Астрономические знания язгулемцев

 
Код статьиS086919080030119-7-1
DOI10.31857/S086919080030119-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Таджикский Государственный Педагогический Университет, Душанбе
Адрес: Таджикистан,
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Адрес: Фрунзенская набережная, д. 16, к. 1, кв. 103
Аффилиация: ФГБОУ ВО Московский Государственный Лингвистический Университет, Москва, Россия
Адрес: Москва, ул. Остоженка 38
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы18-30
Аннотация

Для изучения народных календарно-астрономических знаний жителей долины Язгулема (Таджикистан) в июле 2023 года была проведена экспедиция в ходе которой были опрошены 19 человек из пяти кишлаков. Сейчас в долине Язгулема осталось всего 8 кишлаков, в трех из которых столь мало населения, что нет знающих информаторов для проведения их опроса. 

Из народных праздников жители Язгулема назвали Граваш, Навруз, Гевханук, жатву пшеницы, Херман курбон, однако в большей степени эти праздники, которые сохранились в памяти, а сейчас (кроме Навруза) их никто не отмечает. Актуальными современными праздниками являются Навруз, мусульманские Курбан и Рамазан и в меньшей степени «советский» (григорианский) Новый год.

Из звезд жителям долины известны Сириус (Холодная звезда), которая, как и везде, является маркером наступления осени, Плеяды (которые в Язгуле-ме называются Хваг) и Тарозу (три звезды пояса Ориона). С привлечением информации из других регионов удалось установить, что именно по заходу Тарозу раньше определяли наступление Навруза. Интересно заметить, что сообще-ние о звездах, по которым определяют Навруз присутствует у М.С. Андреева, однако у него нет их идентификации. Еще одна звезда, которую знают в этом регионе, это Арктур (α Волопаса), который местное население называет Ангур, что переводится с таджикского как виноград. Дело в том, что когда поспевает виноград эта звезда видна в сумерках напротив Мекки, а кроме того, она имеет красный цвет.

 

Ключевые словаТаджикистан, этнография, народная астрономия, видимость звезд, счет времени.
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке гранта РНФ № 22-18-00529 «Реликты астрономических традиций в культуре древних земледельцев Средней Азии по этнографическим данным».
Получено22.04.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов34816
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ЯЗГУЛЕМЦЕВ1 1. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 22-18-00529 «Реликты астрономических традиций в культуре древних земледельцев Средней Азии по этнографическим данным».
2 1. Общее описание. Долина реки Язгулем находится на западе Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан и заключена между Ванчским хребтом на севере и Язгулемским на юге. Общая протяженность долины от истока реки до места впадения ее в Пяндж составляет около 90 км, однако, длина ее населенной на данный момент части всего 32 км: от кишлака Мотрван до кишлака Жафаг (рис. 1).
3
image1

Рис. 1. Карта кишлаков в долине Язгулема. Красным цветом обозначены кишлаки, в которых мы собирали информацию.

4 Подробное этнографическое описание долины Ягулема было дано в работах Л.Ф. Моногаровой [1949, 1959 и др.], однако астрономические знания местного населения изучены не были. Кроме того, в статье 1959 г., по понятным причинам, ничего не упоминается о принудительном переселении язгулемцев в Куйбышев (рядом с Душанбе), которое произошло в 1954 г. (Язг-74, Язг-80)2. По причине высокой детской смертности, уже в 1955 г. им разрешили вернуться обратно, однако сложно понять, как это отразилось на заселении верхней части долины. Например, на карте, представленной в статье 1959 г. показаны кишлаки Богуз, Убагн, Барнавадж [Моногарова, 1959, рис. 1], расположенные выше Жафага, которых сейчас уже нет. 2. Здесь и далее — условные обозначения информаторов.
5 По словам местных жителей, в настоящее время самым верхним кишлаком долины является Жафаг, где живет одна семья. В следующем кишлаке Зайч проживает всего 7 семей. В этом году к ним провели дорогу и электричество. Самым верхним крупным кишлаком является Жамаг, который, по словам местного населения, насчитывает примерно 150 домов и около 500 жителей3. Запустение верхней части долины началось еще до переселения 1954 г. (Язг-70). Жители утверждают, что Убагн был крупным кишлаком, что можно косвенно подтвердить наличием мечети и большого кладбища. Однако на карте 1959 г. Убагну соответствует небольшая отметка. Поэтому, вероятно, на запустение верховьев Язгулема сказались оба фактора – некоторый внутренней процесс и переселение 1954 г., после которого туда вернулись не все жители. 3. Подобное соотношение числа домов и жителей можно получить, если под «домом» понимать все строения, в том числе хозяйственные, имеющиеся в поселении.
6 Таким образом, в долине Язгулема в настоящее время имеется 8 кишлаков, в пяти из которых (обозначены на карте красным) мы собирали информацию. Дело в том, что Шавуд, Зайч и Жафаг столь небольшие, что в них нет знающих информаторов. Например, самому возрастному жителю кишлака Зайч всего 45 лет.
7 2. Календарный счет и народные праздники. Рассмотрим календарный счет, который включает значимые праздники, события и приметные дни у жителей долины реки Язгулем. Начнем отсчет с зимней чилли.
8 2.1 Большая зимняя чилля (или чилла калон) начинается, по разным сведениям, с 18 по 22 декабря, причем наибольшую частотность имеет вариант «20 декабря» (таблица 1). Она представляет собой 40-дневный период, на который приходятся самые сильные морозы. Отметим тот факт, что в Язгулеме начало чилли «размыто» на пятидневный интервал, что отличается от счета в Шугнане и в Рошткале, в частности, где зимняя чилля начинается соответственно точно 18 и 20 декабря.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 17

Оценка читателей: голосов 0

1. Антонова Н.А., Дубова Н.А., Наврузбеков М.Н., Никифоров М.Г. Звезды в жизни населения долины реки Зеравшан. Вестник антропологии. 2023. №. 3. С. 26–41.

2. Гуломшоев С., Дубова Н.А., Никифоров М.Г., Полякова М.К. Календарно-астрономические представления жителей долины реки Ягноб. Восток (Oriens). 2023. № 3. С. 60–73.

3. Моногарова Л.Ф. Язгулемцы Западного Памира. Советская Этнография. 1949. № 3. С. 89–108.

4. Моногарова Л.Ф. Материалы по этнографии язгулемцев. Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. II. Под. ред. Н.А. Кислякова, Т.А. Жданко. М.: Изд. АН СССР, 1959. С. 3–94.

5. Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX – начале XX в. М.: Наука, 1975.

6. Мухиддинов И. Обряды и обычаи припамирских народностей, связанные с циклом сельскохозяйственных работ. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Отв. ред. В.Н. Басилов. М.: Наука, 1986.

7. Рахимов М.Р. Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период. Труды Института истории, археологии и этнографии. Т. XLIII. Сталинабад: Изд-во Акад. наук Таджик. ССР, 1957

8. Таджики Каратегина и Дарваза. Под ред. Н.А. Кислякова и А.К. Писарчик. Душанбе: Дониш, 1966.

9. Nickiforov M.G. Analysis of the calendar C. Ptolemy phases of the fixed stars. Bulgarian Astronomical Journal, 20:58–75, 2014.

10. Nickiforov M.G. The analysis of the events of stellar visibility in Pliny's natural history. Bulgarian Astronomical Journal, 25:52–63, 2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх