"Героическая гибкость" Ирана на Западных Балканах

 
Код статьиS086919080031285-0-1
DOI10.31696/S086919080031285-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры сравнительной политологии
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Москва, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Аффилиация: Институт системно-стратегического анализа
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы102-112
Аннотация

Из-за сходства в культуре, религии и дискурсе Иран считает западнобалканский регион «восточным миром на Западе». И даже в трудных условиях конфронтации с целым рядом ведущих игроков мировой политики и главных бенефициаров балканской региональной повестки Исламской Республике удалось выработать эффективную стратегию проникновения, а затем и сохранения присутствия на Западных Балканах. Конкретно речь идет о таких странах, как Албания, Босния и Герцеговина (БиГ), частично признанная полития Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория.  «Инвестиции» Тегерана лежат в области образования и культуры, теологии и философии. Иранская публичная дипломатия максимально опирается на то немногое общее, что исторически связывает страну с регионом (найдя ключ даже к использованию турецкого наследия в своих целях), а также формирует новые связи. 

Многочисленные иранские исследовательские центры и институты в регионе сосредоточены на этой работе более тридцати лет. Внешнеполитические структуры ИРИ расценивают культурную дипломатию как важный фактор принятия решений между странами в различных областях и справедливо полагают, что Тегеран располагает широким литературно-лингвистическим спектром возможностей для продвижения в данном направлении. 

Аналогичным образом выстраивается иранская стратегия в религиозных вопросах: Тегеран не только экспортирует шиитские знания и революционный исламский дискурс, но также делает попытку интерпретации багажа балканских исламских мистиков как шиитского наследия. Оправдала себя связка активного распространения иранского нарратива в религиозной жизни мусульман, проживающих на Балканах, с фокусом на формировании лояльной ему исламской интеллектуальной элиты.    

При всей значимости религиозной составляющей отношения Ирана и стран региона выходят далеко за ее рамки. Об этом в равной степени красноречиво свидетельствует как сближение с православной Сербией, так и продолжающийся политический «клинч» с почти единоверной Албанией.  

 

Ключевые словаИран, Западные Балканы, иранский нарратив, шиитский дискурс, культурная дипломатия, международные отношения
Получено14.06.2024
Дата публикации25.08.2024
Кол-во символов28749
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Какие бы технологии дегуманизации последние годы ни использовались в отношении Ирана, по факту, внешняя политика страны «основывается на амбициях и представлениях Тегерана о том, откуда исходит угроза. Приоритетным для него является выживание Исламской республики в том виде, в котором она сейчас существует» [Milani, 2009, p. 46]. Реализуя этот подход, руководство страны прежде всего старается оперативно реагировать на угрозы «Большого сатаны» – именно так Р. Хомейни характеризовал США [Buck, 2009, р. 136]. Противостояние и не всегда прямые столкновения интересов и позиций сторон происходят в разных частях мира, в том числе на Балканах. В трудных условиях конфронтации и санкционного давления страна смогла выработать и продемонстрировать «миру новую дипломатию, “героическую гибкость”, предложенную верховным лидером Али Хаменеи, которая открыла новые возможности Ирана во внешней политике» [Хакимов, 2018, с. 88]. К этому следует добавить, что несмотря на произошедшие за последние два десятилетия изменения во внешнеполитическом курсе республики, связанные с присутствием во власти и обществе как прозападных, так и исламо-консервативных политических сил [Мамедова, 2014; Филин, 2014], Исламская Республика по-прежнему «обладает огромным цивилизационным опытом и арийско-иранской идентичностью, в случае необходимости выдвигаемыми на первый план» [Ближний Восток, 2020, c. 106].
2 Цель данной статьи дать картину реализации иранской стратегии сохранения присутствия на Западных Балканах, обрисовать ее контуры, оценить имеющиеся и формирующиеся тренды. Регион интересен для Ирана по целому ряду параметров. Это наличие благодатной почвы для культурного присутствия: ирано-персидские, исламо-шиитские и исламо-суннитские культурно-религиозные коды привлекательны для многих балканских мусульман. В тоже время глобализация, сопровождаемая наложением традиций и ценностей, открывает новые возможности для проникновения в православные страны. Не менее важной для Ирана является возможность сохранить за собой «точку входа» в Европу, расширить санкционные границы. Получается это не всегда, но упорство и умение преодоления Тегераном политических барьеров следует изучать.
3 ПОЛИТИКА ИРАНА В БОСНИИ: ОТ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ К КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПАНСИИ
4 Исламская Республика Иран (ИРИ) не относится к числу традиционных внешних игроков на Западных Балканах. Активизация иранской политики в регионе началась с процессов деструкции единого югославского пространства. За последние тридцать с лишним лет наиболее тесными и оформленными стали связи с Боснией и Герцеговиной и Сербией. Обе страны имеют дипмиссии в Тегеране, а он официально присутствует в Белграде и Сараево.
5 С поддержки боснийских мусульман в 1990-х гг. обычно и начинают отсчёт современного присутствия страны в регионе, хотя плотные контакты Сараево с Тегераном были установлены еще в социалистический период. В ходе кровопролитного раздела Югославии вопреки введенному СБ ООН эмбарго на поставки оружия воюющим сторонам Иран оказывал военную помощь (людьми и техникой) руководству боснийских мусульман во главе с А. Изетбеговичем [Bardos, 2013, p. 62]. В редком, ad hoc, партнерстве с Турцией и Тунисом в июне 1992 г. Тегеран созвал экстренную встречу государств-членов Организации исламского сотрудничества в Стамбуле, на которой и выступил с соответствующим предложением. Эта инициатива была отклонена большинством под руководством Саудовской Аравии (СА).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 6

Оценка читателей: голосов 0

1. Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Турция на Западных Балканах сегодня: цифры и оценки. Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67. № 8. С. 110-120.

2. Ближний Восток: Политика и идентичность / под ред. И.Д. Звягельской. М.: Аспект-Пресс, 2020.

3. Мамедова Н.М. Иран: особенности формирования политической элиты. Восток (Oriens). 2016. Вып.1. С. 121-127.

4. Мамедова Н.М. Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 3. С. 152-165.

5. Мирский Г.И. Шииты в современном мире. Россия и мусульманский мир. 2006. № 4. С. 125-138.

6. Наумкин В.В., Мусульмане и арабы: две уммы. Восток (Oriens). 2022. Вып.1. С. 6-22.

7. Филин Н.А. Неудавшаяся революция цвета ислама. Причины подъема и упадка Зеленого движения в Иране. М.: Ленанд, 2014.

8. Хакимов А.Ш. «Героическая гибкость» – новая внешнеполитическая доктрина Ирана. Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54. С. 86-89.

9. Arlyapova E., Ponomareva E. Western Balkans: External Actors Before and During the Current Crisis. Vestnik RUDN. International Relations. 2023. Vol. 23. No. 4. Pp. 678-688.

10. Bardos G. N. Iran in the Balkans: A History and a Forecast. World Affairs. 2013. Vol. 175. No. 5. Pр. 59-66.

11. Bercolli L. Iran’s Cultural Hegemony in Western Balkans. İRAM. 2021. https://iramcenter.org/uploads/files/IranYs_cultural_hegemony_in_Western_Balkans.pdf (accessed 12.01.2024).

12. Buck Ch. Religious Myths and Visions of America: How Minority Faiths Redefined America’s World Role. Westport: Praeger, 2009.

13. Cafiero G. In the Rearview Mirror: The Case of Iranian Influence in Bosnia. Gulf International Forum. 2022. https://gulfif.org/in-the-rearview-mirror-the-case-of-iranian-influence-in-bosnia/ (accessed 12.01.2024).

14. Dragaš O. Serbia’s Dangerous Liaisons. Euractiv. 2022. https://www.euractiv.com/section/enlargement/opinion/serbias-dangerous-liaisons/ (accessed 12.01.2024).

15. Iran. Bilateral Relations. Ministry of Foreign Affairs of Republic of Serbia. 2024. https://www.mfa.gov.rs/en/foreign-policy/bilateral-cooperation/iran (accessed 18.01.2024).

16. Iran-Montenegro. 2024. https://www.gov.me/en/diplomatic-missions/diplomatic-missions-to-montenegro/iran (accessed 08.01.2024).

17. Iran-Serbia Ties Should Remain Unaffected by US Sanctions: President. IFP Editorial Staff. 2020. https://ifpnews.com/iran-serbia-ties-should-remain-unaffected-by-us-sanctions-president/ (accessed 14.01.2024).

18. Mikovic N. Serbia Tests Europe with Warming Iran Relations. The Arab Weekly. 2022. https://thearabweekly.com/serbia-tests-europe-warming-iran-relations (accessed 14.01.2024).

19. Milani M. M. Tehran’s Take. Understanding Iran’s U.S. Policy. Foreign Affairs. 2009. Vol. 88. No. 4. Pр. 46-62.

20. Pew Forum on Religion & Public Life. 2009. https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/7/2009/10/Shiarange.pdf (accessed 15.01.2024).

21. Rrustemi A., de Wijk R., Dunlop C., Perovska J., Palushi L. Geopolitical Influences of External Powers in the Western Balkans. 2019. https://hcss.nl/wp-content/uploads/2021/01/Geopolitical-Influences-of-External-Powers-in-the-Western-Balkans_0.pdf (accessed 16.01.2024).

22. Salami M. Iran’s Pursuit of Soft Power in the Balkans. The Cradle. 2023. https://thecradle.co/article-view/21690/irans-pursuit-of-soft-power-in-the-balkans (accessed 16.01.2024).

23. Skopje Hosts Iran-Macedonia Business Forum. Financial Tribune. 2018. https://financialtribune.com/tags/iran-macedonia-relations (accessed 14.01.2024).

24. Serbia Fails to Join New EU Sanctions Against Iran. Euractiv. 2022. https://www.euractiv.com/section/politics/short_news/serbia-fails-to-join-new-eu-sanctions-against-iran/ (accessed 14.01.2024).

25. Sheikh N.S. The New Politics of Islam. Pan-Islamic Foreign Policy in a World of States. London, New York: Routledge Curzon, 2003.

26. Tehran, Belgrade Resume Direct Flights after 27 Years. IFP Media Wire. 2018. https://ifpnews.com/tehran-belgrade-resume-direct-flights-after-27-years/ (accessed 15.01.2024).

27. Turcović Nakon Sastanka sa Abdollahianom: Zamislite da sam se Pokrivena Obratila. N1 BiH. 2022 [Turcovic after Meeting with Abdollahian: Imagine that I Addressed Myself Covered. N1 BiG (In Serbian)]. https://n1info.ba/vijesti/turkovic-nakon-sastanka-sa-abdollahianom-zamislite-da-sam-se-pokrivena-obratila/ (accessed 14.01.2024).

28. Vatanka A. Albania Finds Itself Caught in the Middle as Iran and the West Square off. Middle East Institute. 2022. https://mei.edu/publications/albania-finds-itself-caught-middle-iran-and-west-square (accessed 16.01.2024).

29. Zaimi G. Iran’s Balkan Front: The Roots and Consequences of Iranian Cyberattacks Against Albania. Middle East Institute. 2022. https://www.mei.edu/publications/irans-balkan-front-roots-and-consequences-iranian-cyberattacks-against-albania (accessed 12.01.2024).

30. Zimmt R. Iran’s Reaction to Kosovo’s Declaration of Independence. Iran Spotlight. March, 2008. https://en-humanities.tau.ac.il/iranian/publications/irans_pulse/2008-10 (accessed 12.01.2024).

31. Zolfaghari M., Gholamali A. The Components and Capacities of Persian Language in Iranian Cultural Diplomacy. Journal of Iranian Studies. 2022. Vol. 21. No. 41. Pр. 169-203.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх