Трансформация Сил народного ополчения Ирака. Интеграция в политическую и экономическую элиту?

 
Код статьиS086919080032070-4-1
DOI10.31696/S086919080032070-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы83-94
Аннотация

В статье рассматривается формирование Сил народного ополчения (СНО, аль-хашд аш-шаабий) в рамках гибридизации системы безопасности Ирака, а также прослежена трансформация роли СНО в 2014–2023 гг. Распространение террористической организации «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ, запрещена в РФ) в 2014 г. стало серьезным вызовом иракской государственности. Это событие произошло в результате вывода вооруженных сил США из Ирака в 2011 г. и в условиях конфликта политических элит. Неспособность иракских вооруженных сил сдержать ИГИЛ вывела на первый план многочисленных негосударственных акторов, вооруженные группировки, в основном, представлявшие шиитскую часть населения страны. Их легитимация связана с фетвой шиитского духовного лидера Ирака Али ас-Систани о защите родины. В ответ на эту фетву была проведена мобилизация и были образованы Силы народного ополчения, куда эффективно влились и интегрировались уже существовавшие до 2014 г. вооруженные группировки. Эти процессы протекали в условиях конкуренции США и Ирана за влияние в Ираке. В статье отмечается, что такие проинские группировки СНО, как Организация Бадр, Асаиб Ахль аль-Хак и Катаиб Хизбалла, хотя и были меньшей по численности частью СНО, но доминировали в принятии решений.

Появление СНО как нового элемента системы безопасности Ирака исправило ситуацию на фронте и дало возможность для проведения необходимых реформ в армии. В статье проведен анализ современных вызовов, с которыми сталкивается СНО, а также прослежена эволюция роли СНО с 2014 по 2023 г. В статье продемонстрировано, что СНО осуществляют влияние за рамками исключительно военной сферы, распространяя его как на политическую, так и на экономическую сферу в государстве. При этом фиксируется курс центральных властей на стратегическую интеграцию вооруженных групп СНО в систему безопасности страны в условиях незавершенного государственного строительства.

Ключевые словаИрак, Ас-Систани, элита, фетва, аль-хашд аш-шаабий, народное ополчение
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-78-00056, https://rscf.ru/project/24-78-00056/
Получено08.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов30797
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Оглавление
2

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

3 В исследовательской среде на протяжении последнего десятилетия укрепляется внимание к вопросам негосударственных вооруженных формирований, а также трансформации и гибридизации системы безопасности. Это безусловно тянет за собой круг дополнительных вопросов, ключевым среди которых является вопрос отношений негосударственных вооруженных акторов (Non state armed actors) и государства. В одних случаях вооруженные негосударственные акторы (далее – НГА) выступают антиправительственными и нацелены на распад государства, в других случаях они могут быть лояльны государству и даже финансироваться им. В этом контексте довольно уникален случай одного из крупнейших ближневосточных движений – Сил народного ополчения (СНО) Ирака. Образованные как разрозненные вооруженные группировки организации СНО в итоге трансформировались в легальную значительную вооруженную, политическую и экономическую силу, конкурирующую за власть в иракском государстве.
4 На Западе тематикой негосударственных акторов начали заниматься с 1960-х гг. Известны труды А. Уолферса [Wolfers, 1962], Дж. Бертона [Burton, 1968], Дж. Розенау [Rosenau, 1969], Дж. Ная и Р. Кохейна [Nye, Keohane, 1971]. В России стоит отметить работы М.М. Лебедевой [Лебедева, 2019], П.А. Цыганкова [Цыганков, 2013]. Отдельного внимания заслуживают работы В.В. Наумкина и В.А. Кузнецова [Наумкин, Кузнецов, 2020], посвященные непосредственно отношениям вооруженных НГА и государств (на примере Ближнего Востока). В.В. Наумкин и В.А. Кузнецов определили, что разделение негосударственных акторов на государствоцентричных и геоцентричных (они делят НГА вслед за Дж. Наем и Р. Кохейном) должно быть уточнено. Российские исследователи предлагают в части государствоцентричных НГА разбивать их по категориям: 1) структуры, действующие в интересах того или иного государства, плотно взаимодействуя с государственными институтами; 2) организации, которые, хотя и действуют в собственных интересах, всё же плотно взаимодействуют с конкретными правительствами, так или иначе встраиваясь в предлагаемую систему политических и экономических отношений; 3) игроки, которые, не будучи связаны с конкретными правительствами или даже находясь в противостоянии им, сохраняют государствоориентированное поведение [Наумкин, Кузнецов, 2020, с. 110].
5 Здесь в иракском контексте возникает знаменательный парадокс – СНО до 2016 г. можно назвать государствоцентричным вооруженным НГА, но с конца 2016 г. – это формально легализованный государственный институт. В данной статье мы ставим целью проанализировать этот процесс – как проходила трансформация НГА (на примере СНО) в законный институт, а также как лидеры НГА интегрировались в политическую и экономическую элиту государства. Нам приходится поднимать вопрос именно об эволюции и трансформации как системы безопасности Ирака, так и политической элиты, поскольку лидеры групп СНО в последнее десятилетие стали занимать позиции не только в военной, но и в политической и экономической сферах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 14

Оценка читателей: голосов 0

1. Крылов Г.Л. «Силы народной мобилизации» («Кувват аль-хашд аш-шааби») как фактор изменения военно-политической обстановки в Ираке после 2014 года. Общественные науки и современность. 2021. № 2. С. 126–143.

2. Лебедева М.М. Негосударственные акторы мировой политики. Теория политики. Практикум. Под ред. Т.А. Алексеевой и И.Д. Лошкарева. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 436–452.

3. Мамедов Р.Ш. Ирак в начале XXI века: на пути к новой государственности. М.: ИВ РАН, 2023.

4. Мамедов Р.Ш., Сапронова М.А. Особенности политического развития Ирака в 2003–2020 годах: формирование новой элиты. Научный диалог. 2021. № 1. С. 357–370.

5. Наумкин В.В., Кузнецов В.А. К вопросу о типологизации негосударственных акторов на Ближнем Востоке. Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 6. С. 104–113.

6. Цыганков П.А. Негосударственные участники мировой политики. Обозреватель. 2013. № 9(284). C. 5-17.

7. Al-Hasan T. Tawaquatu bitarajui tahdidati alfasaili didda assaudiyati aqiba altaqarubi maa iran [Expectations of a Decline in the Factions’ Threats against Saudi Arabia following the Rapprochement with Iran. Al-Mada press. 11.03.2023 (in Arabic)]. https://almadapaper.net/view.php?cat=285243 (accessed: 06.02.2024).

8. Ma Wardu fi Khutbati Aljumu ati Limumathila Almarji Iati Aldiyniati al Ulya fi Karbalai Almuqadasati Alshekh Abd al-Mahdi al-Karbalai fi 14 shaabani 1435 h. [What Has been Stated in the Friday Prayer Sermon by the Supreme Religious Authority Representative in Holy Karbala, Sheikh Abd al-Mahdi al-Karbalai on (14/Shaban/1435). The Official Website of the Office of His Eminence Al-Sayyid Ali Al-Husseini Al-Sistani. 13.06.2014 (in Arabic)]. https://web.archive.org/web/20230112015637/http://www.sistani.org/arabic/archive/24918/ (accessed: 19.01.2024).

9. Maahadu Washington: ziadatu ghayri adiati fi adidu quwati al-hashed al-shaabi bilarqam [The Washington Institute: Unusual Increase in the Quantity of the Popular Mobilization Forces in Numbers. Al-Baghdadiya. 07.06.2023 (in Arabic)]. https://albaghdadiatv.com/معهد-واشنطن-زيادة-غير-عادية-في-عديد-قوا/ (accessed: 24.01.2024).

10. Muttahidun: Qanun al-hashed al-shaabi yadurr bilamaliya al-siyasiya. [Muttahidun: The Popular Mobilization Law harms the political process. Al-Sumariya. 25.11.2016 (in Arabic)]. https://www.alsumaria.tv/news/186982/متحدون-قانون-الحشد-الشعبي-يضر-بالعملية (accessed: 17.01.2024).

11. Al-Nawab A. Nakashat Sirriya fi Muhassasat al-Hukuma al-Iraqiya lil-Hashed al-Shaabi [Secret Expenditures in the Iraqi Government's Allocations to the Popular Mobilization Forces. Al-Araby Al-Jadeed (The New Arab). 27.05.2023 (in Arabic)]. https://www.alaraby.co.uk/politics/نفقات-سرية-في-مخصصات-الحكومة-العراقية-لـالحشد-الشعبي (accessed: 22.01.2024).

12. Tashkilat al-Hashed al-Shaabi al-Iraqi [Formations of the Iraqi Popular Mobilization Forces. The Al-saa. 08.08.2023 (in Arabic)]. https://alssaa.com/post/show/8654 (accessed: 15.01.2024).

13. Alaaldin F. Building a Strong, Capable Iraq Will Shape Its Foreign Policy. Asharq Al-Awsat. 04.07.2023. https://english.aawsat.com/home/article/4415056/building-strong-capable-iraq-will-shape-its-foreign-policy (accessed 05.02.2024).

14. Burton J.W. Systems, States, Diplomacy and Rules. Cambridge: Cambridge University Press, 1968.

15. Cambanis T., Esfandiary D., Ghaddar S., Wahid Hanna M., Lund A., Mansour R. Hybrid actors. Armed groups and state fragmentation in the Middle East. New York: The Century Foundation, 2019.

16. Dodge T. Understanding the Role of al-Hashd al-Shaabi in Iraq's National and Transnational Political Field. POMEPS Studies 37: Challenges to the Middle East North Africa Inclusionary State. 2020.

17. Eriksson J., Grief I. The Iraqi State's Legitimacy Deficit: Input, Output and Identity-Based Legitimacy Challenges. Global policy. 2023. Vol. 14. No. 2. Pp. 363–372.

18. Esfandiary D., Tabatabai A. Iran's ISIS Policy. International Affairs. 2015. Vol. 91. No. 1. Pp. 1–15.

19. Gaston E., Ollivant D. U.S.-Iran Proxy Competition in Iraq. Washington, DC: New America, 2020.

20. Haddad F. Understanding Iraq’s Hashd al-Sha’bi’. USA: The Century Foundation, 2018.

21. Haddad F. Iraq' s Popular Mobilization Units: A Hybrid Actor in a Hybrid State. Hybrid Conflict, Hybrid Peace: How Militias and Paramilitary Groups Shape Post-Conflict Transitions. A. Day (ed.) New York: United Nations University, 2020.

22. International Scientific Conference titled (The Competent Jihad Fatwa: Importance – Contents – Dimensions). Website of the Baghdad International Center for Studies and Peacebuilding. 23.08.2023. https://clck.ru/3DCQ7W (accessed: 15.02.2024).

23. Law № 40 from 2016 on Popular Mobilization Forces. Official Newspaper of the Iraqi Republic. 2016. Vol. 4429. P. 3 (in Arabic)

24. Al-Marashi I. Iraq’s Popular Mobilisation Units: Intra-Sectarian Rivalry and Arab Shi’a Mobilisation from the 2003 Invasion to Covid-19 Pandemic. International Politics. 2023. No. 60(1). Pp. 194–213.

25. Nye J.S., Keohane R.O. Transnational Relations and World Politics: An Introduction. International Organization. Vol. 25. No. 3. 1971.

26. Raza F. US-Iran Tensions and Instability in Iraq: Role of the Popular Mobilisation Units. Strategic Studies. 2021. No. 41(2). Pp. 1–15.

27. Rosenau J.N. Linkage Politics: Essays on the Convergence of National and Systems. New York: Free Press, I969.

28. Rudolf I. From Battlefield to Ballot Box: Contextualising the Rise and Evolution of Iraq’s Popular Mobilisation Units. London: ICSR, 2018.

29. Rudolf I. Tracing the Role of the Violent Entrepreneurs in the Iraqi Post-Conflict Economy. Intelligence briefing. Washington, DC: The New Lines Institute for Strategy and Policy, 2023.

30. Wolfers A. The Actors in World Politics. Discord and Collaboration: Essays on International Politics. Wolfers A. (ed.) Baltimore, Md: Johns Hopkins Press, 1962.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх