Несколько слов о вступлении Насира Хусрава к трактату «Лик веры» («Ваджх-и дин») и его перевод

 
Код статьиS086919080031301-8-1
DOI10.31696/S086919080031301-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, 12/1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы265-277
Аннотация

Вниманию читателя предлагается комментированный перевод вступления к трактату «Лик веры» (Ваджх-и дин) исмаилитского философа XI века Насира Хусрава и вводная статья.  «Лик веры» считается одним из самых важных сочинений, так как именно в нем Насир Хусрав излагает основания исмаилитского учения, прибегая для этого к методу эзотерической интерпретации таʼвил. В вводной части к переводу автор статьи рассматривает, какова область применения метода таʼвил, его значение для этики, онтологии и эсхатологии исмаилизма. В исмаилизме таʼвиôл стал основным инструментом при объяснении не только текстов, но любых явлений окружающего мира, так как важную роль в их мировоззрении играла концепция о двухчастной природе всего мироздания, которое не ограничивается лишь внешними проявлениями (захир), но имело и скрытый (батин), недоступный профанному взору, смысл. Человек призван поклоняться Богу, и, согласно исмаилитскому учению, его поклонение также имеет двойственную природу: есть поклонение действием, доступное для исполнения каждому, а есть поклонение знанием, то есть поклонение через познание скрытых смыслов аятов Корана и предписаний шариата. Трактат «Лик веры» посвящен эзотерической интерпретации в исмаилитском ключе таких вопросов, как пост, хадж, милостыня, мусульманские праздники, имамат, текст Корана и др. По мнению Насира Хусрава, истинно верующий мусульманин должен совершать все предписанное шариатом с пониманием, так как только в этом случае его будет ожидать награда после смерти. Вниманию читателя предлагается перевод славословия в начале трактата и вступительное слово, в котором объясняются причины, побудившие исмаилитского философа взяться за перо, цели этой книги и оглавление, позволяющее оценить разнообразие волновавших автора вопросов.

Ключевые словаисмаилизм, тавил, батин, захир, Ваджх-и дин, Лик веры, Насир Хусрав
Получено20.08.2024
Дата публикации25.08.2024
Кол-во символов34931
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Таʼвил1 как метод эзотерического толкования текста, а шире – любого явления мира, уходит своими корнями в раннюю историю ислама, когда сторонниками шиизма разрабатывалась доктрина имамата. Исмаилитские мыслители продолжили разрабатывать этот метод в тесной связи с концепцией взаимообусловленности «внешнего» и «внутреннего», «явленного» и «сокрытого». Они расширили границы применения метода таʼвил: теперь не только текст имел помимо буквального еще и иносказательный, «скрытый», смысл, но и каждая вещь своей явленной и доступной чувствам частью указывала на более глубокий, «скрытый», смысл своего существования. Исмаилизм объявил знание высшей ценностью жизни человека, а потому познание текстов, вещей и явлений во всей их полноте, то есть в единстве явленного и скрытого, стало обязанностью для рядовых исмаилитов, тогда как правильно применять метод таʼвил и извлекать «скрытые» смыслы стало обязанностью проповедников (даʻи) исмаилизма.

1. О термине см. [Poonawala 2000].
2

В сочинении «Успокоение разума» (Рахат ал-ʻакл, 1021 г.) выдающийся исмаилитский философ Хамид ад-Дин ал-Кирмани перечисляет труды своих предшественников, посвященные вопросам эзотерического толкования (таʼвил): «Среди книг о толковании, охватывающем скрытое поклонение знанием, – “Толкование шариата”2 со слов владыки имама аль-Муизза ли-Диниллаха (да благословит его Бог!), а также книги Джафара бен Мансура аль-Йемена и других шейхов, чья праведность известна, – таких, как Абу Хатим ар-Рази, Мухаммед бен Ахмед ан-Нахшаби, Абу Якуб ас-Саджази (да дарует им Бог высокую ступень в вечном пристанище!)» [ал-Кирмани, 1995, с. 39]. В истории исмаилизма выделяют три центра развития. Первый и самый древний – йеменский, его история начинается с успешной миссионерской деятельности Ибн Хаушаба (ум. 914), также известного как Мансур ал-Йаман («покоритель Йемена»)3. Наибольший интеллектуальный вклад в развитие исмаилизма принадлежит сыну Ибн Хаушаба – Джафʻару б. Мансур ал-Йаман, который известен своими аллегорическими интерпретациями историй о пророках, через которых людям было даровано Откровение, и эзотерическим толкованием (таʼвил) аятов Корана. Второй – Каир, новая столица исмаилитского государства Фатимидов в Северной Африке. Именно здесь шла активная работа по кодификации исмаилитского мазхаба и фиксации исмаилитской истории. Наиболее выдающимся представителем этой школы считается кади ан-Нуман (ум. 974), который служил первым четырем фатимидским халифам-имамам почти полвека. Здесь же раскрылся талант и самого Хамид ад-Дина ал-Кирмани, философа-исмаилита, занимавшего высокий пост при дворе фатимидских правителей. Третий центр – иранский Хорасан, где проповедовали Абу Хатим ар-Рази (ум. ок. 934), Мухаммад бин Ахмад ан-Нахшаби, или ан-Насафи (ум. ок. 943), Абу Йакуб ас-Саджази, или ас-Сиджистани (ум. ок. 943)4.

2. «Толкование шариата» (Таʼвил аш-шариʻа) – компиляция изречений имама ал-Муизза, выполненная кади ан-Нуманом.

3. Подробнее о нем см. [Halm 1997].

4. Подробнее об истории развития исмаилитских доктрин в целом см. [Дафтари 2011]; о философской полемике в иранском центре исмаилизма см. [Poonawala, 2012; Stern 1960].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 10

Оценка читателей: голосов 0

1. Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава. Душанбе: Нодир, 2003

2. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава: (на основе анализа трактата «Зад-ал-мусафирин»). Душанбе: Дониш, 1965

3. Бертельс А. Насир-и Хосров и исмаилизм. М.: Изд-во вост. лит., 1959

4. Бертельс Е. Насир-и Хусрау и его взгляд на поэзию. Избранные труды: История литературы и культуры Ирана. Т. 5. М.: Наука, 1988. С. 314–332

5. Большаков О.Г. История халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570-633). Москва: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000-.

6. Дафтари Ф. Исмаилиты: их история и доктрины. М.: Наталис, 2011

7. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980

8. Иванов В.А. Исмаилитские рукописи Азиатского Музея: (Собрание И. Зарубина, 1916 г.). Известия Академии Наук, 1917, том 11, выпуск 6. C. 359-386

9. Ал-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат ал-акль). М.: Ладомир, 1995

10. Корнеева Т.Г. Насир Хусрав и его философские взгляды. М.: ООО «Садра», 2021

11. Лившиц В.А., Смирнова Л.П. Язык Даниш-нама и роль Ибн Сины в развитии персидско-таджикской научной терминологии. Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Ч. III: Доклады и сообщения о творчестве Ибн Сины. М.: Наука, 1981. С. 115–127

12. Мардони Т.Н. Насир Хусрав и арабоязычная культура. Душанбе: Научный центр персидско-таджикской культуры, 2005

13. Назариев Р. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Душанбе: Ирфон, 2011

14. Никитина В.Б. Некоторые особенности лирики Насир-и Хосрова: в 2-х томах. Дисс. к. филол. н. М., 1955.

15. Рейснер М.Л. Метод аллегорического комментирования Корана (та’вил) и символический язык персидской поэзии XI–XII вв. Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2003. № 4. С. 96–110

16. Рейснер М.Л. В поисках скрытого смысла: роль «внутреннего комментария» в поэзии Насир-и Хусрава (XI в.). Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 1. С. 100–125.

17. Семенов А.А. К догматике памирского исмаилизма (XI глава «Лица веры» Насыр-и-Хосрова). Ташкент: б.и., 1926

18. Семенов А.А. Описание исмаилитских рукописей, собранных А.А. Семеновым. Азиатский сборник. Из Известий Российской Академии Наук. Новая серия. Петроград, 1918. С. 2171-2202

19. Султонов М.Б. Становление и развитие персидско-таджикской научной терминологии. Душанбе: Дониш, 2008

20. Эсс Й. ван. Богословие и общество II‒III столетия по хиджре. Том I. История религиозной мысли в раннем исламе. М.: ООО «Садра», 2021

21. Browne E. Nasir-i-Khusraw, Poet, Traveller, and Propagandist. Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Apr. 1905. P. 313-352.

22. Ethй H. Nвsir bin Khusrau's Leben, Denken und Dichten. Actes du sixiиme Congrиs international des Orien talistes, Leiden, 1884. II/1. P. 171-237 (in German).

23. Halm H. Ebn Ḥawšab, Abu’l-Qāsem Ḥasan. Encyclopædia Iranica. 1997. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/ebn-hawsab Дата обращения: 14.03.2024.

24. Ivanow W. Nasir-I Khusraw and Ismailism. Bombay; Leiden, 1948.

25. Nasir Khusraw. Wajh-i Din [The Face of Faith]. Tehran: Asatir, 1393 (in Persian).

26. Diwan-i Hakim-i Nasir-i Khusraw [The Collected Poems of Nasir Khusraw]. Tehran: Entesharat-i Zewar, 1402 (in Persian).

27. Nasr S. The Islamic Intellectual Tradition in Persia. Richmond; Surrey: Curzon Press, 1996.

28. Poonawala I.K. An Early Doctrinal Controversy in the Iranian School of Isma?ili Thought and Its Implications. Journal of Persianate Studies. 5. 2012. Pp. 17-34.

29. Poonawala I.K. TA'WIL. Encyclopedia of Islam. 2nd ed., 12 vols. Vol. X. Leiden: E.J. Brill, 2000. P. 390-392.

30. Stern S. The Early Isma'ili Missionaries in North-West Persia and in Khurasan and Transoxania. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. Vol. 23. No. 1 (1960). London: University of London, 1960. P. 56-90.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх