разных сферах познания, культуры, экономики и повседневной жизни.
2

Идеи и институты. Теневая идеология

3 Редукция идеологии к «идеям» и ментальности проходит от автора термина Дестюта де Траси через всю классику философии и политической теории предмета. Цитировать можно до бесконечности. Даже Дуглас Норт, один из столпов новой институциональной теории, заявляет в Нобелевской лекции: «Идеология – это то общее, что имеется в ментальных формах людей...» [Норт 2004 web]. Подходы к идеологии как к относительно самостоятельной констелляции институтов редки и менее акцентированы. Тем не менее сюда входят, как минимум: весь установочный, программный дискурс власти, инфраструктура СМИ и пропаганды, образовательные и воспитательные институции, инструментарий культурной политики и пр., включая собственную экономику идеологии, право и машины репрессий. Наряду с «идеологическими аппаратами государства» [Альтюссер 2012 web] существуют независимые идеологические институты гражданского общества. Плюс «теневая» идеология – пространства, в которых идеологическая работа и борьба как таковые не афишируются, но ведутся контрабандой, скрытно и почти партизанскими методами – в том числе самим государством.
4 Теоретически возможны сильные идеи без институтов и, наоборот, идеологические институты, для которых идеи вторичны и заменяемы. Уже в симбиозе марксизма-ленинизма и КПСС партийная идеократия была скорее не вполне идейной партократией (как церковь бывает «выше» веры). Аппарат командовал теорией, а не наоборот. Формула «Это вопрос политический!» воплощала особый статус идеологии как конечной инстанции не по смыслу, но по определению. Апелляции к идейно сакральному действовали гипнотически, закрывая любой вопрос тут же и без углубления в суть. Это и сейчас вызывает ностальгию.
5 Политическая конъюнктура по-прежнему модифицирует идеи в зависимости от потребностей изменения курса, однако стратегия изменилась. Раньше в одну идею «вчитывали» разные смыслы – теперь в один смысл (самосохранение власти) вписывают разные, порой взаимоисключающие идеи. В середине 2000-х культ стабильности сменился призывами к модернизации, без которой, как было объявлено, под вопросом «само существование страны». Затем эта же страна в одночасье развернулась к традиционализму в оперении духовных ценностей и скреп, идентичности и недосягаемых высот морали. Плюс культурный код, который, подобно геному, предписывает нам во веки веков быть такими, какие мы есть. Однако модернизация кончилась, не начавшись, а традиционализм наскучил ещё быстрее (успев, однако, ценностями «целомудрия», «правды» и «нестяжательства» выдать пародию на мораль реального истэблишмента). «Цифровая экономика» и «искусственный интеллект» обозначили новый вектор (опять противоположный традиционализму). Идеологический маятник раскачивается с максимальной амплитудой и небывалой в истории частотой.

всего просмотров: 2365

Оценка читателей: голосов 0

1. Альтюссер 2006 – Альтюссер Л. За Маркса / Пер. с франц. А.В. Денежкина. М.: Праксис, 2006.

2. Альтюссер 2012 web – Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // Неприкосновенный запас. 2011. 3 (77). http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/al3.html

3. Арендт 1996 – Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова. Послесл. Ю.Н. Давыдова. Под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996.

4. Кейнс 2007 – Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: ЭКСМО, 2007.

5. Манхейм 1994 – Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

6. Фуко 2002 – Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С.Ч. Офертаса под общей ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2002.

7. Шмитт 1992 – Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 35‒67.

8. Иншаков 2007 – Иншаков О.В. Институты и институции в современной экономической теории // Вестник ВолГУ. Серия 3. Вып. 11. 2007. С. 6–21.

9. Мамчур 2010 – Мамчур Е.А. Наука, метафизика, идеология // Ориентиры. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2010. С. 58–76.

10. Норт 2004 web – Норт Д. Функционирование экономики во времени. Нобелевская лекция (9 декабря 1993 года) // Отечественные записки. 2004. 6 (21). http://www.strana-oz.ru/2004/6/funkcionirovanie-ekonomiki-vo-vremeni#t10

11. Рубцов 2017 web – Рубцов А.В. Иллюзии деидеологизации. К концепции «диффузной» и «проникающей» идеологии. Реферат доклада (части 1 и 2) // Https://Iphras.Ru/Uplfile/Root/News/Archive_Events/2017/14_12_2017.Pdf; Https://Iphras.Ru/Uplfile/Root/News/Archive_Events/2017/14_12_2017_2.Pdf

12. Рубцов 2018 – Рубцов А.В. Иллюзии деидеологизации. Между реабилитацией идеологического и запретом на огосударствление идеологии // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 66–75

13. Сухарев (ред.) 2006 – Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх