Перспективы формирования новой архитектуры национальной безопасности Сомали

 
Код статьиS086919080029916-4-1
DOI10.31696/S086919080029916-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заместитель начальника кафедры
Аффилиация: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
Адрес: Орёл, улица Игнатова, 2
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы135-146
Аннотация

На протяжении последних десятилетий ситуация в Сомали вызывает озабоченность мирового сообщества. Организация Объединенных Наций (ООН), Африканский Союз (АС), Европейский Союз (ЕС) и иные акторы предприняли ряд практических действий для урегулирования внутреннего конфликта, создания легитимных и дееспособных национальных институтов, в которых нуждаются народы Сомали.

Историческим моментом в динамике процессов в пользу мира стало решение Лондонской конференции по Сомали 2017 г. о поэтапной передаче полномочий по обеспечению внутренней безопасности национальным властям. Формирование нового подхода к стабилизации представляется вполне оправданным и повышает ответственность правительства Сомали за ситуацию стране. Поэтому приближающийся плановый период вывода миссии АС актуализирует исследование возможных моделей обеспечения безопасности в Сомали.

Целью данного исследования является оценка перспектив формирования Архитектуры национальной безопасности Сомали после вывода миротворцев АС с учётом субрегиональных факторов.

В процессе исследования автором рассмотрено изменение подходов ООН, АС, ЕС к стабилизации обстановки в Сомами. Отмечено, что многолетние усилия международных партнеров оказывают положительное влияние на развитие потенциала национальных сил безопасности. Опыт стабилизации в регионе бассейна озера Чад, Демократической Республике Конго и Южном Судане позволил выделить возможные подходы субрегиональных акторов к урегулированию внутренних конфликтов и противодействию трансграничной террористической угрозе.

Рассмотрение возможной субрегиональной поддержки стабилизационных процессов Сомали проведено на примере двух амбициозных в сфере обеспечения безопасности объединений, членом которых является данное государство, – Межправительственной организации по развитию (ИГАД) и Восточноафриканского сообщества (ВАС). 

Отмечено, что основополагающими условиями для выбора новой модели Архитектуры национальной безопасности могут стать политическая воля и готовность властей Сомали к принятию ответственности за ситуацию в стране. При этом вступление Сомали в члены ВАС расширяет перспективы субрегиональной помощи в сфере обеспечения внутренней безопасности. 

Ключевые словаООН, АС, ЕС, Сомали, миротворчество, архитектура национальной безопасности, субрегиональные организации
Получено11.06.2024
Дата публикации25.08.2024
Кол-во символов27252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Более 40 лет ООН и партнеры по миротворчеству прилагают усилия для урегулирования внутреннего конфликта в Сомали, которое по данным Института по исследованиям в сфере безопасности наряду с Южным Суданом входит в пятерку самых небезопасных государств мира [The state of peace and security in East Africa 2021, р.1].
2 Для стабилизации обстановки в стране в 1992–1995 гг. были последовательно развернуты две миротворческие операции, неудачи которых послужили основанием для кардинального пересмотра подходов ООН к миротворчеству [Шагалов 2005, Пархоменко 2020, Урнов 2022].
3 Важно отметить, что после вывода миротворческих сил ООН проявила политическую волю и приняла решение сохранить присутствие в стране в формате специальной политической миссии – Политического отделения ООН для Сомали (UNPOS)1. 1. UNPOS находилась вне территории Сомали около 17 лет и официально вернулась в столицу Сомали г. Могадишо только в 2012 г. (прим. авт.).
4 Наряду с действиями в поддержку политического процесса ООН совместно с партнерами различного уровня, органами государственного управления и организациями гражданского общества Сомали разрабатывала новые подходы к стабилизации ситуации в стране, основанные на разделении сфер ответственности субъектов миротворчества.
5 Некоторые аспекты действий мирового сообщества по урегулированию в Сомали нашли отражение в публикациях российских авторов [Шагалов, 2005; 2011; Ютяева, 2021; Пархоменко, 2020; Денисова, Костелянец, 2023], но комплексного исследования перспектив формирования новой архитектуры безопасности Сомали и возможной роли в данном процессе субрегиональных акторов проведено не было. При исследовании перспектив новых подходов к стабилизации в Сомали наряду с российскими источниками были использованы публикации иностранных авторов [Sawyer, 2021; Wepundi, Sharamo, 2021; Day, Hunt, 2023; Wario, Hassen, 2023].
6 Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, позволяющем учесть все многоплановые аспекты деятельности по урегулированию внутреннего конфликта в Сомали, а также системном подходе, логически подтверждающем взаимосвязь и целостность многолетних миротворческих усилий глобального, региональных, субрегиональных и национальных акторов.
7

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ОСИ «ООН-АС» ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В СОМАЛИ

8 Важным этапом в процессах урегулирования конфликта в Сомали стало принятое в январе 2007 г. Советом мира и безопасности (СМБ) АС решение о развертывании миссии региональных стабилизационных сил. Это решение было подкреплено 20 февраля 2007 г. СБ ООН, уполномочившим АС на основании главы VII Устава ООН развернуть Миссию Африканского союза в Сомали (AMISOM) [S/RES/1744, 2007].
9 Утвердив мандат AMISOM ООН предприняла попытку передать ответственность за «силовое миротворчество» региональным силам безопасности, приняв на себя мероприятия по материально-технической поддержке их деятельности [Шагалов, 2011, с. 212]. Данный подход в определенной мере возможно рассматривать как поддержку на уровне ООН реализации принципа «африканских решений для африканских проблем» [Денисова, Костелянец, 2023, с. 453].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 8

Оценка читателей: голосов 0

1. Денисова Т.С., Костелянец С.В. «Африканским проблемам – африканские решения»: миротворчество в деятельности Африканского союза и африканских региональных организаций. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23, № 3. С. 451-465. – DOI 10.22363/2313-0660-2023-23-3-451-465.

2. Ивкина Н.В., Лошкарев И.Д. Проблема формирования оборонной идентичности ЕС: опыт миротворчества в Африке. Восток (Oriens). 2023. № 5. С. 81-91. – DOI 10.31857/S086919080027280-5.

3. Костелянец С.В. ИГАД: от борьбы с засухой к разрешению вооруженных конфликтов. Разрешение военно-политических конфликтов в Африке: роль региональных организаций. Отв. ред. С.В. Костелянец, А.А. Ткаченко. М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 9-15.

4. Межправительственная организация по развитию (ИГАД). МИД Российской Федерации. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/afrikanskie-organizacii/1733714/ (accessed 07.01.2024).

5. Парланова А.Т. Международная помощь Сомали: сочувствующие доноры или стратегические интересы? Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. № 5. С. 113-118.

6. Пархоменко В.К. США - Сомали: эскалация американского участия в войне против «Аш-Шабааб». США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50, № 12. С. 100-113. – DOI 10.31857/S268667300012651-6.

7. Россия-Восточноафриканское сообщество – ВАС. МИД Российской Федерации. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/afrikanskie-organizacii/1741809/ (accessed 07.01.2024).

8. Тишков С.А. Деятельность многокомпонентных миротворческих миссий ООН: современная парадигма, императивы совершенствования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Орел, 2011

9. Урнов А. Ю. Политика США в Африке к Югу от Сахары. Ученые записки Института Африки РАН. 2022. № 3(60). С. 6-25.

10. Шагалов В.А. Миротворческая операция ООН в Сомали в 1992 - 1995 годах. Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2005. Т. 147, № 1. С. 157-177.

11. Шагалов В.А. Гражданская война в Сомали и миротворческая операция Африканского союза. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 1. С. 207-216.

12. Ютяева И.Р. Африканский Союз в роли миротворца: миссия выполнима? Восток (Oriens). 2021. № 3. С. 193-203. – DOI 10.31857/S086919080014989-4.

13. About EUCAP Somalia. https://www.eeas.europa.eu/eucap-som/about-eucap-somalia_en?s=332 (accessed 21.01.2024).

14. AMISOM Hands Over a New Police Station to Somali Police Force. https://amisom-au.org/2016/02/amisom-hands-over-a-new-police-station-to-somali-police-force/ (accessed 08.01.2024).

15. AMISOM hands over Motorcycles to the Somali Police Force. https://amisom-au.org/2015/10/amisom-hands-over-motorcycles-to-the-somali-police-force/ (accessed 08.01.2024).

16. ATMIS Hands Over Newly Constructed Police Station at Jowhar Airport in Hirshabelle State. https://atmis-au.org/atmis-hands-over-newly-constructed-police-station-at-jowhar-airport-in-hirshabelle-state/ (accessed 08.01.2024).

17. Communiqué of the Third Heads of State Conclave on the Democratic Republic of Congo. 2022. https://www.eac.int/communique/2504-communiqué-the-third-heads-of-state-conclave-on-the-democratic-republic-of-congo-the-nairobi-process (accessed 12.01.2024).

18. Communiqué of the 22-nd Ordinary summit of the East African Community Heads of State. 2022. https://www.eac.int/communique/2537-communiqué-of-the-22nd-ordinary-summit-of-the-east-african-community-heads-of-state (accessed 12.01.2024).

19. Day A., Hunt C.T. A Perturbed Peace: Applying Complexity Theory to UN Peacekeeping. International Peacekeeping. 2023. Vol. 30. No. 1. Pp. 1-23. DOI: 10.1080/13533312.2022.2158457.

20. East African Community. https://www.eac.int/ (accessed 12.01.2024).

21. European Union Naval Force Somalia Military Operation ATALANTA. https://www.eeas.europa.eu/eu-navfor-somalia/european-union-naval-force-somalia-military-operation-atalanta_und_en (accessed 21.01.2024).

22. EUTM Somalia in Figures. https://www.eutm-somalia.eu/ (accessed 08.01.2024).

23. Montclos M-A. Boko Haram, une exception dans la mouvance djihadiste? Politique étrangère. 2015. Vol. 80, No. 2. DOI:10.3917/pe.152.0147. [Montclos M-A. Boko Haram, an Exception within the Jihadist Movement? Politique étrangère. 2015. Vol. 80, No. 2. DOI:10.3917/pe.152.0147.].

24. MNJTF Mandate. https://mnjtffmm.org/mandates/ (accessed 07.01.2024).

25. Okeke J.M. Blended Stabilisation? Experiences from the Lake Chad Basin region. ACCORD Conflict & Resilience Monitor, November 25, 2020. https://www.accord.org.za/analysis/blended-stabilisation-experiences-from-the-lake-chad-basin-region/ (accessed: 05.01.2024).

26. S/RES/1744. 2007. https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2007 (accessed 07.01.2024).

27. S/RES/2520. 2020. https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2020 (accessed 07.01.2024).

28. S/RES/2628. 2022. https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2022 (accessed 07.01.2024).

29. S/RES/2710. 2023. https://daccess-ods.un.org/tmp/6342246.53244019.html (accessed 07.01.2024).

30. S/2023/758. 2023. https://unsom.unmissions.org/secretary-generals-reports (accessed 08.01.2024).

31. S/2016/951. 2016. https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/reports-submitted-transmitted-secretary-general-security-council-2016 (accessed 07.01.2024).

32. S/2023/574. 2023. https://www.un.org/securitycouncil/ru/ontent/reports-submitted-transmitted-secretary-general-security-council-2023 (accessed 07.01.2024).

33. Sawyer K. Can the East African Community stabilize eastern DRC? ISS Today, November 01, 2022. https://issafrica.org/iss-today/can-the-east-african-community-stabilise-eastern-drc (accessed 07.01.2024).

34. Sherman J., Sarfate A., Dahir I. The Future of UN Peacekeeping and Parallel Operations. International Peace Institute. https://www.ipinst.org/wp-content/uploads/2021/01/Future-of-Peace-Operations-and-Parallel-Forces-js.pdf. (accessed: 05.01.2024).

35. The Agreement Establishing the Inter-Governmental Authority on Development (IGAD). https://igad.int/ (accessed 07.01.2024).

36. Wario H., Hassen R. Too much, too fast? Somalia joins the East African Community. ISS Today, November 01, 2023. https://issafrica.org/iss-today/too-much-too-fast-somalia-joins-the-east-african-community (accessed 07.01.2024).

37. Wepundi М., Sharamo R.D. The state of peace and security in East Africa. ISS Monograph 205, 2021. https://issafrica.org/research/monographs/the-state-of-peace-and-security-in-east-africa (accessed: 05.01.2024).

38. Zabala M.L. Assessing the Effectiveness of the Multinational Joint Task Force. ACCORD Conflict & Resilience Monitor, February 24, 2023. https://www.accord.org.za/analysis/assessing-the-effectiveness-of-the-multinational-joint-task-force/# (accessed 07.01.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх