Иранское общество: институт временного брака

 
Код статьиS086919080032084-9-1
DOI10.31696/S086919080032084-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы189-198
Аннотация

В статье проведен анализ причин возникновения института временного брака в зороастрийском обществе, показана его дальнейшая функциональная трансформация в современном Иране. Существование подобной социальной нормы в патриархальной культуре Древнего Ирана заложило фундамент для иного трактования некоторых постулатов ислама: несмотря на условный запрет официальных властей, такой вид брака практиковался у иранских народов всегда, и в настоящее время приобрел самобытные формы. В эпоху правления династии Каджаров (1795–1925) эта традиция приобрела иные духовно-нравственные и социальные основы: большинство женщин из бедных семей вступали во временные брачные отношения для улучшения своего материального положения. Это положило начало стремительной социальной стигматизации сигэ, вследствие чего данный термин приобрел в культурном поле Ирана устойчивую резко негативную коннотацию. Сегодня Исламская Республика Иран (ИРИ) – это единственное государство, обеспечивающее право на вступление в супружеские отношения на заранее оговоренный срок. В последнее десятилетие зафиксировано появление новых форм межличностных отношений. Авторы рассматривают социокультурную ценность, значение и функционирование временного брака (сигэ) в современном иранском обществе. В исследовании зафиксированы девиации этого института, связанные со строгой гендерной сегрегацией в обществе, консервативным укладом жизни, экономической нестабильностью, низким уровнем половой и юридической грамотности населения и недостаточной проработанностью законодательства, регулирующего систему матримониальных отношений. Измененные формы института временного брака приносят много социального вреда, искажают мировоззрение молодого поколения, его отношение к прочному супружескому союзу, приводят к уменьшению количества постоянных браков и росту статистики разводов. Решение столь сложных взаимосвязанных вопросов требует комплексного подхода: следует запустить действенные юридические механизмы регулирования матримониальных отношений, принять меры для постепенного упразднения некоторых видов сигэ, повышать грамотность населения, вести просветительскую работу по созданию и поддержанию здоровой социокультурной среды.

Ключевые словаИран, временный брак, сигэ, семья, женщины, гражданские права
Получено07.09.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов22332
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Целью статьи является рассмотрение феномена временного брака как части брачно-семейных отношений в иранском обществе, выявление причин трансформации и актуальности института временного брака в Иране на современном этапе. Предпринята попытка проследить истоки формирования и степень устойчивости этой культурной нормы в иранском социуме, некогда представляющего собой зороастрийскую общность, а с VII в., после арабского завоевания, подвергшегося влиянию новой идеологии – ислама. Авторы попытались заполнить лакуны в исследовании феномена сигэ в современном иранском обществе, а именно: рассмотреть функциональность этого института; выявить новые механизмы заключения временного брака; оценить тенденции трансформации сигэ; зафиксировать пробелы в правовом регулировании семейно-брачных отношений; предложить возможные механизмы упорядочивания этого социокультурного явления.
2 Авторы использовали следующие социологические и культурологические методы: историко-правовой анализ (диахронное и синхронное сравнение), наблюдение, интервью, вторичный анализ исследований, проведенных в Иране. Для понимания идентичности личности и конструирования культурных значений и практик применен сравнительный и нарративный анализ.
3 Тема временного брака слабо разработана российскими исследователями: М.С. Пелевин подробно рассмотрел брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран (ИРИ) [Пелевин, 1998]; И.И. Салихов и Э.Н. Малмир [Салихов, 2017, с. 431], А.М. Иванов и М.А. Дорофеева [Иванов, 2019, с. 50–60] касаются юридической стороны вопроса. Также институт сигэ на современном этапе недостаточно полно описан иранским научным сообществом. В трудах на персидском языке М.C. Банихашеми [Banihashemi, 2020], М.Дж. Харанди [Harandi, 2012] и др. освещается религиозно-правовая база этого феномена; С. Мохтари опубликовала ряд статей на русском языке [Мохтари, 2021] об истории создания данного института и его роли в культуре Ирана, частично затронула ситуацию в современном иранском обществе. Книга «Семья в Иране (Ханавада)» Х. Фархуджаста касается вопросов иранской семьи и отчасти многоженства [Фархуджаста, 2005]. Выполнен ряд глубоких исторических [Ende, 1980; Gribetz, 1994; Gourji, 2009; Haery, 1989; Howard, 1975; Margalit, 2018; McGlinn, 2000] и небольших эмпирических [Ghodsi, 1994; Niechcial, 2009] исследований этого социального явления на европейских языках. Работы К. Якуби посвящены отображению временного брака в литературе и кинематографе Ирана ХХ в. [Yaghoobi, 2020]. Названные ученые обращаются к исторической ретроспективе предмета исследования: разбирают позиции разных богословско-правовых школ и дают обзор Гражданского кодекса и Конституции ИРИ. Выполняя вторичный анализ эмпирических исследований, проведенных в Иране, и теоретически обобщая их, авторы статьи предпринимают попытку создать базу для проведения в России дальнейших исследований этого вопроса.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 16

Оценка читателей: голосов 0

1. Березина А.В. Феминизм в Иране: генезис и эволюция. Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 2. С. 114–130.

2. Березина А.В. Этнокультурные традиции воспитания детей в современном Иране. Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения. Часть 2. Детство в культуре и обществе. Под ред. Л.Г. Ведениной. Москва: МГИМО–Университет, 2023. С. 114–125.

3. Иванов А.М., Дорофеева М.А. Пути совершенствования регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане. Теология. Философия. Право. 2019. № 3 (11). С. 43–64.

4. Интервью DidarNews с Камилем Ахмади о статусе временного барака в Иране. Az sighe-ye sāndviči tā sighe-ye siyāhati va ziyārati. 2019. https://www.aparat.com/v/KPpd3 (accessed: 03.10.2023).

5. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986.

6. Мохтари С. Роль института временного брака в культуре Ирана. Человек и культура. 2021. № 1. С. 58–72.

7. Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе. Перевод М. Машхулова. М.: Садра, 2013.

8. Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1998.

9. Салихов И.И., Малмир Э.Н. Правовое положение супруги по законодательству Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 154. № 2. С. 426–438.

10. Фархуджаста Х. Семья в Иране (Ханавада). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009.

11. Хушкадамова Х.О. Социальный статус женщины в современном таджикистанском обществе. Дисс. д.соц.н. М., 2013.

12. Хушкадамова Х.О. Таджикистан. Влияние трансформационных процессов на семейно-брачные отношения в центральной Азии. Россия и мусульманский мир. 2014. № 7. С. 102–103.

13. Āmār-e ezdevāj-e movaqqat dar Irān va e’lām-e vaz’iyat-e xatar. 2023. https://vista.ir/w/a/16/buwcm (accessed: 01.10.2023).

14. Ahmadi K. Tanin-e sokut. Tehran: Shirazeh, 2019(1).

15. Ahmadi K. Xānei bar ru-ye āb. Tehran: Shirazeh, 2019(2).

16. Altaha S.H., Nouri S., Asadi M. Naqd va barresi-ye edde’a-ye nasx-e hokm-e mut’a. Pazhuheshha-ye miyan reshtei-ye Qur’an-e karim. 2016. Vol. 9 (2). Pp. 71–90.

17. Banihashemi M.S. Barresi-ye sehhat-e nekāh-e movaqqat be qasd-e ijād-e mahramiyat bā fard-e sāles. Faslname-ye Fiqh. 2020. Vol. 27 (102). Pp. 127–151.

18. Boluq dar doxtar va pesar. 2023. https://adleiranian.co/%D8%A8%D9%84%D9%88%D8%BA-%D8%AF%D8%B1-%D8%AF%D8%AE%D8%AA%D8%B1-%D9%88-%D9%BE%D8%B3%D8%B1/ (accessed: 01.10.2023).

19. Ende W. Ehe auf Zeit (mutʻa) in der Innerislamischen. Diskussion der Gegenwart. Sonderdrucke aus der Albert-Ludwigs-Universität Freiburg. Die Welt des Islam. N.S. 1980. Bd. 20. S. 1–43.

20. Gourji A. Temporary Marriage (Mutʻa) In Islamic Law. 3rd edition. Qum: Ansariyan Publications. 2009.

21. Ghodsi T.F. Tying a Slipknot: Temporary Marriages in Iran. Michigan Journal of International Law. 1994. Vol. 15.2. Pp. 645–686.

22. Gribetz A. Strange Bedfellows: Mutʻat al-nisā’ and Mutʻat al-ḥajj: A Study Based on Sunnī and Shīʻī Sources of Tafsīr, ḥadīth and Fiqh. Berlin: Klaus Schwarz, 1994.

23. Haeri Sh. Law of Desire: Temporary Marriage in Shi’i Iran. New York: Syracuse University Press, 1989.

24. Harandi M.J. Jodāi-ye xal’i bedun-e siqe-ye talāq. Pazhuheshname-ye Fiqh va hoghugh-e Islami. 2012. No. 5(9). Pp. 41–55.

25. Howard I.K.A. Mutʻa Marriage Recognized in the Context of Formal Procedures for Islamic Law. Journal of Semitic Studies. 1975. Vol. XX.1. Pp. 82–92.

26. Margalit Ye. Temporary Marriage: A Comparison of the Jewish and Islamic Conceptions. The Journal of Law and Religion. 2018. Vol. 33.1. Pp. 89–107.

27. McGlinn S. Family Law in Iran. 2000. https://bahai-library.com/pdf/m/mcglinn_family_law_iran.pdf (accessed: 15.01.2024).

28. Murata S. Muta’, Temporary Marriage in Islamic Law. 1986. https://www.al-islam.org/muta-temporary-marriage-islamic-law-sachiko-murata/four-pillars-muta (accessed: 10.01.2024).

29. Niechcial P. Shi’i Institution of Temporary Marriage in Tehran: State Ideology and Practice. Anthropos. 2009. No. 104. Pp. 172–179.

30. Qānun-e asāsi-ye Jomhuri-ye Eslāmi-ye Irān. Tehran: Alhoda, 2009.

31. Qānun-e madani-ye Jomhuri-ye Eslāmi-ye Irān. Tehran: Behnami, 2009.

32. Qānun-e hemāyat-e xānevāde-ye Jomhuri-ye Eslāmi-ye Irān. Tehran: Chatr-e danesh, 2015.

33. Ravandi M. Tarikh-e ejtema’i-ye Iran. Vol. 1. Tehran: Negah, 1980.

34. Shaki M. Ayōkēn. Encyclopædia Iranica. 1987. Vol. III. Fasc. 2. P. 149.

35. Shaki M. Čakar. Encyclopædia Iranica. 1990. Vol. IV. Fasc. 6. Pp. 647–649.

36. Tahlil-e jāme’e šenāsāne-ye moxāterāt-e ezdevājhā-ye movaqqat, sefid va siqe. 2019. https://www.irna.ir/news/83288770/%D8%AA%D8%AD%D9%84%DB%8C%D9%84-%D8%AC%D8%A7%D9%85%D8%B9%D9%87-%D8%B4%D9%86%D8%A7%D8%B3%D8%A7%D9%86%D9%87-%D9%85%D8%AE%D8%A7%D8%B7%D8%B1%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D8%B2%D8%AF%D9%88%D8%A7%D8%AC-%D9%87%D8%A7%DB%8C-%D9%85%D9%88%D9%82%D8%AA-%D8%B3%D9%81%DB%8C%D8%AF-%D9%88-%D8%B5%DB%8C%D8%BA%D9%87 (accessed: 11.12.2023).

37. Yaghoobi C. Sigheh Marriages in Modern Iran. Gender and Body Politics in Modern Iranian Film and Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх