“Prosperity Gospel” as a doctrinal trend in neopentecostality in Tropical Africa

 
PIIS086919080030830-0-1
DOI10.31696/S086919080030830-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher, Centre for Civilizational and Regional Studies, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages186-196
Abstract

This article examines the influence of prosperity theology, also known as the Prosperity Gospel, on Christianity in sub-Saharan Africa. Prosperity theology is a global phenomenon in modern Christianity in the era of globalization. Christianity in post-colonial Africa is heavily influenced and shaped by the tenets of the Prosperity Gospel. First of all, this applies to various areas of neo-Pentecostal Christianity. The development of Christianity in Africa can be better understood by understanding the close relationship between the Prosperity Gospel and African Neo-Pentecostalism. African neo-Pentecostals perceive wealth, health and good fortune as rights that they can expect or even demand from God. Prosperity Gospel preachers claim that the physical health and material well-being of believers are a given as a result of the Awaam Covenant with God, when God blessed Abraham financially, and are also the result of the atoning sacrifice of Jesus Christ. Success and prosperity within the framework of the Prosperity Gospel doctrine are also perceived as forms of healing, when a Christian overcomes failure, poverty, backwardness and lives a life of abundance and prosperity. To achieve prosperity, a person is expected to give generously and sacrificially to the church. The “prosperity gospel” is inextricably linked with “liberation theology”, which implies that spiritual forces are blocking prosperity and that in order to remove the blockage (liberation), the help of a “prophet”, a “man of God” is necessary, as well as a break with the past and an act of “restitution” is necessary. when a believer must atone for his past sins. The Prosperity Gospel doctrine shifts the focus from salvation in the afterlife to materialism, to prosperity in earthly life. The effect of the Prosperity Gospel tenets is that believers gain self-confidence, but on the other hand, this theological concept is an obstacle to achieving social justice and overcoming the problems of the costs of capitalism and prevents systematic theological analysis of economic injustice and social marginalization.

KeywordsProsperity gospel, neo-Pentecostalism, Tropical Africa, Christianity
Received07.06.2024
Publication date16.06.2024
Number of characters28763
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Теология процветания, известная также под названием «Евангелие процветания», получила широчайшее распространение в современном христианстве. Христианство в постколониальной Африке находится под сильным влиянием «Евангелия процветания» и формируется его постулатами. Прежде всего, это относится к различным направлениям пятидесятнического христианства. Опрос, проведенный Исследовательским центром Пью Форум, показал, что в большинстве стран Африки к югу от Сахары более половины христиан верят в «Евангелие процветания» – что Бог дарует богатство и крепкое здоровье людям, у которых достаточно веры [Niemand, 2017, p. 207].
2 Пятидесятничество является одним из наиболее интенсивно растущих христианских течений в мире. Зародившись в начале XX века в США как одно из ответвлений протестантизма, пятидесятничество, благодаря своему фокусу на активную евангелизацию и миссионерство, стало к концу XX века одной из самых быстрорастущих христианских деноминаций в странах Тропической Африки. «Хотя практически все формы христианства в Африке переживают взрывной рост, наиболее впечатляюще растут церкви пятидесятнического, неопятидесятнического направления… У этих церквей есть одна общая черта – нацеленность на достижение успеха» [Gifford, 2007, p. 20]. Взрывной рост движения начался в 1950-х годах и пришелся на постколониальную эпоху. В 2015 г. число пятидесятников в Африке насчитывало около 86 млн человек [Мязин, 2023, с. 61]. К пятидесятникам относятся как члены религиозных общин, принадлежащие к классическим пятидесятническим конфессиям, таким как «Ассамблея Бога» или «Миссия апостольской веры», которые были основаны в начале XX века, а также те, кто принадлежит к многочисленным неопятидесятническим деноминациям или церквям, сформировавшимся относительно недавно, как, например, Библейская церковь “Deeper Life” («Глубокая жизнь») в Нигерии. Африканское пятидесятничество оказывает влияние и на мировое христианство. Африканские пятидесятники в лице «Искупленной христианской церкви Бога» из Нигерии и «Церкви пятидесятницы» из Ганы представлены в более чем 100 странах [Forster, 2021].
3 Очевидно, что пятидесятничество стало ведущей силой в религиозной и общественной жизни современной Африки. Чтобы понять причину успеха и оценить потенциал его влияния на религиозное и общественное сознание, необходимо более детально остановиться на теологических конструктах, а именно на «Евангелии процветания». Концепция успеха и материального процветания, которая известна под этим названием, с 80-х годов XX столетия стала одним из основных доктринальных направлений в современном неопятидесятничестве в Тропической Африке. По существу, «Евангелие процветания» является синонимом африканского неопятидесятнического христианства.
4 В истории пятидесятничества выделяют три основных этапа («волны»). Первый этап – т.н. «пробуждение на Азуза-Стрит» 1906-го года. Этап становления пятидесятничества связан с деятельностью «выходцев из разных традиционных протестантских направлений… В этот период были заложены основные идеи пятидесятничества, сетевой характер его организации, который впоследствии получил еще большее распространение. Пятидесятники выступали за равенство, провозглашая принцип “нет границ, только люди”, что еще более усилило мессианский характер и потенциал движения» [Захаров, 2023 с. 47] Основным вероучительным положением классического пятидесятничества является догмат «рождения свыше», когда искупительная жертва Иисуса Христа распространятся на всех людей. Чтобы спастись, необходимо покаяться в грехах, и покаявшийся («рожденный свыше») уже считается спасенным. «Рождение сверху» связано с крещением Духом Святым, которому оно предшествует, т.е. водное крещение завершает длительный процесс раскаяния и не является Таинством, но только обрядом. Краеугольным камнем пятидесятнического вероучения являются слова Иисуса Христа, сказанные ученикам перед Вознесением: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать – осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и, если смертное что выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 16–18). Следовательно, акт крещения Святым Духом в пятидесятничестве знаменуется внешним проявлением в обретении способности говорить на иных языках (глоссолалия). Впервые пятидесятничество появилось на африканском континенте в 1908 г. в Южной Африке, а к 1910 г., согласно Всемирной христианской базе данных, численность африканских пятидесятников уже составляла около 1,1 млн человек [World Christian Database].

Number of purchasers: 0, views: 19

Readers community rating: votes 0

1. Alexandrova A.N. Religious Practices among New Pentecostalists (in Russian) https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-praktiki-v-srede-novyh-pyatidesyatnikov (accessed: 15.01.2024).

2. Zakharov I.A. Renewal Movement in Africa: From African Independent Churches to Neo-Pentecostal Megachurches. Christianity in the Middle East. 2023. Vol. 7. No. 4. Pp. 44–61 (in Russian).

3. Myazin N.A. Pentecostalism and Social and Political Changes in Sub-Saharan Africa. Asia and Africa Today. 2023. No. 10. Pp. 59–65 (in Russian).

4. Richest Pastors in The World & Net Worth 2023. Rich Update. 09.01.2023. https://therichupdate.com/richest-pastors-in-the-world (accessed: 20.01.2024).

5. Adedibu B.A., Igboin B.O., Eschato-praxis and Accountability: A Study of Neo-African Pentecostal Movement in the Light of Prosperity Gospel. Verbum et Ecclesia. No. 40(1). Pp. 1–8. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S2074-77052019000100035&lng=en&nrm=iso (accessed: 25.01.2024).

6. Bishop David O. Oyedepo. Gateways to Financial Dominion! Flatimes. 13.12.2023. https://flatimes.com/bishop-david-o-oyedepo-gateways-financial-dominion (accessed: 25.01.2024).

7. Comaroff J., Comaroff J.L. Occult Economies and the Violence of Abstraction: Notes from the South African Postcolony. American Ethnologist. 1999. Vol. 26. No. 2. Pp. 279–303.

8. Cox H. Fire from Heaven: The Rise Of Pentecostal Spirituality And The Reshaping Of Religion In The Twenty-first Century. Boston: Da Capo Press, 1995.

9. Forster J. African Pentecostalism has Grown Large Enough to Begin to Influence World Christianity. Evangelical Focus. 20.12.2021. https://evangelicalfocus.com/world/14667/african-pentecostalism-has-grown-large-enough-to-begin-to-influence-world-christianity (accessed: 10.01.2024).

10. Gifford P. Persistence and Change in Contemporary African Religion. Social Compass. 2004. No. 51(2). Pp. 169–176. 

11. Gifford P. Expecting Miracles: The Prosperity Gospel in Africa. Christian Century. 2007. No. 124(14). Pp. 20–24.

12. Gifford P. Pentecostalism and Modernity. Christianity, Development and Modernity in Africa. Oxford: Oxford University Press, 2016.

13. Igboin B.O. Thus Says the Lord, Thou Shall not Fight Corruption. Paper presented at the 38th Nigerian Association for the Study of Religions (NASR) held at Adeleke University, Ede, Osun State, Nigeria, 11–14th September. Independent Nigeria. 2017.

14. Kalu O. A Discursive Interpretation of African Pentecostalism. Fides et Historia. 2009. No. 41 (1). Pp. 71–90.

15. Kgatle M. African Pentecostalism: The Christianity of Elias Letwaba from Early Years until his Death in 1959. Scriptura. 2017. No. 116 (1). Pp. 1–9.

16. Maxwell D. Post-colonial Christianity in Africa. World Christianities c.1914 – c. 2000. Cambridge History of Christianity. Vol. 9. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. Pp. 401–421.

17. Mbewe C. Prosperity Teaching Has Replaced the True Gospel in Africa. TGC. 25.06.2015. https://www.thegospelcoalition.org/article/prosperity-teaching-has-replaced-true-gospel-in-africa (accessed: 01.03.2024).

18. Methula D.W. Decolonising the Commercialisation and Commodification of the University and Theological Education in South Africa. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2017. No. 73(3). Pp. 1–7. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0259-94222017000300088&lng=en&nrm=iso (accessed: 10.03.2024).

19. Meyer B. Make a Complete Break with the Past: Memory and Post-colonial Modernity in Ghanaian Pentecostalist Discourse. Journal of Religion in Africa. 1998. Vol. 28. Pp. 316-349.

20. Methula D.W. Decolonising the Commercialisation and Commodification of the University and Theological Education in South Africa. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2017. No. 73(3). https://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0259-94222017000300088 (accessed: 10.03.2024).

21. Niemandt CJP (Nelus). The Prosperity Gospel, the Decolonisation of Theology, and the Abduction of Missionary Imagination. Missionalia. 2017. No. 45(3). Pp. 203–219. 

22. Ojo M. The Contextual Significance of the Charismatic Movements in Independent Nigeria. Africa: Journal of the International African Institute. 1988. Vol. 58. Iss. 2. Pp. 175–192.

23. Ojo M.A. The Prosperity Gospel Among Neo-Pentecostals in Africa. AB316. 2008. https://ab316.org/the-prosperity-gospel-among-neo-pentecostals-in-africa (accessed: 25.01.2024).

24. Orogun D., Pillay J. Between African and American Neo-Pentecostalism: An Examination of the Link, Influence, Merits and Demerits. Studia Historiae Ecclesiasticae. 2021. No. 47(3). https://unisapressjournals.co.za/index.php/SHE/article/view/8550/5193 (accessed: 10.03.2024).

25. Platt D. Radical: Taking Back Your Faith from the American Dream. Colorado Springs: Multinomah Books, 2010.

26. Soboyejo J.O. Prosperity Gospel and Its Religious Impact on Sustainable Economic Development of African Nations. Open Access Library Journal. 2016. Vol. 3. https://www.oalib.com/articles/5275975 (accessed: 03.03.2024).

27. Wariboko N. Pentecostalism in Africa. African History. 26.10.2017. https://clck.ru/3AhayQ (accessed: 15.02.2024).

28. World Christian Database. https://worldchristiandatabase.org/data (accessed: 12.01.2024).

Система Orphus

Loading...
Up