Становление стратегического партнерства Китая и Таиланда: роль Инициативы «Пояс и путь»

 
Код статьиS086919080029955-7-1
DOI10.31857/S086919080029955-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект 32
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы109-121
Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть развития отношений КНР и Таиланда с точки зрения укрепления стратегического партнерства на основе общих интересов.

Отношения КНР и Таиланда, прошли сложный путь, в 1950–1960-х гг. имела место взаимная вражда на фоне идеологического противостояния и войны в Индокитае. Перемены в международной политике в 1970-е гг. и камбоджийский кризис способствовали установлению отношений и развитию военных контактов на основе общего видения в сфере безопасности. В 1990-е и 2000-е гг. страны значительно углубили сотрудничество на двухсторонней и многосторонней основе, Таиланд сыграл важную роль в сближении КНР с АСЕАН.

В статье отмечается, что в тайской элите существует консенсус в отношении необходимости укрепления сотрудничества с КНР, что дает Таиланду новые возможности для экономического роста. Китай является главным торговым партнером и ключевым инвестором для Таиланда и предоставляет значительные возможности в реализации амбиций Таиланда в развитии передовых технологий и инфраструктуры.

Важной составляющей тайской внешней политики является умелое балансирование между великими державами.  Однако после государственного переворота 2014 г. на фоне ухудшения отношений с США, военная элита Таиланда значительно расширила  стратегическое партнерство  c КНР. Об этом свидетельствуют рост поставок китайской военной техники и масштабов совместных военных учений.

 Особое значение в укреплении сотрудничества двух стран имеет Инициатива «Пояс и путь», флагманским проектом которой является строительство высокоскоростной железной дороги Бангкок–Нонгкай и развитие транспортного коридора Китай–Лаос–Таиланд, что предоставляет странам новые логистические возможности. В статье отмечается, что в переговорах с КНР Таиланд следует стратегии экономической автономности и последовательно отстаивает свои интересы, что приводит к определенным задержкам в реализации проекта, но с чем Китай вынужден считаться и идти на уступки.

Ключевые словаТаиланд, Китай, АСЕАН, Пояс и путь, железная дорога, военное сотрудничество
Получено12.02.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов33735
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В контексте растущего стратегического соперничества КНР и США в Юго-Восточной Азии (ЮВА), актуальной задачей представляется исследование отношений КНР с отдельными странами региона, в т. ч. с теми. которые традиционно считались опорами США в ЮВА. Особый интерес представляет развитие партнерства Китая и Таиланда, одного из региональных лидеров, второй экономики АСЕАН, где за последние десятилетия Пекин смог значительно расширить свое присутствие как в экономической, так и военной сфере, что уже заставляет говорить о постепенном дрейфе «старейшего союзника» США в Азии в сторону КНР.
2 Целью статьи является выявление особенностей становления китайско-тайского стратегического партнёрства, а также специфики реализации инициативы «Пояс и путь» в Таиланде и её значения в двухстороннем и региональном сотрудничестве.
3

СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ КНР и ТАИЛАНДА

4 После Второй мировой войны внешняя политика Таиланда шла в фарватере США. В 1949 г. Таиланд отказался признавать КНР и поддерживал союзнические отношения с Гоминьданом на Тайване. Таиланд был соучредителем Организации Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) в 1954 г., суть деятельности которой было противодействие коммунистической экспансии в ЮВА. Таиланд предоставил свои аэродромы для ВВС США для военных операций во время войны во Вьетнаме. Опасения Таиланда перед Китаем были вызваны поддержкой КНР народно-освободительных движений, возглавляемых коммунистическими партиями по всему Индокитаю.
5 На севере и северо-востоке Таиланда также сформировались очаги партизанской борьбы против центральной власти, возглавляемой Коммунистической партией Таиланда (КПТ). Бедность местного сельского населения, наличие нацменьшинств, близость к Лаосу, в котором шла гражданская война, стали благоприятной почвой для разрастания повстанческого движения. В 1965 г. по инициативе КПТ была создана Народно-освободительной армии Таиланда. КНР оказывала материальную поддержку повстанцам через Лаос, из китайской провинции Юньнань стала вещать радиостанция КПТ «Голос народа Таиланда».
6 Отношения двух стран оставались враждебными вплоть до начала 1970-х гг. Однако ряд перемен в международной политике поспособствовали сближению двух стран. Прежде всего это вывод американских войск из Вьетнама в 1973 г. и потепление в отношениях между США и КНР, и одновременно нарастающие противоречия в отношениях КНР и Северного Вьетнама на фоне советско-китайского раскола. Становилось ясно, что после падения Сайгона в апреле 1975 г. коммунистические силы близки к взятию под свой контроль всего Восточного Индокитая и Таиланд нуждался в сильном партнере, который мог оказать ему поддержку. КНР, в свою очередь, также стремилась улучшить отношения с Таиландом для сдерживания экспансии Вьетнама в регионе. После встречи премьер-министра Кыкрита Прамота и Мао Цзэдуна в 1975 г. стороны подписали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 56

Оценка читателей: голосов 0

1. Канаев Е.А. Китайское деловое присутствие в Юго-Восточной Азии как фактор развития Инициативы «Пояс и Путь». Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Т. 1. № 1 (54). С. 30–43.

2. Ломанов А.В. Внешнеполитическая идеология Китая в преддверии ХХ съезда КПК. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2022. Т. 27. № 27.C. 25–41.

3. Перспективы развития железных дорог Таиланда и Лаоса. Же-лезные дороги мира. 2022. № 4. С. 58–64.

4. Фомичева Е.А. Трудности консенсуса по ЮКМ (пример Лаоса, Камбоджи, Таиланда). Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 32. С. 82–90.

5. Чжунтай Цяньшу Тицянь Шисянь Шуцай Хэ Шуйго Лин Гуаньшуй Сеи (中泰签署提前实现蔬菜和水果零关税协议; Китай и Таиланд подписали соглашение о досрочном достижении нулевых тарифов на овощи и фрукты). 19.06.2003. http://www.mofcom.gov.cn/article/ae/ai/200306/20030600100969.shtml (accessed: 30.11.2023) (In Chinese).

6. Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Чжэнфу Хэ Тай Ванго Чжэнфу Ляньхэ Синьвэнь Гунбао (中华人民共和国政府和泰王国政府联合新闻公报; Совместное коммюнике правительства КНР и правительства Таиланда). 20.10.2023. https://www.mfa.gov.cn/web/ziliao_674904/1179_674909/202310/t20231020_11164330.shtml (accessed: 3.12.2023) (In Chinese).

7. Anutin bok pood tueng Sinovac muen pood tueng Cheen, cha doi kha wa pee nong rao mai dee maid ai (Criticism against Sinovac is criticism against China – we do not criticize our sibling, said Anutin). 31.08.2021. https://www.matichon.co.th/politics/news_2915912 (ac-cessed: 28.11.2023) (In Thai).

8. ASEAN Stats Data Portal. https://data.aseanstats.org/trade-annually (accessed: 30.11.2023).

9. Campbell C. Thailand’s Leader Promised to Restore Democracy. Instead He’s Tightening His Grip. Time. 21.06.2018. https://time.com/5318235/thailand-prayuth-chan-ocha/ (accessed: 21.11.2023).

10. Chen S. China Will Transfer High-Speed Railway Tech to Thailand, Engineers Say. South China Morning Post. 15.05.2023. https://www.scmp.com/news/china/science/article/3220383/china-will-transfer-high-speed-railway-tech-thailand-engineers-say (accessed: 21.11.2023).

11. Chinese Business Community Confident of BRI Benefits. Thai PBS World. 24.10.2023. https://www.thaipbsworld.com/chinese-business-community-confident-of-bri-benefits/ (accessed: 15.01.2024).

12. Chinwanno C. Rising China and Thailand’s Policy of Strategic Engagement. The Rise of China: Responses from Southeast Asia and Japan. Jun Tsunekawa, ed. Tokyo: The National Institute for Defense Studies, 2009. Pp. 81–109.

13. Govt Pledges to Finish High-Speed Rail Link to China by 2028. Bangkok Post. 6.07.2022. https://www.bangkokpost.com/business/general/2340997 (accessed: 21.01.2024).

14. Panich N. La Chine et la Thaïlande, du Fond des Âges jusqu’aux Routes de la Soie. 23.07.2023. https://observatoirenrs.com/2023/07/23/la-relation-chine-thailande-du-fond-des-ages-jusqua-la-bri/ (accessed: 27.10.2023).

15. President Xi Jinping Holds Talks with Thai Prime Minister Prayut Chan-o-cha. Website of PRC’ Embassy in Sweden. 19.11.2022. http://se.china-embassy.gov.cn/eng/zgxw_0/202211/t20221119_10978201.htm (accessed: 21.12.2023).

16. Richter F.-J. Business Networks in Asia: Promises, Doubts, and Perspectives. Westport, Conn.: Quorum Books, 1999.

17. Sawasdipakdi P. Thailand’s Engagement with China’s Belt and Road Initiative: Strong Will, Slow Implementation. Asian Perspective. 2021. Vol. 45(2). Pp. 349–374.

18. Shimato H., Li F. The Сhina Business of Leading Southeast Asian Conglomerates. Mitsui.com. January 2023. https://www.mitsui.com/mgssi/en/report/detail/__icsFiles/afieldfile/2023/03/08/2301h_shimato_li_e.pdf (accessed: 29.10.2023).

19. Songkran G. Thailand Should Steadfastly Reject 'the China Model'. Bangkok Post. 25.02.2015. https://www.bangkokpost.com/opinion/opinion/483368/thailand-should-steadfastly-reject-the-china-model (accessed: 16.01.2024).

20. Thai Deal to Buy Chinese Frigate Expected by Year-End: Minister. The Nation.7.11.2023. https://www.nationthailand.com/thailand/general/40032637 (accessed: 29.10.2023).

21. The State of Southeast Asia: 2023 Survey Report. Singapore: ISEAS-Yusof Ishak Institute, 2023.

22. The View from Thailand. Australian Foreign Affairs. 5.07.2023. https://www.australianforeignaffairs.com/afamonthly/the-view-from-thailand (accessed: 15.01.2024).

23. Time to Revisit Canal Project. Bangkok Post. 20.01.2020. https://www.bangkokpost.com/opinion/opinion/1839359/time-to-revisit-canal-project (accessed: 02.12.2023).

24. US, Thailand Sign Landmark Information Exchange Agreement. US Air Force website. 8.06.2022. https://www.af.mil/News/Article-Display/Article/3057019/us-thailand-sign-landmark-information-exchange-agreement/ (accessed: 29.11.2023).

25. Zawacki B. Thailand: Shifting Ground between the US and a Rising China. London: Zed Books, 2017.

Рис. 1. Динамика товарооборота Таиланда с КНР, Японией, США в 2003-2022 гг. (млрд долл) [ASEAN Stats Data Portal, 2023] (Рис.1.jpg, 62 Kb) [Скачать]

Рис.2. Маршрут высокоскоростной китайско-лаосской ж/д Куньмин-Вьентьян и строящейся высокоскоростной ж/д Нонгкхай-Бангкок. (Рис.2.jpg, 48 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх