Теоретические основы коопетиции: стратегический альянс, консорциум, патентный пул

 
Код статьиS241328880004389-1-1
DOI10.18254/S241328880004389-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Студент
Аффилиация: Санкт-Петербургский Государственный университет (экономический факультет)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаNauka.me
Выпуск
Аннотация

 Конкурентное сотрудничество может быть осуществлено в различных формах: стратегический альянс, консорциум и патентный пул. Каждая из этих форм имеет свои характерные черты, определяющие деятельность объединившихся компаний-конкурентов.

Ключевые словаКоопетиция, кооперация, конкуренция, фирмы-конкуренты, стратегический альянс, консорциум, патентный пул
Получено19.03.2019
Дата публикации02.07.2019
Кол-во символов23418
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В условиях высокой конкуренции фирмы-участники рынка отдельно взятой отрасли стараются любыми доступными способами укрепить свои позиции. Зачастую сделать это бывает сложно, поэтому чтобы усилить свои позиции на рынке, фирмы-конкуренты принимают решение выступать в роли сотрудников.
2 Данный вариант поведения фирм-конкурентов называют «коопетиция», т.е. конкурентное сотрудничество, объединяющее в себе кооперацию и конкуренцию. Кооперация – это способ организации общественного производства на основе обмена деятельностью и продуктами этой деятельности; организация труда, при которой отдельные лица или группы лиц выполняют специализированные производственные операции, которые в своей взаимосвязи и последовательности составляют цельный производственный процесс.1 Конкуренция - это соперничество в какой-либо отрасли с целью получения прибыли. Таким образом, коопетицию следует определять, как ситуацию, при которой фирмы из одной отрасли взаимодействуют при создании рынка, но при этом конкурируют при его разделе. Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф в своей книге «Co-opetition» сравнивают коопетицию с «Войной и Миром», при этом война и мир не периодически сменяют друг друга, а существуют параллельно. Также взаимосвязь конкуренции и сотрудничества можно проиллюстрировать, используя теорию игр. Она помогает фирмам разработать правильную стратегию, принять верное решение. Особенно эффективным данный инструмент является, если решения не могут приниматься независимо друг от друга в связи с существованием большого числа взаимосвязанных факторов, влияющих на их принятие. 1. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2010. – т .2. с.309
3 Основными желаемыми результатами такого рода объединений является доступ к ресурсам, недоступным иным образом или требующий значительных и невозможных для фирмы затрат. В первую очередь, доступ к материальным ресурсам компании-конкурента, но возможен также и обмен информационными и интеллектуальными ресурсами, так как зачастую именно интеллектуальный капитал является недостающим элементом для крупномасштабных исследований и разработок.
4 Конкурентное сотрудничество может быть осуществлено в различных формах. Основными из них считаются стратегический альянс, консорциум и патентный пул. Каждая из этих форм имеет свои особенности и характерные черты, определяющие деятельность объединившихся компаний-конкурентов.
5 К факторам, оказывающим существенное влияние на выбор формы коопетиции можно отнести следующие: временной период, на который фирма хочет стать участником объединения, фактический «размер» фирмы, непосредственно «вклад» компании в объединение, уровень доверия компании другим фирмам, возможно, меньшего размера и статуса. Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
6 Временной период, как правило, отражается следующим образом: для стратегических альянсов и патентных пулов характерно длительное сотрудничество, а для консорциумов – напротив, характерны крупные, но не продолжительные по времени проекты с ограниченным периодом сотрудничества.

всего просмотров: 597

Оценка читателей: голосов 0

1. Brandenburger, Adam M. Co-opetition / Adam M. Brandenburger, Barry J. Nalebuff – Currency Doubleday, 1998. – 287 р.

2. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул: учебник / – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. – 336 с.

3. Знаменский, А.О. Стратегические альянсы как международные объединения корпораций / А.О. Знаменский // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. – №4 – С.11-19

4. Конышева, А.В. Патентный пул как форма взаимодействия компаний на рынке интеллектуальной собственности / А.В. Конышева // Российское предпринимательство. – 2012. – №17 – С. 38-43

5. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. Т.2 / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин – М.: Мысль, 2010. – Т.1-4. – 2816 с.

6. Д.В.Арутюнова «Стратегический менеджмент», Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010, 122 с.

7. В. Бородкин, Е. Черкасова, «Патентные пулы: правовая природа и тенденции применения в России», Legal Insight, №8, 2012 г.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх