«Приватизация» безопасности: ЧВК как инструмент политики США и Великобритании в Африке

 
Код статьиS086919080031433-3-1
DOI10.31696/S086919080031433-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник, зав. Центром социально-политических исследований
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник, зав. Центром изучения стран Африки южнее Сахары
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы120-131
Аннотация

Использование США и Великобританией своих или транснациональных частных военных компаний (ЧВК) для продвижения своих политических и экономических интересов в Африке, а также в международных миротворческих миссиях, размещенных в зонах конфликтов, с 1990-х гг. стало неотъемлемой частью военно-политической деятельности мировых «центров силы». В настоящее время западные ЧВК действуют почти во всех государствах/регионах континента, занимаясь – наряду с «миростроительством» – предоставлением военных и связанных с ними услуг африканским правительствам, ТНК, НПО и другим организациям. Роль частных военных/охранных структур в обеспечении безопасности в Африке привлекает – возможно, в связи с появлением и ростом активности на континенте российских и китайских ЧВК, – все большее внимание политиков и исследователей. И это не удивительно: в 2010-е – 2020-е гг. частные военные компании, по крайней мере самые крупные из них, превратились из коммерческих организаций в эффективные инструменты продвижения и защиты политических и экономических интересов стран их происхождения. Нередко они оказывают дестабилизирующий эффект на ситуацию в зонах их деятельности, сотрудничая с местными антиправительственными группировками, тайно поставляя им оружие и боеприпасы, а также участвуя в незаконной эксплуатации природных ресурсов, в контрабанде различных товаров, в торговле наркотиками и т.д. 

Характер действий американских и британских ЧВК в Африке остается неоднозначным. Безусловно, было бы несправедливым умалять их заслуги в качестве вспомогательных сил в составе миссий ООН и значение проводимой ими работы по логистической и технической поддержке миротворческих операций, разминированию, строительству, охране баз, сопровождению конвоев и т.д. Вместе с тем, комплексный анализ деятельности западных ЧВК на Африканском континенте показывает, что задачи и результаты их работы далеко не всегда соответствуют интересам африканцев и не оправдывают их надежды на достижение стабильности.

Ключевые словаАфрика, США, Великобритания, ЧВК, военно-политические конфликты, миротворчество, внешняя политика
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития №075-15-2024-551 «Глобальные и региональные центры силы в формирующемся мироустройстве».
Получено29.06.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов30144
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Деятельности частных военных компаний в мире в целом и в Африке, в частности, посвящено немало работ зарубежных авторов [Brooks, 2002; Minnaar, 2004; Kinsey, 2006; Beekhuis, 2015; Badzyriska, 2021 и др.], в основном указывающих на положительные стороны использования ЧВК при разрешении военно-политических кризисов. В свою очередь, российские исследователи [Мартьянов, 2011; Коновалов, Валецкий, 2013; Печорский, 2013; Никитин, 2023; Наумов, 2023 и др.] с большей осторожностью подходят к оценке участия частных военных компаний в обеспечении безопасности в различных регионах мира и указывают на их нередко деструктивное влияние на процессы госстроительства в развивающихся странах. Следует отметить, что при наличии большого массива литературы, касающейся деятельности ЧВК в Ираке и Афганистане, особенности развития этого феномена на Африканском континенте пока не получили достаточного внимания российских африканистов. Используя комплексный подход к указанным процессам и явлениям, а также принципы сравнительного анализа данных и критической оценки информации авторы статьи постарались восполнить этот пробел.
3 «Наемники», «солдаты удачи», «псы войны» – так нередко называют сотрудников частных структур, предоставляющих военные и охранные услуги. Зачастую – в различных контекстах – эти и другие подобные обозначения имеют негативный оттенок, хотя мировым сообществом уже давно признано отличие бойцов зарегистрированных ЧВК от индивидуальных наемников, которые до сих пор существуют, но с трудом выдерживают конкуренцию с законными предприятиями. Более того, в последние два десятилетия ЧВК все чаще воспринимаются как «спасители» и «успешная альтернатива» регулярным армиям. Так или иначе, но приватизация услуг по обеспечению безопасности становится одним из главных трендов современности.
4 Использование западными (США, Великобритания и др.), как, впрочем, и региональными (ЮАР) «центрами силы» своих или транснациональных ЧВК в международных миссиях по обеспечению безопасности и для оказания военизированных (т.е. не для участия в вооруженных столкновениях напрямую, что запрещено законодательствами многих стран, а для вспомогательных действий) услуг наблюдалось в течение многих десятилетий, в т.ч. в Конго (нынешней Демократической Республике Конго, ДРК) и в Нигерии во время войны в Биафре уже в 1960-е гг. [Мазов, 2021]. Однако с особой интенсивностью «приглашение» ЧВК для работы в зонах нестабильности стало происходить с 1990-х гг., т.е. после окончания холодной войны, когда многие страны начали сокращать численность своих вооруженных сил (ВС), в результате чего образовалась огромная армия безработных военнослужащих, которым нужно было где-то применять свои навыки. Именно это и послужило толчком к созданию по всему миру большого числа частных военных/охранных структур.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 11

Оценка читателей: голосов 0

1. Коновалов И.П., Валецкий О.В. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013.

2. Мазов С.В. СССР и самопровозглашенная Республика Биафра, 1967–1970 (по архивным документам). Азия и Африка сегодня. 2021. № 6. С. 62–70.

3. Мартьянов О.В. Частные военные компании США: предназначение и роль в военных конфликтах. Зарубежное военное обозрение. 2011. Т. 770. № 5. С. 8–13 .

4. Наумов П.Ю. Социальные функции частных военных компаний в условиях трансформации современного миропорядка. Пути к миру и безопасности. 2023. Т. 65. № 2. С. 207–218.

5. Никитин А.И. Принципы и формы международно-правового регулирования частных военных и охранных компаний. Пути к миру и безопасности. 2023. Т. 65. № 2. С. 193–206.

6. Печорский В. Опыт использования аутсорсинга в вооружённых силах США. Зарубежное военное обозрение. 2013. Т. 791. № 2. С. 37–39.

7. Точигин М.Ю. О внутриполитической ситуации в Демократической Республике Конго и перспективах миссии ООН (МООНСДРК). Ученые записки Института Африки РАН. 2021. Т. 54. № 1. С. 46–51.

8. Частные военные компании и их роль в решении локальных конфликтов. М.: Центр политической информации, 2015.

9. “These Walls Have Ears”. The Chilling Effect Of Surveillance In South Sudan. Amnesty. 2021. https://www.amnesty.nl/content/uploads/2021/02/Amnesty-International_These-Walls-Have-Ears-The-chilling-effect-of-surveillance-in-South-Sudan_AFR-6535772021_02-02-2021-1.pdf?x42580 (accessed: 01.06.2024).

10. Badzynska K. Private Military Companies and Combating Terrorism in Mozambique. 16 April 2021. https://ine.org.pl/wp-content/uploads/2021/11/PDF-Private-military-companies-and-combating-terrorism-in-Mozambique-.pdf (accessed: 01.06.2024).

11. Barlow E. Executive Outcomes: Against the Odds. Republic of South Africa: Galago Books, 2008.

12. Beekhuis J.A. United Nations Intervention in Civil Conflicts and the Utility of Private Military Security Companies. May 2015. https://jscholarship.library.jhu.edu/server/api/core/bitstreams/82360627-e627-44a2-a862-4900606c0e7c/content (accessed: 01.06.2024).

13. Brooks D. Private Military Service Providers: Africa’s Welcome Pariahs. 2002. https://www.hoosier84.com/02-00africaswelcomepariahs.pdf (accessed: 01.06.2024).

14. Company formerly called Blackwater to pay sanctions fine. Reuters. 09.09.2012. https://www.reuters.com/article/usa-blackwater-fine-idUKL2E8J7H9N20120808 (accessed: 01.06.2024).

15. Deschamps S. Towards the Use of the Private Military Companies in the United Nations Peacekeeping Operations. Peace operations Training Institute. 2015. https://cdn.peaceopstraining.org/theses/deschamps.pdf (accessed: 01.06.2024).

16. Englewood C. Airscan Orders 30 Adam Aircraft A500's for Airborne Surveillance. Defense-Aerospace. 23.12.2002. https://www.defense-aerospace.com/airscan-orders-30-adam-aircraft-dec-23 (accessed: 01.06.2024).

17. Evolution of Violent Extremism in Northern Mozambique. CDD. October 2022. https://cddmoz.org/wp-content/uploads/2020/07/Evolution-of-Violent-Extremism-in-Northern-Mozambique.pdf (accessed 11.05.2024).

18. Ex-KBR Chief Sentenced to 30 Months in Nigerian Bribery Case. New York Times. 23.02.2012. https://www.nytimes.com/2012/02/24/business/ex-kbr-chief-gets-30-month-sentence-in-bribery-case.html#:~:text=Houston%20 (Reuters)%20%E2%80%94%20The%20former,bribes%20to%20Nigerian%20government%20officials (accessed: 01.06.2024).

19. Fitzsimons L.G. Should Private Military Companies be used in UN Peace Operations? E-International Relations. 2015. P. 1–10. https://www.e-ir.info/pdf/59637 (accessed: 01.06.2024).

20. Foaleng M.H. Private Military and Security Companies and the Nexus Between Natural Resources and Civil Wars in Africa. Private Security in Africa: manifestation, challenges and regulation. Institute for Security Studies, 2007. Pp. 39–57. https://issafrica.s3.amazonaws.com/site/uploads/M139CHAP3.PDF (accessed: 01.06.2024).

21. Foreign Affairs – Ninth Report. House of Commons. 23.07.2002. https://publications.parliament.uk/pa/cm200102/cmselect/cmfaff/922/92202.htm (accessed: 01.06.2024).

22. Fulloon M. Non-State Actors: Defining Private Military Companies. Strategic Review for Southern Africa. 2015. Vol. 37. No. 2. Pp. 29–51.

23. Global Guardian. 2024. https://www.globalguardian.com/global-coverage (accessed: 01.06.2024).

24. Governo mocambicano assegura ter recuperado vila de Quissanga, em poder dos insurgentes desde abril. VOA. 08.12.2020. https://www.voaportugues.com/a/governo-mo%C3%A7ambicano-assegura-ter-recuperado-aldeia-de-quissanga-que-estava-em-poder-dos-insurgentes/5691960.html (accessed 11.05.2024).

25. Hampton D. Creating Sustainable Peacekeeping Capability in Africa. Africa Center for Strategic Studies. 30.04.2014. https://africacenter.org/publication/creating-sustainable-peacekeeping-capability-in-africa (accessed: 01.06.2024).

26. Kinsey Ch. Corporate Soldiers and International Security: The Rise of Private Military Companies. Routledge: Taylor & Francis Group, 2006.

27. Minnaar A. Crime Prevention, Partnership Policing and the Growth of Private Security: The South African Experience. Policing in Central and Eastern Europe: Dilemmas of Contemporary Criminal Justice. Maribor: University of Maribor, 2004. https://www.ojp.gov/pdffiles1/nij/Mesko/207977.pdf (accessed: 01.06.2024).

28. Nigeria: Private Military Companies in the Niger Delta. Pambazuka. 13.03.2009. https://www.pambazuka.org/global-south/nigeria-private-military-companies-niger-delta (accessed 11.03.2024).

29. Nigeria’s Frosty Interest In Private Military Contractors. HumAngle. 24.04.2022. https://humanglemedia.com/nigerias-frosty-interest-in-private-military-contractors (accessed 12.05.2024).

30. Picard M., Goodman C. Hidden Costs: US Private Military and Security Companies and the Risks of Corruption and Conflict. July 2022. https://ti-defence.org/wp-content/uploads/2022/08/Hidden-Costs-US-Private-Military-and-Security-Companies-and-the-Risks-of-Corruption-and-Conflict-Web-PDF.pdf (accessed: 01.06.2024).

31. Sanders D. Losing an Empire, Finding a Role: British Foreign Policy since 1945. London: Macmillan Education LTD, 1990.

32. Singer P.W. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry. Ithaca: Cornell University Press, 2003.

33. Singer P.W. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry and Its Ramifications for International Security. International Security. 2001. Vol. 26. No. 3. Pp. 186–220.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх