Бизнес-инкубирование малого предпринимательства в Беларуси

 
Код статьиS020736760004296-4-1
DOI10.31857/S020736760004296-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник факультета философии и социальных наук
Аффилиация: Белорусский государственный университет (БГУ, Минск)
Адрес: Белоруссия, Минск
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 3
Страницы156-172
Аннотация

В Беларуси бизнес-инкубаторы становятся важными практико-обучающими площадками для предпринимателей. Эффективными являются инкубаторы, обеспечивающие резидентам доступ к источникам финансирования. Предприниматели рассматривают инкубатор как средство получения индивидуального результата (свое дело), госслужащие – как способ достижения государственного эффекта (кузница кадров). 

Ключевые словабизнес-инкубатор, бизнес-инкубирование, предприниматель, государственный служащий, малое предпринимательство
Получено27.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов38623
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Активное развитие в мире бизнес-инкубирования привело к многообразию бизнес-инкубаторов (БИ) по формам собственности, источникам финансирования, видам и типам деятельности и т.д. Бизнес-инкубаторы первого поколения, начиная с конца 1950-х гг., представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации. Аренда помещений рассматривалась в качестве основной характеристики, которая отличала инкубаторы от других элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Примерно с 2000 г. цели создания БИ второго поколения сфокусировались на коммерциализации научных исследований и разработок, что привело к организации специализированных инкубаторов. БИ третьего поколения нацелены не просто на самоокупаемость, но и на получение прибыли. Для таких инкубаторов наиболее значимой услугой становится способность менеджеров создать хорошо организованные сети для поиска стратегических партнеров [1. С. 53–60]. То есть квалификация менеджеров и стратегические сети приобретают первостепенное значение для обеспечения успеха функционирования БИ. Сегодня такой подход позволяет Великобритании, Германии, Китаю, Южной Корее и другим странам сделать свои БИ площадками для разработки инновационных продуктов, с которыми можно выйти на международный уровень.
2 На мировой рынок ориентированы фирмы-резиденты БИ, занимающиеся разработками программного обеспечения, высоких технологий в биологии, медицине и химии, развитием высокотехнологичных продуктов, на локальный – фирмы, чья деятельность направлена на оздоровление экономической активности региона, Правительства государств определяют приоритетные направления в продвижении создаваемой продукции на локальные и мировые рынки с учетом социально-экономических условий своей страны и ее национальной специфики. В постсоветских странах система бизнес-инкубирования начала развиваться в 1990-е гг. и до сих пор считается наиболее эффективной мерой поддержки предпринимательства в странах с переходной экономикой [2]. В годы перестройки в СССР центры научно-технического творчества молодежи стали инкубаторами для развития предпринимательства целого поколения предприимчивых комсомольских лидеров. Цели и задачи созданных в Советском Союзе таких центров, по своей сути выступившими прообразами молодежных, высокотехнологических БИ, соответствовали не наступившему еще в мире 2-му поколению БИ.
3 В Беларуси первый БИ – Всесоюзный центр перспективных исследований, разработок и внедрений начал свою деятельность в 1989 г. как с целью коммерциализации идей молодых ученых. Сначала Центр снимал несколько этажей в одном из НИИ г. Минска, затем был преобразован в малое акционерное предприятие, руководство которого приняло решение о строительстве собственного здания в пригороде. Долевое строительство осуществлялось совместно с местными органами управления, т.к. идея будущего комплекса состояла в государственно-частном партнерстве. Предполагалось, что кроме администрации БИ и офисов начинающих предпринимателей под одной крышей разместятся службы сельсовета, отдел ЗАГСа, отделение банка, кафе, гостиницы и даже сауна с бассейном в цоколе здания [3. С. 32]. В результате сложной социально-экономической обстановки, обусловленной распадом Советского Союза, первоначальный план создания первого в Беларуси инкубатора малого бизнеса реализовать в полной мере не удалось. Проект был «заморожен» до 2000-х гг.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1411

Оценка читателей: голосов 0

1. Горбунов В.Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство // М.: РИОР: ИНФРА-М. 2017.

2. Milanović M., Mihailović B., Paraušić V. Processes of business incubation and clusterization to support the creation of a network economy in Serbia // Megatrend Review. 2010. Vol. 7 (2), рр. 5–20.

3. Найдович М. Колыбель для предпринимателя. Бизнес-инкубаторы не только оптимальный вариант для начинающих бизнесменов, но и эффективный инструмент регионального развития // Дело (Восток+Запад). 2017. № 3. С. 32–33.

4. Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 июня 1997 г., № 640 (в ред. постановления Совмина от 28 февр. 2002 г., № 288) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 32. Ст. 5/10103.

5. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Министерство экономики Республики Беларусь. URL: http://www.economy.gov.by/ru/perechen-incubatorov-ru/ (дата обращения: 18.04.2018).

6. Оптимальная практика организации работы бизнес-инкубаторов. Нью-Йорк, Женева: ООН, 2001.

7. Закон Республики Беларусь от 01.01.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000148 (дата обращения: 12.04.2018).

8. Радионова С.А. Социальное взаимодействие. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. Минск : Книжный Дом, 2003.

9. Поощрение инновационного предпринимательства: вызовы и варианты политики. Нью-Йорк, Женева: ООН, 2012.

10. Дворецкая С. Поддержать ростки молодежного предпринимательства // Беларуская думка. 2017. № 11. С. 40–45.

11. С приставкой «бизнес». Почему предприниматели Минской области не торопятся в инкубаторы. 22 ноября 2017. [Электронный ресурс]. Млын.by. URL: http://www.mlyn.by/2017/11/s-pristavkoj-biznes-pochemu-predprinimateli-minskoj-oblasti-ne-toropyatsya-v-inkubatory/ (дата обращения: 10.04.2018).

12. Кобяк О.В. Организационная культура // Экономико-социологический словарь. Сост.: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, науч. ред. Г.Н. Соколова. Минск: Беларуская навука, 2013. С. 336–338.

13. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сб. Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016.

14. Бизнес-инкубатор ПВТ выпустил первых ИТ-предпринимателей. И набирает новых. 25.02.2016. [Электронный ресурс]. Dev.by. URL: https://dev.by/lenta/main/biznes-inkubator-pvt-vypustil-pervyh-it-predprinimateley-i-nabiraet-novyh (дата обращения: 23.04.2018).

15. Методические рекомендации по повышению эффективности функционирования бизнес-инкубаторов и акселераторов [Электронный ресурс]. РВК. Государственный фонд фондов Институт развития Российской Федерации. URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/c5e/guidelines.pdf (дата обращения: 26.04.2018).

16. Hanadi Mubarak AL-Mubaraki, Michael Busler, Rashed Al-Ajmei. Incubators as Tools for Economic Growth and Technology Transfer in Developed Countries // European Journal of Business and Management. 2013. Vol. 5 No. 16, рр. 113–119.

17. Бизнесмен из инкубатора. Как в Беларуси работают бизнес-инкубаторы 17.11.2016. [Электронный ресурс]. Беларусь сегодня. Sb.by. URL: https://www.sb.by/articles/biznesmen-iz-inkubatora.html (дата обращения: 28.04.2018).

18. Суслова Н. Бизнес-инкубаторы для сельского туризма [Электронный ресурс]. TIO.by. URL: http://www.tio.by/info/newspaper/702/ (дата обращения: 28.04.2018).

19. Щукин Г.В. Организация деятельности бизнес-инкубаторов и перспективы их развития в условиях реформирования экономики. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх