Astronomical knowledge of yazgulemians

 
PIIS086919080030119-7-1
DOI10.31857/S086919080030119-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Tajik State Pedagogical University, Dushanbe, Tajikistan
Address: Tajikistan,
Occupation: main scientific researcher
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Address: Frunsenskaya naberezhnaya, 16-1-103
Affiliation: Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
Address: Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 2
Pages18-30
Abstract

Field study of the folk calendar and astronomical knowledge of the inhabitants of the Yazgulem valley (Tajikistan) was carried out in July 2023 during which 19 people from five villages were interviewed.Now there are only 8 villages left in the Yazgulem valley, three of which have such a small population that there are no knowledgeable informants to conduct a survey of them.

Among the folk holidays, the residents of Yazgulem named Gravash, Navruz, Gevkhanuk, wheat harvest, Herman Kubon. However, to a greater extent, these holidays are preserved in memory, and now (except for Navruz) no one celebrates them.Relevant modern holidays are Navruz, Muslim Kurban and Ramadan, and to a lesser extent the “Soviet” (Gregorian) New Year.

Among the stars, the inhabitants of the valley know Sirius (Cold Star), which, as elsewhere, is a marker of the onset of autumn, the Pleiades (which in Yazgulem are called Khvag) and Tarozu (three stars of Orion’s belt). With the involvement of information from other regions, it was possible to establish that the onset of Navruz was previously determined by the setting of Tarozu. It is interesting to note that the information about these stars present in M.S. Andreev’s publications, however, he does not have identification of these stars. Another star that is known in this region is Arcturus (α Bootes), which the local population calls Angur, which translates from Tajik as grapes. The fact is that when the grapes ripen, this star is visible at dusk opposite Mecca, and in addition, it has a red color.

KeywordsTajikistan, ethnography, folk astronomy, visibility of stars, time counting'
AcknowledgmentThis work was supported by the Russian Scientific Foundation project № 22-18-00529 “Relics of astronomical traditions in the culture of the ancient farmers of Central Asia according to ethnographic data”.
Received22.04.2024
Publication date05.05.2024
Number of characters34816
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ЯЗГУЛЕМЦЕВ1 1. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 22-18-00529 «Реликты астрономических традиций в культуре древних земледельцев Средней Азии по этнографическим данным».
2 1. Общее описание. Долина реки Язгулем находится на западе Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан и заключена между Ванчским хребтом на севере и Язгулемским на юге. Общая протяженность долины от истока реки до места впадения ее в Пяндж составляет около 90 км, однако, длина ее населенной на данный момент части всего 32 км: от кишлака Мотрван до кишлака Жафаг (рис. 1).
3
image1

Рис. 1. Карта кишлаков в долине Язгулема. Красным цветом обозначены кишлаки, в которых мы собирали информацию.

4 Подробное этнографическое описание долины Ягулема было дано в работах Л.Ф. Моногаровой [1949, 1959 и др.], однако астрономические знания местного населения изучены не были. Кроме того, в статье 1959 г., по понятным причинам, ничего не упоминается о принудительном переселении язгулемцев в Куйбышев (рядом с Душанбе), которое произошло в 1954 г. (Язг-74, Язг-80)2. По причине высокой детской смертности, уже в 1955 г. им разрешили вернуться обратно, однако сложно понять, как это отразилось на заселении верхней части долины. Например, на карте, представленной в статье 1959 г. показаны кишлаки Богуз, Убагн, Барнавадж [Моногарова, 1959, рис. 1], расположенные выше Жафага, которых сейчас уже нет. 2. Здесь и далее — условные обозначения информаторов.
5 По словам местных жителей, в настоящее время самым верхним кишлаком долины является Жафаг, где живет одна семья. В следующем кишлаке Зайч проживает всего 7 семей. В этом году к ним провели дорогу и электричество. Самым верхним крупным кишлаком является Жамаг, который, по словам местного населения, насчитывает примерно 150 домов и около 500 жителей3. Запустение верхней части долины началось еще до переселения 1954 г. (Язг-70). Жители утверждают, что Убагн был крупным кишлаком, что можно косвенно подтвердить наличием мечети и большого кладбища. Однако на карте 1959 г. Убагну соответствует небольшая отметка. Поэтому, вероятно, на запустение верховьев Язгулема сказались оба фактора – некоторый внутренней процесс и переселение 1954 г., после которого туда вернулись не все жители. 3. Подобное соотношение числа домов и жителей можно получить, если под «домом» понимать все строения, в том числе хозяйственные, имеющиеся в поселении.
6 Таким образом, в долине Язгулема в настоящее время имеется 8 кишлаков, в пяти из которых (обозначены на карте красным) мы собирали информацию. Дело в том, что Шавуд, Зайч и Жафаг столь небольшие, что в них нет знающих информаторов. Например, самому возрастному жителю кишлака Зайч всего 45 лет.
7 2. Календарный счет и народные праздники. Рассмотрим календарный счет, который включает значимые праздники, события и приметные дни у жителей долины реки Язгулем. Начнем отсчет с зимней чилли.
8 2.1 Большая зимняя чилля (или чилла калон) начинается, по разным сведениям, с 18 по 22 декабря, причем наибольшую частотность имеет вариант «20 декабря» (таблица 1). Она представляет собой 40-дневный период, на который приходятся самые сильные морозы. Отметим тот факт, что в Язгулеме начало чилли «размыто» на пятидневный интервал, что отличается от счета в Шугнане и в Рошткале, в частности, где зимняя чилля начинается соответственно точно 18 и 20 декабря.

Number of purchasers: 0, views: 43

Readers community rating: votes 0

1. Antonova, N. A., Dubova N.A., Navruzbekov M.N., Nickiforov M.G. Stars in the Life of the Population of the Zeravshan River Valley. Herald of Anthropology (Vestnik Antropologii). 2023. No. 3. P. 26–41, (in Russian).

2. Gulomshoev S.A., Dubova N.A., Nickiforov M.G., Polyakova M.K. Calendar and Astronomical Knowledge of the Yaghnob River Valley Inhabitants. Vostok (Oriens). 2023. No. 3. Pp. 60–73, (in Russian).

3. Monogarova L.F. Yazgulemians of the Western Pamirs. Sovetskaya Ethnografiya. 1949. No 3. P. 89-108, (in Russian).

4. Monogarova L.F. Materials on the ethnography of Yazgulemians. Sredneasiatskij Ethnografical Collection. Is. II. Ed. by N.A. Kislyakov, T.A. Zhdanko. Moscow: Izd-vo of the Akademy of Sciences of USSR. 1959. P. 3-94, (in Russian).

5. Mukhiddinov I. Agriculture of the Pamir Tajiks of Vakhan and Ishkashim in the 19th – early 20th Centuries. Moscow: Nauka, 1975, (in Russian).

6. Mukhiddinov I. Pamir Peoples’ Rituals and Customs related to the Cycle of Agricultural Work. Ancient Rituals, Beliefs and Cults of Central Asian Peoples. Ed. by V.N. Basilov. Moscow: Nauka, 1986, (in Russian).

7. Rakhimov M.R. Agriculture of Tajiks from the Khingou River Basin in the Pre-Revolutionary Period. Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography. Vol. 43. Stalinabad: Izd-vo Akad. nauk Tajik. SSR, 1957, (in Russian).

8. Tajiks of Karategin and Darvaz. Ed. by N.A. Kislyakov, A.K. Pisarchik. Dushanbe: Donish, 1966, (in Russian).

9. Nickiforov M.G. Analysis of the calendar C. Ptolemy phases of the fixed stars. Bulgarian Astronomical Journal, 20:58–75, 2014.

10. Nickiforov M.G. The analysis of the events of stellar visibility in Pliny's natural history. Bulgarian Astronomical Journal, 25:52–63, 2016.

Система Orphus

Loading...
Up