«Евангелие Процветания» как доктринальное направление в неопятидесятничестве Тропической Африки

 
Код статьиS086919080030830-0-1
DOI10.31696/S086919080030830-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы186-196
Аннотация

Данная статья посвящена изучению влияния теологии процветания, известной также под названием «Евангелие процветания», на христианство в Тропической Африке.  Теология процветания является глобальным явлением в современном христианстве в эпоху глобализации. Христианство в постколониальной Африке находится под сильным влиянием и формируется постулатами «Евангелия процветания». Прежде всего, это относится к различным направлениям неопятидесятнического христианства. Развитие христианства в Африке можно лучше понять, если понять тесную связь между «Евангелием процветания» и африканским неопятидесятничеством. Африканские неопятидесятники воспринимают богатство, здоровье и удачу, как права, которые они могут ожидать или даже требовать от Бога. Проповедники «Евангелия процветания» утверждают, что физическое здоровье и материальное благополучие верующих являются данностью, как результат Завета Аваама с Богом, когда Бог благословил Авраама материально, а также являются результатом искупительной жертвы Иисуса Христа. Успех и процветание в рамках доктрины «Евангелия процветания» воспринимаются и как формы исцеления, когда христианин преодолевает неудачи, бедность, отсталость и живет жизнью в достатке и благополучии. Чтобы добиться процветания, ожидается, что человек будет щедро и жертвенно жертвовать церкви. «Евангелие процветания» неразрывно связано с «теологией освобождения», подразумевающей, что духовные силы блокируют процветание и для снятия блокировки (освобождения) необходима помощь «пророка», «божьего человека», а также необходимо порвать с прошлым и совершить акт «реституции», когда верующий должен искупить свои прошлые грехи. Доктрина «Евангелия процветания»  переносит центр тяжести со спасения в загробной жизни на материализм, на процветание в жизни земной. Следствием влияния догматов «Евангелия процветания» становится то, что верующие приобретают уверенность в своих силах, с другой стороны, эта теологическая концепция является тормозом в достижении социальной справедливости и преодолении проблем издержек капитализма и препятствует систематическому богословскому анализу экономической несправедливости и социальной маргинализации.

Ключевые словаЕвангелие процветания, неопятидесятничество, Тропическая Африка, христианство
Получено07.06.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов28763
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Теология процветания, известная также под названием «Евангелие процветания», получила широчайшее распространение в современном христианстве. Христианство в постколониальной Африке находится под сильным влиянием «Евангелия процветания» и формируется его постулатами. Прежде всего, это относится к различным направлениям пятидесятнического христианства. Опрос, проведенный Исследовательским центром Пью Форум, показал, что в большинстве стран Африки к югу от Сахары более половины христиан верят в «Евангелие процветания» – что Бог дарует богатство и крепкое здоровье людям, у которых достаточно веры [Niemand, 2017, p. 207].
2 Пятидесятничество является одним из наиболее интенсивно растущих христианских течений в мире. Зародившись в начале XX века в США как одно из ответвлений протестантизма, пятидесятничество, благодаря своему фокусу на активную евангелизацию и миссионерство, стало к концу XX века одной из самых быстрорастущих христианских деноминаций в странах Тропической Африки. «Хотя практически все формы христианства в Африке переживают взрывной рост, наиболее впечатляюще растут церкви пятидесятнического, неопятидесятнического направления… У этих церквей есть одна общая черта – нацеленность на достижение успеха» [Gifford, 2007, p. 20]. Взрывной рост движения начался в 1950-х годах и пришелся на постколониальную эпоху. В 2015 г. число пятидесятников в Африке насчитывало около 86 млн человек [Мязин, 2023, с. 61]. К пятидесятникам относятся как члены религиозных общин, принадлежащие к классическим пятидесятническим конфессиям, таким как «Ассамблея Бога» или «Миссия апостольской веры», которые были основаны в начале XX века, а также те, кто принадлежит к многочисленным неопятидесятническим деноминациям или церквям, сформировавшимся относительно недавно, как, например, Библейская церковь “Deeper Life” («Глубокая жизнь») в Нигерии. Африканское пятидесятничество оказывает влияние и на мировое христианство. Африканские пятидесятники в лице «Искупленной христианской церкви Бога» из Нигерии и «Церкви пятидесятницы» из Ганы представлены в более чем 100 странах [Forster, 2021].
3 Очевидно, что пятидесятничество стало ведущей силой в религиозной и общественной жизни современной Африки. Чтобы понять причину успеха и оценить потенциал его влияния на религиозное и общественное сознание, необходимо более детально остановиться на теологических конструктах, а именно на «Евангелии процветания». Концепция успеха и материального процветания, которая известна под этим названием, с 80-х годов XX столетия стала одним из основных доктринальных направлений в современном неопятидесятничестве в Тропической Африке. По существу, «Евангелие процветания» является синонимом африканского неопятидесятнического христианства.
4 В истории пятидесятничества выделяют три основных этапа («волны»). Первый этап – т.н. «пробуждение на Азуза-Стрит» 1906-го года. Этап становления пятидесятничества связан с деятельностью «выходцев из разных традиционных протестантских направлений… В этот период были заложены основные идеи пятидесятничества, сетевой характер его организации, который впоследствии получил еще большее распространение. Пятидесятники выступали за равенство, провозглашая принцип “нет границ, только люди”, что еще более усилило мессианский характер и потенциал движения» [Захаров, 2023 с. 47] Основным вероучительным положением классического пятидесятничества является догмат «рождения свыше», когда искупительная жертва Иисуса Христа распространятся на всех людей. Чтобы спастись, необходимо покаяться в грехах, и покаявшийся («рожденный свыше») уже считается спасенным. «Рождение сверху» связано с крещением Духом Святым, которому оно предшествует, т.е. водное крещение завершает длительный процесс раскаяния и не является Таинством, но только обрядом. Краеугольным камнем пятидесятнического вероучения являются слова Иисуса Христа, сказанные ученикам перед Вознесением: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать – осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и, если смертное что выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 16–18). Следовательно, акт крещения Святым Духом в пятидесятничестве знаменуется внешним проявлением в обретении способности говорить на иных языках (глоссолалия). Впервые пятидесятничество появилось на африканском континенте в 1908 г. в Южной Африке, а к 1910 г., согласно Всемирной христианской базе данных, численность африканских пятидесятников уже составляла около 1,1 млн человек [World Christian Database].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 18

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова А.Н. Религиозные практики в среде новых пятидесятников. 2017. https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-praktiki-v-srede-novyh-pyatidesyatnikov (дата обращения: 15.01.2024).

2. Захаров И.А. Обновленческое движение в Африке: от африканских независимых церквей к неопятидесятническим мегацерквям. Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 4. С. 44–61.

3. Мязин Н.А. Пятидесятничество и социально-политические изменения в странах Тропической Африки. Азия и Африка сегодня. 2023. № 10. C. 59–65.

4. Richest Pastors in The World & Net Worth 2023. Rich Update. 09.01.2023. https://therichupdate.com/richest-pastors-in-the-world (accessed: 20.01.2024).

5. Adedibu B.A., Igboin B.O., Eschato-praxis and Accountability: A Study of Neo-African Pentecostal Movement in the Light of Prosperity Gospel. Verbum et Ecclesia. No. 40(1). Pp. 1–8. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S2074-77052019000100035&lng=en&nrm=iso (accessed: 25.01.2024).

6. Bishop David O. Oyedepo. Gateways to Financial Dominion! Flatimes. 13.12.2023. https://flatimes.com/bishop-david-o-oyedepo-gateways-financial-dominion (accessed: 25.01.2024).

7. Comaroff J., Comaroff J.L. Occult Economies and the Violence of Abstraction: Notes from the South African Postcolony. American Ethnologist. 1999. Vol. 26. No. 2. Pp. 279–303.

8. Cox H. Fire from Heaven: The Rise Of Pentecostal Spirituality And The Reshaping Of Religion In The Twenty-first Century. Boston: Da Capo Press, 1995.

9. Forster J. African Pentecostalism has Grown Large Enough to Begin to Influence World Christianity. Evangelical Focus. 20.12.2021. https://evangelicalfocus.com/world/14667/african-pentecostalism-has-grown-large-enough-to-begin-to-influence-world-christianity (accessed: 10.01.2024).

10. Gifford P. Persistence and Change in Contemporary African Religion. Social Compass. 2004. No. 51(2). Pp. 169–176. 

11. Gifford P. Expecting Miracles: The Prosperity Gospel in Africa. Christian Century. 2007. No. 124(14). Pp. 20–24.

12. Gifford P. Pentecostalism and Modernity. Christianity, Development and Modernity in Africa. Oxford: Oxford University Press, 2016.

13. Igboin B.O. Thus Says the Lord, Thou Shall not Fight Corruption. Paper presented at the 38th Nigerian Association for the Study of Religions (NASR) held at Adeleke University, Ede, Osun State, Nigeria, 11–14th September. Independent Nigeria. 2017.

14. Kalu O. A Discursive Interpretation of African Pentecostalism. Fides et Historia. 2009. No. 41 (1). Pp. 71–90.

15. Kgatle M. African Pentecostalism: The Christianity of Elias Letwaba from Early Years until his Death in 1959. Scriptura. 2017. No. 116 (1). Pp. 1–9.

16. Maxwell D. Post-colonial Christianity in Africa. World Christianities c.1914 – c. 2000. Cambridge History of Christianity. Vol. 9. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. Pp. 401–421.

17. Mbewe C. Prosperity Teaching Has Replaced the True Gospel in Africa. TGC. 25.06.2015. https://www.thegospelcoalition.org/article/prosperity-teaching-has-replaced-true-gospel-in-africa (accessed: 01.03.2024).

18. Methula D.W. Decolonising the Commercialisation and Commodification of the University and Theological Education in South Africa. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2017. No. 73(3). Pp. 1–7. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0259-94222017000300088&lng=en&nrm=iso (accessed: 10.03.2024).

19. Meyer B. Make a Complete Break with the Past: Memory and Post-colonial Modernity in Ghanaian Pentecostalist Discourse. Journal of Religion in Africa. 1998. Vol. 28. Pp. 316-349.

20. Methula D.W. Decolonising the Commercialisation and Commodification of the University and Theological Education in South Africa. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2017. No. 73(3). https://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0259-94222017000300088 (accessed: 10.03.2024).

21. Niemandt CJP (Nelus). The Prosperity Gospel, the Decolonisation of Theology, and the Abduction of Missionary Imagination. Missionalia. 2017. No. 45(3). Pp. 203–219. 

22. Ojo M. The Contextual Significance of the Charismatic Movements in Independent Nigeria. Africa: Journal of the International African Institute. 1988. Vol. 58. Iss. 2. Pp. 175–192.

23. Ojo M.A. The Prosperity Gospel Among Neo-Pentecostals in Africa. AB316. 2008. https://ab316.org/the-prosperity-gospel-among-neo-pentecostals-in-africa (accessed: 25.01.2024).

24. Orogun D., Pillay J. Between African and American Neo-Pentecostalism: An Examination of the Link, Influence, Merits and Demerits. Studia Historiae Ecclesiasticae. 2021. No. 47(3). https://unisapressjournals.co.za/index.php/SHE/article/view/8550/5193 (accessed: 10.03.2024).

25. Platt D. Radical: Taking Back Your Faith from the American Dream. Colorado Springs: Multinomah Books, 2010.

26. Soboyejo J.O. Prosperity Gospel and Its Religious Impact on Sustainable Economic Development of African Nations. Open Access Library Journal. 2016. Vol. 3. https://www.oalib.com/articles/5275975 (accessed: 03.03.2024).

27. Wariboko N. Pentecostalism in Africa. African History. 26.10.2017. https://clck.ru/3AhayQ (accessed: 15.02.2024).

28. World Christian Database. https://worldchristiandatabase.org/data (accessed: 12.01.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх