Философия и религия как орудия антикоммунистической пропаганды в Бирме: исследование операции Дхамма в опасности

 
Код статьиS086919080032261-4-1
DOI10.31696/S086919080032261-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Центр Индоокеанского региона ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы199-211
Аннотация

Статья посвящена исследованию пропагандистского памфлета «Dhammāntarāya», ключевого документа одноименной информационно-психологической спецоперации, осуществляемой вооруженными силами Бирмы в период 1958–1960-х гг. Кампания была нацелена на дискредитацию коммунистов как ярых противников буддизма и иных религиозных конфессий, существовавших на территории страны. Можно сказать, что проведение такой информационно-психологической спецоперации было связано с критическим восприятием марксизма и соответствовало политической повестке Бирмы конца 1950-х гг. Позиционирование армии и действующей власти в памфлете как защитников традиционных устоев и религиозных ценностей имеет давнюю историю и находит свое воплощение в современной политике. В академических кругах такой феномен получил оформление в виде «идеологии буддийской праведной войны». Суть этой теории заключается в одобрении насилия, если оно используется для защиты буддизма и его ценностей. Опасность коммунистов для процветания буддизма в пропагандистском документе трактовалась как следствие расхождения философии диалектического материализма с ключевыми идеями буддийской философской мысли. Несоответствия сводились к отрицанию коммунистами идеи освобождения от страданий, осознанию первичности материи по отношению к разуму, отрицанию буддийской идеи взаимозависимого возникновения (пал. paṭiccasamuppāda), а также к признанию буддизма религией, противоречащей научной рациональной картине мира. Такое восприятие идеолого-философских взглядов коммунистов не соответствовало действительности. В статье рассматривается сочинение известного бирманского коммуниста такина Со «Идеология социализма». Знакомство с содержанием этого текста позволяет понять, что философские взгляды этого человека вобрали в себя множество элементов буддийской философии, что делает тезисы пропаганды ложными. Использованная авторами памфлета аргументация выполнена в стиле философской полемики, что делает такой подход необычным для пропагандистского документа. Но из-за сложности и необычности аргументации памфлет не приобрел большой популярности среди большинства населения Бирмы и не спровоцировал рост антикоммунистических настроений на религиозной почве.

Ключевые словаБирма, буддизм, коммунисты, памфлет, материя, сознание
Получено21.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов40000
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

   Апелляция к ключевым идейно-философским религиозным доктринам может служить заведомо «выигрышной» в пропаганде. Идея конструирования образа противника как силы, посягнувшей на традиционные устои морали и нравственности, способна сформировать чувство неприязни к оппоненту в глазах традиционно настроенной части общества. В то же время, если существующее правительство или армия выступают защитниками моральных устоев и ценностей, их действия выглядят легитимными в глазах народных масс.

2

   В истории длительного противостояния вооруженных сил Бирмы (Мьянмы) с этническими вооруженными группировками (ЭВГ) апелляция к религии как к орудию пропаганды имеет большое значение. В наши дни вооруженные силы (ВС) Мьянмы (Бирмы) регулярно позиционируют самих себя как защитников буддизма и традиционных моральных устоев. Их оппоненты, в роли которых выступают ЭВГ, нередко представляются в новостных пропагандистских сюжетах в амплуа бесчеловечных варваров, разрушающих буддийские святыни и культовые объекты.

3

   Подобное позиционирование противника не стоит считать современным «ноу-хау». Исторические корни рассматриваемого феномена глубоки. К примеру, в памятниках эпиграфики XIV в. противостоявшие бирманским правителям шаны1 обозначались еретиками, представляющими угрозу процветанию буддийского учения [Than Tun, 1960, p. 53–56]. Похожая постановка вопроса прослеживается и в исторических реалиях других стран2.

1. Один из многочисленных народов, проживающих на востоке современной Мьянмы.

2. Например, в некоторых сингальских источниках по истории доколониальной Шри-Ланки.
4

   В академических кругах искомый феномен получил оформление в виде концепта «буддийской идеологии праведной войны». Сущность этой теории заключается в терпимом отношении последователей буддизма Тхеравады3 к насилию, если таковое осуществлялось во благо великой цели – защиты учения от врагов. Насилие признавалось характерным атрибутом жизни человека в сансаре и не шло вразрез с идеей умиротворения и не причинения вреда живым существам [Bartholomeusz, 2002; Frydenlund, 2017, p. 28–30].

3. Направление буддизма, получившее распространение в Мьянме, Камбодже, Лаосе, Таиланде и Шри-Ланке.
5

   Концепт «буддийской идеологии праведной войны» актуален и для изучения событий середины XX в. в истории Бирмы. Во время пребывания на посту премьер-министра в период 1958–1960 гг. командующий ВС генерал Не Вин обозначил задачи по ликвидации повстанческих группировок (в особенности коммунистов) и стабилизацию военно-политической обстановки в стране как приоритетные задачи возглавляемого им Охранительного правительства4.

4. Официальное наименование правительства, возглавляемого генералом Не Вином в Бирме, в период 1958-1960 гг.
6

   Для выполнения намеченных целей в период 1958–1960 гг. реализовывалась масштабная антиповстанческая военная компания, сопровождавшаяся крупной информационно-психологической спецоперацией, получившей название “Dhammāntarāya”. Это название происходит из канонического для буддизма Тхеравады языка пали и переводится как «Дхамма в опасности». Идея спецоперации состояла в дискредитации повстанцев-коммунистов как ярых врагов религиозных конфессий (буддизма, ислама и христианства). Ключевым пропагандистским документом кампании стал небольшой памфлет, публиковавшийся сразу на нескольких языках (бирманском, монском, урду и т.д.) [Von der Mehden, 1960, p. 293]. Издание на бирманском языке получило идентичное всей операции название и выстраивало образ коммунистов как непримиримых врагов буддизма в Бирме. Военные, напротив, позиционировались защитниками религии и традиционных устоев общества, что логически встраивается в «буддийскую идеологию праведной войны».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 15

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран Тхеравады. М.: Восточная литература, 1993.

2. Васильев В.Ф. История Мьянмы/Бирмы XX век. М.: ИВ РАН, 2009.

3. Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика. М.: Наука, 1978.

4. Badgley G., Kyaw A. Red Peacocks: Commentaries on Burmese Socialist Nationalism. New Dehli: Readworthy Publications, 2009.

5. Bartholomeusz T. In defense of Dharma. Just-war ideology in Buddhist Sri Lanka. London: Routledge Curzon, 2002.

6. Ba Swe. The Burmese Revolution. Rangoon: Information Dept., Union of Burma, 1952.

7. Cho F. Buddhist Mind and Matter. Religions. 2014. No. 5. Pp. 422–434.

8. Dhammāntarāya (Buddhism in Danger): Who in the Union of Burma are Posing the Greatest Danger to Buddhism? Rangoon: Directorate of Information, Ministry of Information, 1959.

9. Frydenlund I. Buddhist militarism beyond texts: The importance of ritual during Sri Lanka Civil War. Journal of Religion and Violence. 2017. No. 5. Pp. 27–48.

10. McMahan D. The Making of Buddhist Modernism. Oxford: University Press, 2008.

11. Nakanishi Y. Strong Soldiers, Failed Revolution. The State and Military in Burma, 1962–88. Singapore: NUS Press, 2013.

12. Sarkisyanz M. Buddhist Backgrounds of Burmese revolution. Chambersburg: Anima Books, 1978.

13. Smith M. Burma: Insurgency and the Politics of Ethnicity. Bangkok: White Locus, 1991.

14. Than Tun. History of Burma: A.D. 1300–1400. Bulletin of the Burma Historical Commission. 1960. No. 1. Pp. 39–57.

15. Trager F. Marxism in Southeast Asia. A Study of four countries. Stanford: University Press, 1959.

16. U Nu. Towards a socialist state: Translation of speech delivered by the Hon'ble U Nu, president of the AFPFL and Prime minister of the Union of Burma, on January 29, 1958, at the third all-Burma congress of the AFPFL. Rangoon: Ministry of Information, Govt. of the Union of Burma, 1957.

17. Von Der Mehden F. Burma’s Religious Campaign Against Communism. Pacific Affairs. 1960. Vol. 33. No. 3. Pp. 290–299.

18. Walton M. Buddhism, Politics, and Political Thought in Myanmar. New York: Cambridge University Press, 2016.

19. Zöllner H. Myanmar Literature Project 10:10. Soe, Socialism and Chit Hlaing Memories. Passau: University of Passau, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх